Qyzylzhebe – о жизни, смерти и государстве
Для Ильяса @qyzyllzhebe это была первая выставка – специально для неё он подготовил пять работ. Своим «магнус опусом» художник считает картину «Көк ту» – первое, что видит зритель, заходя в зал с картинами Qyzylzhebe.
Все элементы на картине состоят из текста. «Солнце» состоит из слов стихотворения Абая «Бай сейілді», которое начинается так:
«Бай сейілді,
Бір пейілді
Елде жақсы қалмады.
Елдегі еркек,
Босқа селтек
Қағып, елін қармады», что в переводе означает:
«Звереет бай.
Скудеет край
Людьми с хорошей душой.
Правитель тут –
Презренный плут,
Народ обирает свой»
«Узор» состоит из слов Елбасы и Мәңгілік Ел, которые в смысловом переводе на немецкий означают фюрер и тысячелетний рейх. Справа на картине можно заметить цифры 04 01.
Другим смысловым слоем картины является отсылка ко второму слову назидания Абая о шовинизме казахского народа. Так отсылки к Абаю подчёркивают вневременность проблем, которые актуальны спустя 100 лет.
Справа от «Көк ту» висит картина «Бітпес». На ней изображена спираль «цикл жизни и смерти», которая состоит из стихов мексиканского поэта Хайме Сабинеса о скоротечности жизни, а внизу под спиралью протянут аул.
«О мифе
Моя мать сказала мне, что я плакал у неё в утробе.Ей сказали: ему повезёт.
Кто-то говорил со мной все дни моей жизни
мне в ухо, медленно, медленно.
Говорили: живи, живи, живи!
Это была смерть.»
Слева от «Көк ту» находится картина «Шежіре». На ней изображена тень от дерева. С одной стороны, она символизирует генеалогическое древо, с другой – похоже на кость. Картина символизирует связь с прародителями: «Я не один, за мной тень моих предков»
Перед «Шежіре» расположен триптих о рождении. Это три больших квадратных полотна, на которых изображён плод ребёночка на трёх этапах развития. Вся картина состоит из стихов Ильяса, где синий фон изображает утробу и символизирует мысли матери – чем больше плод, тем мысли темнее и тем больше они влияют на ребёночка, которого окружают. Эта картина является также многослойной, с одной стороны, она раскрывает личную историю художника, а с другой – поднимает вопрос об ответственном родительстве.
На стене напротив находится единственная картина не в синих оттенках. Эта картина про любовь, она и цветом отличается от остальных – жёлтый символизирует что-то хорошее и приятное. Однако и тут не обошлось без тоски – картина состоит из стихов Мукагали Макатаева, символизирующего оберег влюблённых. Как и во всех остальных картинах Qyzylzhebe, здесь несколько смысловых слоёв: стихи играют роль шторки или вуали, чтобы защитить влюблённых от сглаза, и при этом, это шифр – то, о чём мы говорим, когда говорим о любви.
МЫНА КЕЛДИК
Работы Qyzylzhebe являются частью большого павильона выставки «Мына Келдик». Этот павильон представлен смелыми и экспериментирующими авторами, а вся выставка называется «лабиринтом минотавра», где работы не существует до встречи со зрителем. «Без работы нет встречи, без встречи нет работы. Замкнутый взаимоисключающий парадокс. И такая форма парадокса свойственна работам современных художников», – пишут кураторы. Что бы это ни значило, все работы оставляют после себя множество вопросов. Так и первая работа, стоящая у входа в павильон, сама является вопросом. Это «КАНЧА?» Чингиза Айдарова – «КОГДА будет шанс и СКОЛЬКО за него придётся платить».
Участниками являются 18 художников, но я бы хотела отметить нескольких, чьи работы отозвались больше всего.
«BASTA» Улана Джапарова – это фотографии перформанса, прошедшего в Таджикистане в 2006 году. В перформансе автор пытался передать состояние «удушья» и обречённости, которое было характерно для всех стран Центральной Азии, а также ту последнюю грань, когда уже невозможно терпеть. Спустя 17 лет работа обретает новые формы. «Меняются ситуации, а ощущение периодически повторяется», – считает художник.
