Сюжет
На дворе XIX век, когда Британской империей правила королева Виктория. Дом Фантомхайвов — одна из ближайших к правительнице семей, прозванная «цепными псами Её Величества». Однако большой пожар уничтожил её главное поместье и почти весь род.
Остался один лишь Сиэль — мальчик 12 лет, переживший смерть родителей и издевательства недоброжелателей. Чтобы выжить, он заключает контракт с демоном: в обмен на душу аристократа демон клянётся служить ему. Так он стал дворецким Себастьяном и начал помогать Сиэлю в нелёгкой работе личного детектива королевы.
Революция Square Enix
Square Enix известен большинству прежде всего как издатель видеоигр. Однако конгломерат развивает и другие направления: снимает аниме и печатает мангу. Свои комикс-издательства она назвала Gangan, под лейблом которой выпускают несколько журналов: Monthly Shonen Gangan, GFantasy, Young Gangan, Gangan Online, Gangan Joker и Big Gangan. Все они формально предназначены для мужской аудитории.
Для Square Enix важно было выпускать именно мужские журналы, так как основную аудиторию комиксов и их игр составляли мужчины. Но франшизы корпорации слабо соотносились с типичными представителями жанров: дизайн героев Final Fantasy и Kingdom Hearts был не маскулинным, а скорее андрогинным. Более того, чтобы соревноваться с более крупными издателями, Gangan надо было предложить рынку что-то новое и найти новую аудиторию.
Поэтому редакторы сделали ставку на мангак-женщин. Так появились «Стальной алхимик» Хирому Аракавы, «Сердца пандоры» Джюн Мочидзуки, «Саюки» Кадзуи Минэкуры и «Тёмный дворецкий» Яны Тобосо. Конечно, редакторы не отказывались от авторов-мужчин: одним из главных хитов Shonen Gangan был «Пожиратель Душ» Ацуши Окубо, а в Gangan Joker гремела «Убийца Акамэ!» Takahiro и Тэцуи Таширо.
Однако своими историями Square Enix стали размывать эту грань: «Стальной алхимик» показал, что женщина-мангака способна сделать многогранный и глубокий баттл-сёнэн, а «Тёмный дворецкий» — что девушки могут интересоваться драками, убийствами и прочими мрачными вещами. Надо понимать, что для японцев гендерные стереотипы всё ещё играют важную роль в межгендерных отношениях. Однако истории Gangan взбодрили и разнообразили стагнирующий жанр баттл-сёнэна, в том числе повлияв на представления о маскулинности и женственности.
Уникальный стиль
Яна Тобосо родилась в 1984 году, поэтому её взросление пришлось на хайп вокруг ню-металла, Тима Бёртона и подъёма доджинши — самиздат для непрофессиональных мангак. Тобосо рисовала не просто фанфики, а яой — гей-мангу порнографического характера. Всё это повлияет на её работы: у Бёртона она позаимствовала фриковатую готическую эстетику, у рока нулевых — агрессивные мрачные образы, а у яоя — постоянные намёки на интимную связь между мужчинами.
В 2005 году выйдет первая сериализованная работа Тобосо — «Восставшие из пепла». В ней мангака уже показала многие отличительные черты своего стиля: андрогинные юноши, готический дизайн персонажей и вкрапления шёджё-элементов в визуальный нарратив. Однако мангака отчаянно подражала стереотипам жанра: сделала главным героем неотёсанного аутсайдера, сексуализировала женских персонажей, вставляла названия особых ударов. Из-за этого манга мало интересовала читателей, поэтому редакторы GFantasy закрыли её спустя всего шесть глав.
Но уже в следующем году Тобосо выпускает новую и пока самую успешную мангу — «Тёмный дворецкий». В ней она перестала преследовать формулу «правильного баттл-шёнэна», вместо чего сосредоточилась на собственных достоинствах: создала мнимое сексуальное напряжение между главными героями с возмутительной разницей в возрасте. Более того, авторка сделала особый акцент на костюмах: фанатично прорисовывает детали гардероба, не забывая добавлять рюшечки, кружева, брокаты и ювелирные изделия.
