Just chill and watch K-Dramas: корейский сериальный феномен

Сегодня на городской площадке «Плюс Дача» от Яндекс Плюс в Главном Ботаническом саду пройдёт кинопоказ фильма «Паразиты» и паблик-ток кинокритика Олега Борецкого о корейском кинематографе, который в последние годы переживает новый расцвет.

И если оскароносные «Паразиты» стали катализатором для широких лент, то в мире сериалов кости бросила «Игра в кальмара». Рассказываем, как дорамы превращались в культурный феномен и зачем они так нужны Netflix.

Не заметить, как сильно возросло южнокорейское присутствие в мировом сегменте развлечений, сейчас очень сложно. Музыкальные чарты перманентно взрывают К-Рор группы, участники которых как по расписанию ежемесячно объявляются глобальными амбассадорами люксовых брендов, кинематограф переживает вторую волну популярности, а Netflix уверенно теснит местные телекомпании по производству сериалов. Ещё десять лет назад такое никому и не снилось. 

К слову, примерно десять лет назад кей-драмы (у нас прижилось название дорамы) и пришли в Казахстан, хотя поймать точный момент очень сложно. Вот вроде на дворе середина нулевых и диски с пиратскими версиями сериалов продаются на базарах в, дай бог, качестве 480 пикселей; а вот на календаре 2009 год и по «Ел Арна» и «31» крутят выпущенные в 2000-2005 годах «Осень в моём сердце», «Полный дом», «Ва Банк» и новенькую дораму о четырёх красавцах-богатееях и девушке из бедной семьи, которая позже станет настоящим Олимпийским огнём в руках сеульских киношников, – «Цветочки после ягодок» с покорившим сердца миллионов Ли Мин Хо. 

Сегодня образ дорам, как сериалов «для девочек» с преимущественно лёгкими незамысловатыми сюжетами, медленно растворяется в неудержимом наплыве контента на любой вкус и цвет – тут и детективы, и фэнтези, и мистика, и исторические, и психологические триллеры с куда более дорогим продакшеном, чем раньше. Совершенно новый уровень, который притягивает внимание так же сильно, как и корейское кино. Пройти мимо невозможно.

Когда и зачем: краткий хроноэкскурс в Корейский полуостров

Говоря о дорамах (изначально это японский термин), надо понимать, что под ними понимают в целом азиатские сериалы. Если снимали в Китае, то это C-Dramas, если в Японии, то J-Dramas, если в Корее, то очевидно, K-Dramas. Исключением, пожалуй, служат только тайские лакорны. Однако количество и, будем откровенными, качество именно корейского контента сделали так, что слово «дорама» сегодня становится синонимом именно к шоу из Южной Кореи. 

Кстати, в Северной Корее тоже снимают дорамы. Причём, по сообщениям южнокорейских СМИ, в последние годы в стране случился миниренессанс, который «сигнализирует о смене поколений в местной культуре и искусстве». Тем не менее, это не значит, что присутствие госпропаганды в северокорейских сериалах стало меньше. Один из последних проектов этого года «A Note of an Official of the Prosecutor’s Office» может послужить тому примером. 

1950-е

Возвращаясь к дорамам южного соседа, они начали свою культурную экспансию в рамках Корейской волны – Халлю, которая стартовала в конце 90-х. Однако снимать сериалы начали намного раньше – в 1956 году (через три года после разрушительной войны) режиссёр Чхве Чан Бон представил дораму «Узник камеры смертников», которая была снята на первой в стране студии HLKZ-TV. 

1960-е

Обороты производство дорам начало набирать в 1960-е, когда открылась телекомпания KBS, которая сейчас является одной из крупнейших на рынке. Самой популярной дорамой 60-х годов была Sajikgol Old West Room, вышедшая в эфир в 1967 году.

1970–80-е

Уже в следующем десятилетии рост числа телекомпаний привёл к конкуренции между тремя из них – KBS, TBC и MBC – за производство сериалов. В декабре 1980 года Южная Корея стала 81-й страной в мире, открывшей эпоху цветного телевещания. Появились шоу-программы с красочными сценами, а сериалы всё чаще стали сниматься на открытом воздухе. Именно в это время дорамы начали приобретать знакомые черты: всё чаще они представляли собой лёгкие романтические истории.

2000-е

Бум случился в 2000-х, когда дорамы возглавили раннюю волну Халлю. Первой поддалась Япония: сериал «Зимняя соната» спровоцировал повальное увлечение Корейской волной, а взрывная популярность дорам привела к увеличению числа японских туристов на 35,5% в 2004 году. В 2003 году сериал экспортировали в более чем 60 стран мира и он приобрёл неожиданный, но феноменальный рейтинг аудитории в Иране — более 80%.

За признанием последовало и жанровое разнообразие. Одним из ярких сюжетных направлений того времени стали темы измен и мести, но на тот период это был популярный общемировой троп – бразильские, аргентинские и мексиканские сериалы тоже вписывали их в свои сценарии. Зрителям полюбились и истории об уголовных расследованиях – отпечаток американских шоу. 

