Как лето 2023 года изменит киноиндустрию

Подходит к концу очередной киносезон, а, значит, можно начать подводить первые итоги традиционно самого кассового времени года и рассуждать о будущем Голливуда. Почему же мы хотим выделить именно летний период в отдельную статью? В основном это решение связано с небывалой динамикой в мировом кинопрокате и серией различных скандалов, случившихся в течение последних трёх месяцев. По мнению нашего кинокритика Ораза Керейбаева, лето 2023 будет иметь долгосрочный эффект на всю индустрию и, скорее всего, эффект этот будет негативным.

Кассовые сборы

Хочется начать разговор с показателей бокс-офисов. В этом сезоне Голливуд встретился с огромным количеством непредсказуемых результатов, что, естественно, заставит студийных боссов пересмотреть свой подход к выпуску лент в последующие годы. К примеру, ожидаемые хиты, такие как «Флэш» и пятый «Индиана Джонс» с треском провалились в прокате, заработав чуть больше вложенного в них бюджета. Если же добавить затраты на продвижение фильмов, то можно говорить об ощутимых дырах в бюджете студий. Неутешительными оказались и результаты «Элементарно», новых «Трансформеров» и седьмой части «Миссии невыполнима», которые, хоть и отбили все затраты, не принесли реальной прибыли. 

Помимо вышеперечисленных титанов, можно запросто назвать ещё целый ряд картин, не получивших достойных кассовых сборов и уже забытых массовым зрителем. Среди них «Особняк с привидениями», «Руби Гиллман: Приключения кракена-подростка», «Отвязные дворняги», и «Синий жук». Ни одна из этих лент даже не приблизилась к сумме, потраченной на производство. Ещё в конце весны мало кто мог предсказать столь слабые показатели у большинства вышеназванных фильмов. В том же 2022 году почти все масштабные картины смогли отбить вложенные деньги и даже заработать прибыль. 

Стоит отметить, что не все ленты оказались кассовым провалом. В пример можно привести и пятую часть «Астрала» с заработком в 190 миллионов долларов при бюджете в 17 миллионов, и среднебюджетную комедия «Без обид», которая приблизилась к бокс-офису в 90 миллионов при затратах в 45, и неожиданный «Звук свободы». О последнем фильме до выхода практически никто не слышал, но он стал хитом в США после выхода в прокат на День независимости.

Бюджеты

Почему же известные франшизы начали проваливаться, в то время как тёмные лошадки сделали кассу для студий? Единого ответа на этот вопрос дать нельзя. Ведь в случае с «Индианой Джонс» можно говорить об усталости зрителей от многолетней истории, в то время как «Миссия невыполнима» не смогла достигнуть ожидаемых показателей из-за близкой даты релиза к «Барби» и «Оппенгеймеру». Провал «Флэша» можно связывать с многочисленной критикой фильма, скандалами вокруг исполнителя главной роли и угощающего интереса к жанру супергероики. И так можно найти причины в каждом отдельном случае, шокирующих трендов в поведении зрителей нет.

Тем не менее однозначные выводы можно сделать по поводу вложенных бюджетов. К 2023 году стало ясно, что студии практически полностью прекратили выпускать фильмы со средним бюджетом. Теперь практически каждая обсуждаемая картина стоит от 100 миллионов долларов, а затраты иногда и вовсе приближаются к 300 миллионам. В этом году таких цифр достигли уже упомянутые «Индиана Джонс» и «Миссия невыполнима». При столь невообразимых вложениях, фильмы должны рассчитывать на мировые сборы в 800 миллионов и выше, чтобы их можно было назвать финансово успешными. Такие показатели являлись вполне резонными в препандемийные времена, но не в 2023 году. Для сравнения, в 2019 году целых девять лент преодолели отметку в миллиард долларов. Спустя восемь месяцев нынешнего года мы можем назвать лишь две картины, которые могут похвастаться схожими показателями: «Барби» и «Братья Супер Марио в кино». 

Из-за развития стримингов и отсутствия интереса у зрителей к походам в кинотеатры, Голливуд возможно наконец изменит свою стратегию, отдав предпочтение меньшему числу масштабных проектов. Сейчас каждый релиз для студии становится жизненно важным, ведь даже хорошие по сегодняшним меркам показатели могут привести к дырам в бюджете и увольнениям. И на самом деле возможный пересмотр стратегии пойдёт на пользу всем. Тут стоит вспомнить, что глава Disney Боб Айгер высказывался о желании изменить подход к выпуску фильмов Marvel и других крупным франшиз.