Другой перформанс Джапарова «NAN URSUN» задокументирован в формате видео. Оно было снято в 2007 году и длится 7 минут. «NAN URSUN» художник описывает как «кыргызская клятва хлебом, самая серьезная, обычно стараются её не проговаривать, а если сказал, то надо отвечать за базар».
Работа сделана под воздействием острого политического противоборства власти и оппозиции (после «революции» 2005 года в Бишкеке), когда бывшие соратники стали непримиримыми противниками. Тем не менее, такое простое действие как нарезание хлеба может быть интерпретировано каждым зрителем по-своему.
Мне понравилась и третья представленная работа Улана «Новые номера». Такая же простая в исполнении, но с тяжёлой смысловой нагрузкой. Художник сфотографировался со своими автомобильными номерами. Идея пришла, когда Улан потерял автомобильные номера и ему пришлось пройти из-за этого семь кругов бюрократического ада. Итогом стала мысль: «Не имеет большого значения что ты за человек, чем занимаешься, о чём думаешь. Важны твои формальные данные, цифры. Человек – это Номера в базе данных».
«Голодный рот» Айзууры Бакаловой привлекает внимание сразу же, как вы входите в зал. Это огромная инсталляция 6х3, сделанная из чёрной москитной сетки и изображающая огромную рожу голодного художника. Авторка называет художника рабом обстоятельств, зависящим от внешних платежей и гонораров. «Голова с открытым ртом – это олицетворение сегодняшнего человека, который не знает, будет ли завтра. Этот рот может быть криком возмущения или поющим от отчаяния», – пишет Айзуура.
ЖАНЫ АЙВАНДАР
В группу художников-живописцев «Жаны айвандар» входят Дастан Темир, Мирлан Шейшенбаева, Касиет Жолчуева, Алёна Ли, Геннадий Тойчиев. Эти художники не являются членами Союза художников, они сами по себе – любят заниматься живописью и этого им достаточно.
В этом зале запомнились работы Дастана Темир, особенно понравились «Поцелуй» и «Преломление перемен» – интерпретация картины Арнольда Беклина «Битва кентавров».
НОВЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ
«Новый социальный реализм» представляет выставку актуальной живописи о вопросах, волнующих общество в данных момент. Участниками выставки являются Иннокентьева Нюргуяна, Усубалиев Таалайбек, Шкурпела Константин, Дооров Ислам, Насиридин Абай.
Картина Таалайбека «Ата-бейит», что в переводе означает «Могила отцов» занимает отдельную комнату. Картина изображает шестерых президентов, управлявших Кыргызстаном за 30 лет. Они все вместе стоят над мемориальным комплексом, святым для каждого кыргызстанца. Фантастичность картины состоит в невозможности этого события, тем не менее, художник хочет, чтобы старые враги собрались и помолились за народ, за Кыргызскую Республику.
ЗАЛЫ КОНСТАНТИНА ШКУРПЕЛА
Эти залы были сделаны специально для того, чтобы собрать более 400 работ художника в одну экспозицию. Она представляет собой нетронутую фактуру заброшенного советского завода с минимальным ремонтом, сделанным лишь ради соблюдения правил техники безопасности.
Залы представляют собой смесь многих масштабных циклов автора: «Строительные натюрморты», «Рыботерапия», «Торс», «Ложные музыкальные инструменты советской жизни», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и многие другие.
Константин – убеждённый нонконформист в изобразительном искусстве Кыргызской Республики. Тематика его работ — советские артефакты постсоветского периода: предметы, изображения, тексты, слоганы, ставшие брендами и антибрендами, и просто навязчивые словосочетания.
«Сейчас, когда многие забыли о специфических условиях жизни в СССР, визуальный анализ художника напоминает нам: стоит ли возвращаться в мир античеловечной агитации и пропаганды?», – задаются вопросом кураторы выставки.