«Прожитая жизнь – не моя»: истории женщин, которых украли замуж

«Прожитая жизнь – не моя»: истории женщин, которых украли замуж

В прошлом месяце омбудсмен по правам человека предложил ужесточить  ответственность за похищение невест. К сожалению, узнать сколько женщин ежегодно насильно выходят замуж нельзя: статистики просто нет, так как в УК нет отдельного состава такого преступления. Однако такие случаи всё ещё имеют место быть, мы вспоминаем истории женщин, которых похитили замуж 30 лет назад. 

«Қыз алып қашу» – давняя традиция похищения невест. Хотя всегда господствовали обычаи сватовства и выкупа, некоторые мужчины воровали девушек, если встречали отказ или не хотели платить калым. Иногда кража невесты имитировалась, чтобы избежать формальностей, которыми окутаны свадебные традиции. Тем не менее, случаи, когда девушек крадут силой, встречаются до сих пор.

Официально статистику по числу похищенных невест в Казахстане никто не ведёт. По данным прокуратуры Туркестанской области, в 2019 году только в их регионе было зарегистрировано 210 случаев похищения девушек.

Мы хотим напомнить об этой тенденции и рассказать три истории женщин, которых похитили 30 лет назад, среди которых только одна сумела избежать насильного замужества.

 

Иллюстрация на обложке: Alina Pechenkina
Источник иллюстрации ниже: Current Time

 

Алматинская область, 1994 год

Назугум похитили, когда ей было 19 лет. После двух дежурств подряд в госпитале она приехала на свадьбу к своей подруге (ей было 17 и её тоже украли). Там Назугум заметил 23-летний парень – знакомый жениха. Когда торжество подошло к концу, встал вопрос того, кто отвезёт Назугум и её родную сестру домой. Предложил тот самый парень и двое его друзей. Они ему доверились, так как жених заверил, что это его друзья.

«Мы по дороге общались, смеялись. Когда подъехали домой, этот парень попросил остаться, чтобы я дала ему свой номер телефона. Я дала рабочий – с госпиталя, так как мобильных тогда не было. Вообще надеялась, что ему на работе не ответят, парень мне не нравился»

Сестра Назугум вышла первая и решила подождать её на улице, но не прошло и секунды, как машина рванула из посёлка. Так её и похитили, несмотря на то, что тогда она была в долгих отношениях. 

«Я четыре раза пыталась сбежать, но они меня ловили. Всё это время я отбивалась, ругалась, угрожала, что посажу их. Просила по-хорошему отпустить, но они насильно затаскивали в машину. Один из его друзей говорил этому парню: «Если ты на ней не женишься, я на ней женюсь»

В «новый» дом Назугум привезли засветло. Их встретили родители жениха, которые сначала не поверили, что у их сына появилась невеста. Девушка до последнего не выходила из машины, но её оттуда вытащили и насильно надели платок на голову. 

«Тогда были такие традиции, что если надели платок, то выходить из дома было уже нельзя. Мне было стыдно перед родителями просто за тот факт, что меня украли замуж. Мой отец был очень уважаемым человеком в посёлке, одним из старейшин»

У Назугум сейчас трое детей и двое внучек. Она до сих пор замужем за этим человеком. По её словам, что тогда, что сейчас взаимопонимания они не добились. Это сильно отразилось на воспитании её детей. 

«Мои дети выросли сами по себе. Сейчас я понимаю, что не дала им должного: любви и ласки, так как у меня постоянно были личные проблемы со свекровью, золовкой, мужемБыло очень тяжело, сейчас это всё сказывается. Я живу только ради детей, чтобы у них был отец. Эта ноша с тобой всё время, прожитая жизнь – не моя, я должна была по-другому прожить. Даже мой старший сын об этом говорил, спрашивал почему я не развелась, может, и он был бы счастливее. Я до сих пор иногда думаю о разводе, хоть у меня сейчас двое внучек»

 

Источник иллюстрации ниже: Courtesy Image

Кыргызстан, 1990 год

Историю похищения своей мамы нам рассказала её дочь Зарина. Её родители познакомились в 1990 году в Кыргызстане. Отец Зарины – казах родом из Жамбылской области, однажды он приехал в город, где жила её мама, по делам. 

