Поговорили с основательницами столичного секс-шопа «Позитивные вибрации», сёстрами Мариной и Ксенией Каширскими, о том, как они запустили своё дело, что предпочитают их клиенты и какие лицензии нужны.
Как вы запустились?
История нашего бизнеса несколько отличается от других: у нас не было ни бизнес-плана, ни тщательно накопленного стартового капитала. Всё началось с того, что Ксения училась в университете на психолога и ей нужно было выбрать специальность. Она выбрала сексологию. Я в это время тоже училась, параллельно начала увлекаться этой темой и проходила курс по сексологии из собственного интереса. Уже потом мы с ней решили попробовать открыть секс-шоп.
У нас не было ни своей точки, ни бизнес-плана, только 200 тысяч тенге.
Мы запустились в 2020 году, в разгар пандемии. Переименовали мой инстаграм-аккаунт, удалили все фотографии и закупили товар на 200 тысяч тенге, то есть всего лишь на 20 позиций. И начали делать публикации. На тот момент продать 1-2 смазки уже было достижением.
Мы подошли к этому супер непрофессионально, опыта продаж у нас не было, только бешеный интерес. В течение первого года мы работали онлайн, товар хранили дома. На маленькую сумму закупались, продавали и снова закупались. Постепенно количество товаров росло, как и оборот. Активно вели инстаграм, плюс очень помогло образование Ксении.
Когда вы решили открыть физическую точку?
Примерно через год. Тогда мы поняли, что людям очень важно щупать, рассматривать товар. После этого мы сменили ещё несколько пространств. Продажи увеличились в два раза сразу после того, как мы открыли физический магазин. Мы никогда не уходили в минус, учитывая наши маленькие цифры.
Со временем количество товаров и клиентов только увеличилось, но денег всё ещё было немного. Поэтому мы занимали у банка, делали это постепенно. Сначала 200 тысяч, потом 300 тысяч, полмиллиона, миллион тенге. Мы взяли на себя обязательство, занимать только у банка, чтобы была дисциплина возвращать деньги вовремя.
Секс-шоп – прибыльный бизнес?
Это прибыльный бизнес для тех, кто очень давно на рынке. Новичкам, даже нам (а нам три года), очень сложно раскручиваться, потому что это теневая ниша, рекламировать себя открыто, стандартными методами – практически невозможно. Сейчас возросла и конкуренция, но и у них скорее всего нет высокой прибыли из-за таких сложностей.
На что уходит самая большая часть расходов?
Колоссальная часть расходов уходит на закуп товара и аренду помещения, а также на зарплаты: продавцы, СММ, бухгалтерия, иногда курьерская служба. Конечно, должна быть большая статья расходов на маркетинг. Его мы только начинаем прощупывать, потому что классические инструменты у нас не работают.
Какой товар сейчас в тренде и что является бессмертной классикой?
Бессмертная классика – это вибраторы-кролики, они продаются всегда, и мы советуем каждой женщине иметь такой девайс. В Казахстане сейчас в тренде, наконец, секспросвет, где задача консультантов – не навязывать своё мнение, а углубиться в проблему или пожелание клиента и подобрать ему именно то, что необходимо. Нет какого-то одного продукта, который все берут. Мы все разные, как и наши потребности и фантазии.
Как вы нанимаете своих консультантов?
Консультанты в секс-шопе – очень ответственная позиция. Наша самая главная задача – это научить их мыслить как мы. Консультанты должны знать основы сексологии и анатомию человека. Продать игрушку легко, а вот продать игрушку так, чтобы она была полезна, сложнее. Продавец-консультант – это очень значимая, весомая фигура, которой мы должны передавать все свои знания.
Нужна ли лицензия или какое-либо разрешение?
Лицензия или какое-либо разрешение на открытие интим-магазина не нужно, но у нас есть свои подводные камни. Все игрушки должны быть сертифицированы, потому что на рынке очень много подделок, особенно презервативов Durex. Мы работаем с официальными поставщиками, которые выдают ряд документов о том, что они покупают продукцию прямо с заводов. Плюс в каждом секс-шопе нужна лицензия на продажу презервативов, так как это считается медицинским товаром.
Полезно ли для такого бизнеса образование психолога или сексолога?
В нашем случае очень полезно. Возможно, было бы полезнее иметь образование ближе к маркетингу или предпринимательству, но мы этому только учимся. Я не понимаю, как другие магазины, не обладая этими знаниями, могут продавать подобные товары, ведь прежде, чем что-то применить, ты должен понимать как это работает.
Применение игрушек – это не только дело физиологии, но и психология в том числе. Ведь такую проблему, как отсутствие оргазма, например, можно решить правильно подобранной игрушкой. И мы, прежде чем их предложить, даём подробную консультацию.
Какой главный совет дадите людям, которые хотят открыть секс-шоп?
Если вы хотите заработать денег, то лучше идите в другую нишу. Но если вы близки именно к этой тематике, хотите просвещать людей, начиная от подростков, которым нужно объяснять, что презервативы – это важно, а ЗППП – это не миф, и заканчивая вопросом нежелательной беременности и абортов, тогда открывайтесь.