Метрополитен-музей в Нью-Йорке приобрёл необычную работу художника-неокласика Жака Амана. Картина особенна тем, что изображает портрет порабощённого мальчика смешанной расы по имени Белизар (Bélizaire) в окружении семьи-рабовладельцев. Изображение самого Белизара было закрашено слоями краски на протяжении 100 лет и только недавно было отреставрировано.
Французский художник-неоклассик Жака Гийом Люсьен Аман работал в Новом Орлеане с конца 1830-х по 1850-е годы. Предполагается, что в 1837 году он и запечатлел картину «Белизар и дети Фрея».
Портрет Фрея показывает удивительную близость между четырьмя детьми, предполагая, что Белизар был ценным членом семьи, несмотря на его порабощённый статус. Но в какой-то момент, на рубеже веков, кто-то закрасил Белизара, не только стерев его из истории семьи Фреев, но и затмив редкий образец эпохи реалистичного портрета порабощённого человека.
В 1972 году праправнучка Фреев, Одри Грассер, подарила картину Художественному музею Нового Орлеана. Одри тогда предупредила музей, что слабые очертания четвертой фигуры в композиции были остатками портрета порабощённого человека.
Однако учреждение предпочло ничего не делать с этой информацией. Картина хранилась в музейном хранилище до 2005 года, потом была продана на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 7200 долларов.
В 2013 году фотографию картины увидел коллекционер из Луизианы Джереми Симьен. Он отследил полотно и приобрёл его в 2021 году. Он нанял реставратора Крейга Кроуфорда и историка Кэти Шэннон, которая выяснила имя Белизара и год рождения (1822) благодаря данным переписи населения.
Записи о государственной собственности показали, что семья Фрея купила мальчика и его мать Салли, когда ему было всего шесть лет. На момент написания портрета ему было около 15 лет, и он, вероятно, был гувернёром для детей на картине, ни один из которых не дожил до совершеннолетия. В 1856 году Корали Фрей продала Белизара на плантацию Эвергрин. Потом начала Гражданской войны в 1861 году, записи о жизни Белизара отсутствуют.
Реставратор Кроуфорд полагает, что закрашивание, стирающее Белизера, было выполнено в конце 19-го или начале 20-го века — в то время, когда на Юге царили законы Джима Кроу, и изображение белых детей и их порабощённого опекуна как близких было неуместным.
«С большим мастерством [Аманс] раскрыл нюансы расовой напряженности того времени в композиции, изображая пятнадцатилетнего Белизера, погруженного в свои мысли и тонко отделенного от детей своего Белого поработителя», — сказала Элизабет Корнхаузер, почётная кураторка Метрополитен-музея.
В прошлом году картина была выставлена на специальной выставке в Музее южного искусства Огдена в Новом Орлеане, а теперь будет выставлена в постоянной экспозиции Метрополитен-музея.
На фото: Картина «Белизар и дети Фрея» до реставрации
Коллекционер Джереми Симьен с картиной «Белизар и дети Фрея» после реставрации