«Они виделись несколько раз. Отец ухаживал за мамой, но планов выходить замуж у неё тогда не было, ей было 19 лет. Подробностей того дня я не знаю, но будучи подростком, услышала, что идею сделать «алып кашу» предложила тётя отца. Мой папа рос без матери, а бабушка скончалась, когда он был подростком. Тётушка отца предложила мамину кандидатуру, аргументируя это тем, что она «из приличной семьи». Мама была медиком из целой династии медиков, их семья была узнаваемой в маленьком городке на севере КР.

Отец украл маму и увёз в Жамбылскую область к родственникам. Они поженились в 1990 году, в 1991-м родился мой старший брат, а через пять лет – я. 

Эту тему я никогда не затрагивала. Только достигнув 20 лет, решилась на разговор по душам. Мама не вдавалась в подробности. Рассказала лишь, что была напугана, потому что хоть тогда и была одна страна (СССР), её увезли далеко. Она не знала, как себя вести и у кого просить помощи. А ещё она рассказала, что за ней в тот день не приехала моя бабушка, а по традиции, если девушка осталась ночевать в доме «жениха» (читайте, похитителя), то возвращаться домой нельзя. 

Я спрашивала маму, любит ли она отца (когда они жили вместе), но точного ответа на этот вопрос не получила. Родители прожили вместе 18 лет и развелись. 

Мы снова уехали в Кыргызстан. И когда уже с братом стали взрослыми, иногда обсуждали эту тему. Моя мама категорически против таких «традиций».

Павлодарская область, 1996 год

Инару пытались похитить, когда ей было 25 лет. Это был друг её старшего брата, поэтому она его знала и относилась как к другу семьи. 

 

 

«Когда он приехал ко мне на работу в преддверии Нового Года, я ничего не заподозрила. Он предложил отвезти меня на праздники к родителям в деревню. Я отказала, потому что планировала отмечать праздник с друзьями. Тогда он предложил хотя бы пообедать и я согласилась, чтобы не обидеть его отказом. Опять-таки, у нас с ним были хорошие, хоть и совсем не близкие отношения. Когда мы спустились к машине, выяснилось, что она была полна парней. Я насторожилась, но парни были очень вежливыми и приветливыми. Да и сам мой знакомый уверял меня, что его друзьям с нами просто по пути» 

Уже в дороге они признались Гульнаре, что украли её и везут в дом этого парня. Он жил в соседней деревне. 

«Я пыталась переубедить своего знакомого, но его друзья бесконечно перебивали меня заверениями в том, какой мой будущий муж хороший и удобный выбор. Наконец, мне удалось заставить его выйти из машины и поговорить наедине. Там я уговорила его вернуться в город, пообещав встретить Новый Год вместе с его компанией. 

И действительно, мы вернулись и поехали на квартиру к незнакомым мне людям, с которыми я и встретила 1996 год. Они гуляли всю ночь и только под утро улеглись спать: парни – отдельно, девушки – отдельно. Я дождалась пока все уснут, собрала свои вещи и сбежала. 

Молодой человек, судя по всему, всё понял и больше меня не беспокоил. Хотя из-за тесных, почти семейных связей, мы ещё несколько раз виделись на общих мероприятиях, где вели себя как ни в чём не бывало».

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Свежий как огурчик: как привести кожу в порядок после праздников
Стиль
#красота
Свежий как огурчик: как привести кожу в порядок после праздников
Пилинг: что это такое и какой лучше выбрать
Стиль
#красота
Пилинг: что это такое и какой лучше выбрать
Перчатки для ног и архивная мода: какие кроссовки мы будем носить в 2025 году
Стиль
#мода
Перчатки для ног и архивная мода: какие кроссовки мы будем носить в 2025 году
Куда сходить в Алматы: New Year edition
Город
#события
Куда сходить в Алматы: New Year edition
Почему пугающие образы Аружан Жумабек притягательны?
Город
#события
Почему пугающие образы Аружан Жумабек притягательны?