В это время всеми красками буйствует кинематограф: Пак Чан Ук забирает Гран-при за «Олдбоя» в Каннах и «Малого Золотого льва» за «Сочувствие госпоже Месть» в Венеции, Пон Джун Хо выпускает «Воспоминания об убийстве», Ким Ки Дук «Пустой дом» и «Весна, лето, осень, зима… и снова весна», а Ким Чжи Ун «Я видел дьявола». 

2010-е 

Эти годы можно считать рассветом – дорамы не только получили поклонников во многих странах, но и породили настоящих суперзвёзд, чьих новых проектов ждали с нетерпением. Самобытная колоритная культура, яркий стиль и мода привлекали с каждым годом всё больше и больше зрителей: первого  коммерческого успеха достигла дорама «Пиноккио», которая в 2014 году продала права на дистрибуцию в Китае за рекордные 280 000 долларов США за серию.

Форматы, сюжеты, персонажи и причём тут соджу

Как правило, дорамы написаны одним сценаристом и снимаются одним режиссёром, причём, продюсеры сильно ориентируются на рейтинги сериала. Держа руку на пульсе аудитории, они могут внести изменения в сюжет в соответствии со зрительскими ожиданиями. И случиться это может очень быстро – частенько серию снимают накануне её выхода в эфир, поэтому сократить хронометраж или вырезать арку не составляет труда. 

Дорамы редко растягиваются до 100 серий, – обычно речь идёт о 16 или 25 эпизодах, каждый из которых длится около часа. 

Особое значение для любого сериала играет музыкальное сопровождение – у всех дорам есть оригинальный саундтрек, который можно приобрести отдельно. Успех OST как правило способствует успеху дорамы, поэтому за ними часто обращаются к популярным айдолам, чтобы повысить ожидание и привлечь к просмотру их аудиторию. 

Но чем же дорамы так нравятся зрителям? 

По большей части дорамы – позитивные и «добрые», их можно назвать эмоциональной батарейкой, которая может отвлечь или поднять настроение после тяжёлой недели. Зачастую они рассказывают, как молодое поколение борется со своими страхами или строит отношения со старшими, коллегами, однокурсниками и одноклассниками, поднимают вопрос лукизма, который стал большой проблемой корейского общества, говорят о тягостях корпоративной культуры, в которой нужно по вечерам ходить в бары с боссом и перерабатывать, и жёстких условиях для школьников, для которых хорошая успеваемость билет в «хорошую жизнь». 

Это дорамы в жанре реализм, который до сих пор остаётся самым массовым и любимым среди зрителей не только за некоторую лёгкость в повествовании, но и за возможность по-разному говорить о социальных проблемах. 

Однако упомянутое жанровое разнообразие сегодня поражает своими размерами. Это и боевики, где агенты борются с коллегами с Севера, и исторические дорамы, раскрывающую древнюю историю Корейского полуострова, и ужасы с мстящими призраками, и полицейские детективы, и фэнтези, где в авангарде стоят персонажи местного фольклора – токкэби, жнецы, кумихо и другие. А иногда они все могут сосуществовать в одном тайтле, как, например, в «Силачке До Бон Сун», где хрупкая главная героиня имеет сверхсилу и получает работу телохранителя наследника богатой семьи, а параллельно происходят похищения молодых девушек.  

Пожалуй, множество пёстрых сюжетов с многообразием идей тоже подкупает – посмотрите полсотни дорам и вы не найдёте похожих историй. Корейские шоураннеры не просто генерируют массу таких самобытных сценариев, но и очень умело работают с конфликтами – они умеют их открывать и разрешать даже в рамках одной серии. Поэтому их истории прогрессивные и сложные. 

Между тем, через все сюжеты красной нитью проходят сцены с культурными особенностями, которые раскрывают корейский колорит: распитие соджу после долгого рабочего дня, когда персонажи могут выговорить под градусом то, о чём не могут сказать днём; заваривание рамёна в жестяных кастрюльках, после чего есть нужно строго над крышкой; телефоны Samsung, которые спонсируют шоу, а потому последние модели телефонов в руках у всех от мала до велика, даже у бедных церковных мышек.

Netflix бросает кости

Такими дорамы были до 2019 года. Конечно, они такими и остаются, однако теперь на рынок вышел новый игрок – Netflix

В 2019 году на экраны вышла картина «Паразиты» Пон Джун Хо, через год он забирает четыре статуэтки «Оскара», и вместе с тем на Корею поднимается ещё больше взглядов. С этого фильма кинематограф в стране начал переживать вторую волну популярности после нулевых. 

«Паразиты» смогли не просто гармонично раскрыть социальные проблемы внутри корейского общества, но и стереть лоск и глянец, осевший на картинке других выпускаемых фильмов и дорам. Теперь можно говорить громче, развязнее и не стесняться экспериментировать. Не просто дать своему персонажу нож в руки и сказать «убей», а дать нож и пообещать за это 45,6 млрд вон. 