Бюджетные изменения пошли бы на пользу и режиссёрам. Ведь на данный момент большинство фильмов включают в себя либо невероятно большие затраты, либо невероятно низкие. Так, у большинства работников индустрии забрали те самые средне-бюджетные проекты, на которых те могли набивать руку. Поэтому сегодня авторы, зарекомендовавшие себя в камерных проектах, сразу же получают доступ к неимоверным суммам, что часто играет с ними злую шутку. Конечно, студии могут не прийти к таким решениям, а просто заменить одни умирающие франшизы другими, в надежде, что на этот раз зрители придут в кинотеатры.

«Барбенгеймер»

Единственным явным триумфатором лета остаются «Барби» и «Оппенгеймер». Об обеих картинах 98mag уже писал в отдельной статье. Сегодня же хочется поговорить про влияние данного феномена на индустрию. Наблюдая за внушительными кассовыми сборами картин, зритель может ненароком подумать, что студии наконец начнут отдавать большее предпочтение оригинальным историям и авторам с ярко-выраженным видением. Однако, как это обычно бывает, успех «Барби» вызвал у компании Mattel совершенно иную реакцию. Теперь корпорация по производству игрушек собирается выпустить 14 фильмов, основаных на всевозможных товарах компании. Конечно, даже о предполагаемом качестве картин говорить ещё рано, но очевидно, что такое количество релизов связано с желанием Mattel нажиться на популярности «Барби».

Другой вывод, который могли сделать студии из феномена «Барбенгеймера» — это промоушн двух контрастирующих лент, выходящих в прокат в одну неделю. Уже видны первые попытки добиться похожего эффекта от «Пилы 10» и «Щенячьего патруля: Мегафильма», дата релиза которых выпала на 29 сентября. Продвигается такой просмотр фильмов с помощью хэштега #SawPatrol. Естественно, сейчас данный вид маркетинга несёт стихийный характер, но возможно, в будущем студии попробуют повторить «Барбенгеймер», специально выпуская большие ленты в одни даты.

Наконец, стоит отметить возможное влияние «Оппенгеймера» на Голливуд. Байопик Кристофера Нолана, в отличие от большинства лидеров проката, представляет собой трёхчасовую драму, переполненную диалогами о физике и философии. Ещё весной трудно было представить, что такая картина сможет побить в американском прокате «Форсаж 10». Стоит ли нам ожидать больше схожих драм, нацеленных на огромные сборы? Возможно, тут студии будут ориентироваться на результаты «Убийц цветочной луны» и «Наполеона», над которыми, как и в случае с «Оппенгеймером», работали именитые режиссёры. Уже после результатов этих монолитных лент, Голливуд может дать зелёный свет другим схожим проектам.

Забастовка актёров и сценаристов 

Все вышеперечисленные планы студий могут пошатнуться о главную новость лета 2023 — забастовки гильдий сценаристов и актёров в США. Хотя первые вышли на улицы Лос-Анджелеса ещё в мае этого года, именно забастовка актёров запустила цепную реакцию из переносов фильмов и премий. Так, проходящие в начале осени кинофестивали в Венеции и Торонто практически полностью останутся без голливудских актёров, а традиционно осенняя премия «Эмми» теперь запланирована на 15 января 2024.

Однако тут важно напомнить, что результаты забастовки, выраженные в форме новых соглашений между актерами, сценаристами и продюсерами, будут иметь наибольшее влияние на индустрию. Сейчас мы можем наблюдать сдвиги в релизах, но если актёры и сценаристы не смогут заключить договор на своих условиях, то уже в ближайшем будущем мы будем смотреть фильмы и сериалы, частично написанные ИИ и с отсканированный массовкой. Что более важно в данной ситуации, множество актёров и сценаристов лишатся своих работ, а разрыв между большими голливудскими проектами и инди-фильмами станет только заметнее. Поэтому нынешние протесты — это борьба за кино как явление; а нынешнее лето — это начало перехода с препандемийной системы кинопроизводства в постпандемийную. Нам же остаётся только надеяться, что Голливуд сделает ставку на людей и креативный подход авторов, а не на роботов и франшизы.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Второй сезон «Аркейна»: больше, громче и ярче
Культура
#кино
Второй сезон «Аркейна»: больше, громче и ярче
Идём на перформанс «Корова» Маши Голым
Город
#события
Идём на перформанс «Корова» Маши Голым
Как создавался казахский дубляж «Моаны 2»
Культура
#кино
Как создавался казахский дубляж «Моаны 2»
Фэшн-перформанс QYSTAU четырёх казахстанских дизайнеров состоится в Алматы
Стиль
#мода
Фэшн-перформанс QYSTAU четырёх казахстанских дизайнеров состоится в Алматы
В Астане пройдёт ярмарка талантов Creative One
Город
#события
В Астане пройдёт ярмарка талантов Creative One