Конкурсная программа Венецианского фестиваля, собственно как и любого большого смотра, как правило, состоит из группы разношёрстных проектов, мало перекликающихся как и по идейному наполнению, так и по форме повествования. Нынешний год для Италии не стал исключением, представив на суд зрителям двадцать три картины, которые тематически разбросаны от традиционных байопиков, до душераздирающих историй об иммигрантах из Сирии и Афганистана. Естественно, от этого публика порой не может понять, как вообще судить и сравнивать все эти фильмы.
Из списка 80-го Биеннале своей неформатностью особенно выделяется новая лента Люка Бессона «Догмен», которая больше подходит для пятничного похода в кинотеатр с друзьями, чем для фестиваля. Поэтому вполне ожидаемо, что после премьеры критики начали втаптывать в землю автора «Леона», обвиняя того в поверхностности и прочих смертных грехах. Даже те редкие защитники «Догмена» говорили, что фильму не место в основном конкурсе, несмотря на вполне убедительную игру Калеба Лендри Джонса, исполнившую главную роль. Нашему кинокритику Оразу Керейбаеву новое творение Бессона всё же понравилось, хоть и не без оговорок.
Сюжет
Начать разговор о «Догмене» хочется с обсуждения сюжета фильма. Открывающая сцена картины — это хрестоматийное начало крепкой детективной истории. Улицы города перекрыты, пока патрульные машины ищут опасного преступника. Полицейский останавливает ржавеющий фургон, которым управляет блондинка в ярко-розовом платье. Однако когда страж порядка открывает дверь, он понимает, что за рулём переодетый окровавленный мужчина, у которого к тому же парализованы ноги. Фургон же оказывается забит собаками всевозможных пород, готовых загрызть полицейского по первой команде шофёра. Именно в таких интригующих обстоятельствах мы впервые встречаем нашего протагониста.
Почти вся картина строится вокруг рассказа главного героя о своей жизни детективу полиции. Так, молодой мальчик Даг (сокращённо от Дугласа и созвучно со словом «Dog») рос в бедной американской семье с рэднеком-отцом и вспыльчивым братом. Мать, хоть и присутствовала в жизни ребёнка, сбежала из сумасшедшего дома при первой же возможности.
К сожалению, у Дага такого выбора не было. Ведь его папа — деспотичный алкоголик с обсессивным поклонением Богу — запер мальчика в клетке с голодными псами, которых те тренируют для собачьих боёв. Сделал он это, чтобы показать сыну всю свирепость животных, к которым тот испытывал жалость. Но единственными жестокими созданиями в жизни Дага оказались не домашние питомцы, а окружающие его люди. Не найдя общий язык с себе подобными, наш протагонист буквально воспитывается собаками, превращаясь в некое подобие супергероя — Догмена.
На дальнейшем пути мальчика будет ещё много проблем, все из которых Бессон в деталях покажет аудитории, чтобы те точно смогли проникнуться персонажем, а Калеб Лэндри Джонс имел возможность выдать едва ли не лучший свой перформанс. Тут и объяснение инвалидности мальчика, и первая неудачная любовь, и неприятие обществом. Всё это сделало героя аутсайдером, которому суждено жить в заброшенном здании в окружении собак. Единственной связью Догмена с миром становятся его редкие выступления в драг-баре, где тот поёт раз в неделю в образе Эдит Пиаф.
Кинокомикс
Несмотря на целый список из так называемых woke тем, картина Бессона не ощущается как высказывание о правах инвалидов, сексуальных меньшинств или же насилии над животными. Вместо этого фильм хочется скорее назвать адаптацией инди-комикса на большие экраны. Подавляющее большинство кадров будто с идеальной точностью перенесли с журнальных страниц в формат кино. Да и сама история в первую очередь выглядит как фантазия подростка о собственном супергерое.
Тем удивительнее ощущается тот факт, что у ленты нет литературного первоисточника, хотя во многом Догмен напоминает Джокера, чья новейшая реинкарнация получила «Золотого льва» в Венеции в 2019 году. Возможно, в этом был частичный расчёт организаторов фестиваля во время выбора столь нетипичной картины в основной конкурс.
Из-за того, что «Догмен» — это в первую очередь супергеройское кино, его было бы логичнее сравнивать не с монолитной «Зелёной границей» Агнешки Холланд (ещё один претендент на главный приз Биеннале), а с другими представителями жанра, которые и вовсе не добираются до престижных фестивалей. Тогда отношение к картине скорее всего изменится у подавляющего большинства зрителей. Ведь новый проект Бессона — это очередная сказка, написанная взрослым ребёнком для таких же взрослых детей.
Можно вспомнить его недавние работы, такие как «Анна» и «Валериан и город тысячи планет», где режиссёр также пытался перенести зрителя в свой нереалистичный, но очень стильный мир. Поэтому в его новой фантазии человек может без труда общаться с собаками и бороться с криминальной группировкой, при этом не имея возможности встать с коляски.
Вывод
Как итог, «Догмен» — это очень зрительский фильм, который определённо не заставит публику скучать. Более того, великолепная игра исполнителя главной роли скорее всего заставит вас пролить слезу, особенно во время его первого выступления на сцене в амплуа французской певицы. Однако это не отменяет того факта, что картина не выдерживает никакой критики. С другой стороны, ругать вечно играющегося Бессона за очередную захватывающую работу не хочется. Как и в случае с Дагом из фильма, возненавидеть режиссёра легко, куда сложнее понять его интенции и полюбить его за них.