«Игра в кальмара», вышедшая в 2021 году, стала самым прорывным проектом Netflix в Южной Корее, хотя пришла компания в страну ещё в 2016-м. В 2018-м она анонсировала свой первый оригинальный контент «Мистер Саншайн» – 24-серийную историческую драму. Хотя корейская индустрия развлечений уже давно известна качественным производством, «Мистер Саншайн» по-настоящему шокировал своей картинкой, полностью изменив ландшафт будущих сериалов.

Netflix быстро стал ведущей стриминговой платформой в Корее, имея к 2020 году поразительное количество платных подписчиков — 4,1 миллиона. Если представить в перспективе, то это на 108% больше, чем в предыдущем году. Внезапный всплеск корейских зрителей привёл к агрессивной стратегии Netflix по созданию как можно большего количества оригинального корейского контента. В 2021 году было выпущено 15 сериалов и фильмов, а в 2022 году – 25.

Сериалы от Netflix действительно явственно отличаются от привычных дорам, в которых редко показываются даже сцены поцелуев – вполне возможно, эта невинность и помогла им получить популярность в Иране, о которой говорилось выше. Однако Netflix эти культурные столбы обходит, и если того требует сюжет, то откровенность будет продемонстрирована на грани возможного, как например в тайтле «Я знаю, но». И если раньше фанаты ценили корейские шоу за романтические сюжетные линии, то сейчас популярность набирает остросюжетный контент с переосмыслением социальных проблем, сверхъестественными существами и сценариями, где герои вынуждены бороться не на жизнь, а на смерть. 

Успех корейских сериалов и фильмов можно объяснить многими факторами. Прежде всего, контент, произведённый в Корее, высокого качества, но созданный с гораздо меньшими затратами, чем в США. Во-вторых, много внимания уделяется выбору подходящего актёра на роль: химия и игра на камеру очень важны. В-третьих, дорамы хорошо сочетаются с популярностью К-Рор, позволяя перекидываться аудиториями. Кроме того, во время пандемии Covid-19 производство во многих странах было остановлено, однако Корея быстро отреагировала и начала борьбу с вирусом. Таким образом, несмотря на карантин, страна смогла производить шоу за шоу с впечатляющей скоростью. 

Netflix во многом изменил индустрию развлечений Южной Кореи. Бюджеты телепроизводства за последние несколько лет увеличились в десять раз на каждую серию. Растёт обеспокоенность тем, что отечественным вещателям будет трудно конкурировать с контентом Netflix, который может позволить оплачивать лучших сценаристов, операторов, режиссёров и, конечно, актёров. 

Netflix вкладывает деньги

Этой весной Netflix объявили, что компания инвестирует 2,5 миллиарда долларов США в корейский контент в ближайшие 4 года. Такую крупную ставку было решено сделать после огромного успеха релизов вроде «Игры в кальмара», «Славы», «Мы все мертвы» и «Необычный адвокат У Ён У». 

Причём, это не просто инвестиции в производство: со-генеральный директор компании Тед Сарандос заявил, что Netflix будет вкладываться в программы обучения для следующего поколения шоураннеров и актёров. Компания будет работать с местными организациями для выявления и подготовки молодых талантов.

Как пишет издание Time, популярные корейские тайтлы помогают Netflix, которому очень нужен горячий оригинальный контент в конкуренции с Disney+ и Apple TV. По словам Сарандоса, около 90% зрителей корейского контента в романтическом жанре родом из-за границы.

Однако инвестиции в таком объёме вызвали протесты со стороны местных создателей контента, которые жалуются, что они не разделили этот успех пропорционально, а также со стороны интернет-провайдеров, которые хотят, чтобы Netflix заплатил за всплеск потоковой онлайн-активности.

Несмотря на это, Netflix себя чувствует в Корее очень уверенно: в этом году компания заключила трёхлетний договор с крупнейшей развлекательной компанией CJ ENM и их дочерней студией Studio Dragon, которая стоит за всеми громкими релизами последних лет. 

Согласно договору, Netflix будет размещать часть бэк-каталога компаний и гарантирует им права на потоковую передачу текущих и будущих тайтлов. Сколько зрителей притянет эта возможность и сколько Netflix заработает на этой сделке остаётся только догадываться, сейчас мы можем судить об эффективности инвестиций только по выходящему контенту. И пока он не разочаровывает. 

 

 

 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Второй сезон «Аркейна»: больше, громче и ярче
Культура
#кино
Второй сезон «Аркейна»: больше, громче и ярче
Идём на перформанс «Корова» Маши Голым
Город
#события
Идём на перформанс «Корова» Маши Голым
Как создавался казахский дубляж «Моаны 2»
Культура
#кино
Как создавался казахский дубляж «Моаны 2»
Фэшн-перформанс QYSTAU четырёх казахстанских дизайнеров состоится в Алматы
Стиль
#мода
Фэшн-перформанс QYSTAU четырёх казахстанских дизайнеров состоится в Алматы
В Астане пройдёт ярмарка талантов Creative One
Город
#события
В Астане пройдёт ярмарка талантов Creative One