Тобосо также большое внимание уделяет внутренним переживаниям героев: она не так часто проговаривает чувства, но визуализирует их ассоциативными оттенками и предметами. Всё это создаёт закономерное противоречие у аудитории: сёнэн-протагонист, движимый местью, оказывается в сёдзё-декорациях. Однако это сработало: манга успела разойтись тиражом в 35 млн копий. Именно после «Тёмного дворецкого» в сёнэн-журналах стали появляться подобные концепты: «Туалетный мальчик Ханако», «Мемуары Ванитаса» и «Патриотизм Мориарти» тому пример.
Образ колонизатора
Сюжетно «Тёмный дворецкий» отличается от обычного сёнэна: он похож на японскую версию «Шерлока Холмса», где каждая арка посвящена отдельному расследованию. При этом сам главный герой — не убеждённый добряк, мечтающий о свободе и мире, а злопамятный мститель. Поэтому и его отношения с Себастьяном, какими бы взаимовыгодными не казались, остаются токсично созависимыми.
Но Тобосо смотрит на своих героев так же очарованно, как и на викторианскую Англию, полную аристократов-рабовладельцев, индийских беженцев и маньяков. Вместо отвращения к колонизатору, мангака с удовольствием смакует его культурное и гастрономическое наследие: перечисление зверств Джека Потрошителя соседствует с описанием благородства чаёв, а переиначивание «Собаки Баскервилей» подаётся вместе со всевозможными лакомствами.
Тобосо явно не одну ночь провела за исследованием локальной моды, с чёткостью до миллиметра перерисовывая цилиндры, перстни, манжеты и прочие детали одежды. При этом, чтобы избежать какой-либо оценки политики Британской империи, она не забывает о колонизаторской природе этого богатства, из-за чего аристократы и даже сама Виктория выступают скорее антигероями.
Почему все ненавидят
Ненавидеть «Тёмного дворецкого» стали почти сразу после выхода и поводы для этого были в меру разумными. Многие видели сексуальный подтекст во взаимоотношениях 12-летнего Сиэля и взрослого Себастьяна. Тобосо постоянно заигрывала с ожиданиями зрителей, рисуя персонажей в неоднозначных позах, однако никогда открыто не показывала и не проговаривала какую-либо связь между ними, кроме товарищеской.
По-началу также были недовольны читатели-мужчины, которых возмущала женственность казалось бы мужского комикса. Многие даже называли «Тёмного дворецкого» «отаку-мангой», то есть сделанной для анимешников и использующих соответствующие элементы: кошачьи ушки, горничные костюмы и т. д.
Аниме-экранизацию же не любят читатели манги из-за неследования первоисточнику. Продюсеры запустили сериал, когда вышло слишком мало глав, только девять эпизодов первых двух сезонов основано на оригинальной манге. При этом создатели сильно приземлили визуальный язык Тобосо: вместо абстрактных фонов, выражающих чувства, они используют саундтрек или «игру персонажа» — термин, которым называют анимацию мимики и движений. Но первые два сезона не отличались выдающейся анимацией, из-за чего герои выглядели скорее как застывшие куклы, чем реальные люди.
Начиная с третьего сезона франшиза вернулась к событиям оригинальной манги и больше с них не сворачивала. Более того, после семилетнего перерыва в 2024 году за сериал взялась студия CloverWorks, известная выдающейся анимацией и вниманием к первоисточнику. При этом сами арки считаются одними из лучших в хронологии манги. Поэтому можно сказать, что «Тёмный дворецкий» переживает уже третий в своей истории ренессанс.
Однако нерегулярный выход новых глав манги и сезонов сериала сильно понизил рейтинг «Тёмного дворецкого» среди зрителей. На смену ему пришли более яркие «Мемуары Ванитаса», более выразительный «Патриотизм Мориарти» и даже более неоднозначные корейские манхвы. Поэтому спустя 19 лет манга Яны Тобосо перестала удивлять и выделяться, но зато вызывает ностальгию у тех фанатов, переживших времена, когда аниме считалось увлечением для фриков.