«Бауырына салу» Асхата Кучинчерекова: личная история в фильме об одиночестве

«Бауырына салу» Асхата Кучинчерекова: личная история в фильме об одиночестве

Вчера на 71-м кинофестивале в Сан-Себастьяне показали дебютный фильм казахстанского режиссёра Асхата Кучинчерекова «Бауырына салу». Картина рассказывает о мальчике, которому нужно снова научиться жить со своими родителями. Сюжет по-особенному близок режиссёру, который поделился с ’98mag своей личной историей и своём видением древней традиции, когда родители отдавали своих чад бабушкам и дедушкам.

На испанском берегу Бискайского залива в Сан-Себастьяне медленно катится к завершению программа 71-го международного кинофестиваля, который считается четвёртым по значимости в Европе после Канн, Берлина и Венеции. Фестиваль славится тем, что ищет выдающиеся таланты по всему миру и ежегодно открывает новые имена. В этом году он стартовал 22 сентября, а завершится уже в субботу — 30 сентября.

По итогам смотра будет назван обладатель главного приза — «Золотой раковины». В номинации «Новые режиссёры» представлен и фильм из Казахстана под названием «Бауырына салу» — дебют режиссёра Асхата Кучинчерекова, известного многим по главной роли в фильме «Тюльпан» Сергея Дворцевого.

«Бауырына салу» рассказывает историю мальчика, который, согласно одноимённой казахской традиции, воспитывается бабушкой. После её ухода из жизни ему приходится возвратиться к родителям и строить отношения, по сути, с чужими ему людьми в новом доме.

Съёмки проходили на натурных объектах села Куйган и Туйык в Алматинской области. Над этим фильмом Асхат Кучинчереков работал на протяжении трёх лет, да и выбор темы оказался совсем неслучайным — для режиссёра эта история во многом личная, ведь он сам воспитывался бабушкой и дедушкой с самого раннего возраста.

Мы, кстати, уже писали о «бауырына салу», потому не могли пройти мимо и не пригласить Асхата Кучинчерекова на беседу, чтобы узнать как чувствует и понимает эту традицию сам режиссёр картины.

Хорошо или плохо, это наша традиция

Я родился в 1982 году в России, в Алтайском крае, и прожил там всего год своей жизни. Это был конец советского времени, у меня должен был появиться братишка, и маме было физически сложно уделять время обоим детям. Тогда мои бабушка и дедушка предложили свою помощь: так я уехал в Павлодар и провёл там всё своё детство, пока мои родители жили в России. Кстати, они до сих пор там».

— Как у вас складывались отношения с родителями?

— Мои бабушка и дедушка с раннего детства говорили, что мои родители живут далеко, но многим ведь не говорят. Трагедия в этом и заключается: многие дети узнают не сразу, кто-то в пятом классе, кто-то и вовсе в 11-м. Контакта с родителями нет, потому что ты с ними не рос. Головой понимаешь, что это твои родители, но духовно близок с бабушкой и дедушкой. Они до сих пор живут в России своей жизнью, мы созваниваемся и всё. Такой обрыв у всех происходит, но вот такая у нас уникальная традиция. И она жива до сих пор, и вряд ли кто-то сможет её уничтожить.

— Вы к ней положительно относитесь?

— Вопрос не в том, положительно или отрицательно, традиция просто есть в обществе и продолжает жить. Хорошо или плохо, это наша традиция. Я думаю, не нам судить. Если бы она не была нужна, она бы умерла, как и любая вещь. Изжила бы себя. Её придерживаются, не потому что это того требует, просто так само собой происходит в жизни.

Несмотря на то, что отношения с воспитавшими его бабушкой и дедушкой были очень крепкими, добиться такого же духовного родства со своей единственной младшей сестрой у Асхата не получилось.

Как и главный герой фильма «Бауырына салу», строить отношения с почти незнакомыми людьми очень и очень сложно. Особенно ребёку перебороть обиду из-за того, что его бросили, назвать маму «мамой», а папу «папой».

— Когда вы были ребёнком, что вы об этом думали?

— Гложила обида, которую не понимаешь до взрослого возраста — может до 30 лет. Эта обида выражалась в том, что ко всему, связанному с родителями, относишься остро. Когда они приезжали, не хотелось общаться. У некоторых людей оказывается бывает по-другому: они скучают, при встрече хотят, чтобы их обняли, приласкали. Всё зависит от ребёнка и его эмоций. Иногда родители не хотят обижать бабушек и дедушек — стараются не обнимать, не целовать своего ребёнка, так как некоторые бабушки ревностно к этому относятся.

У меня ситуация была несколько уникальной: это были 1990-е годы. Из-за развала страны связь с родителями прервалась, граница была закрыта. Года четыре мы не могли общаться, а в Казахстане родители и их оставленные дети видятся, наверное, это сложнее для ребёнка.

— А как у вас отношения с сестрой складывались? Ревновали родителей по отношению к ней?

— Моя сестра младше меня на два года. Ревностное чувство, конечно, было, ведь она оставалась с ними. В любом случае ты ребёнок и ты ревнуешь. Позже я размышлял над этим и пришёл к выводу, что в принципе те же проблемы бывают и в обычных семьях, где ребёнок живёт с родителями. Он так же ревностно ко всему относится, конфликтует с родителями, когда появляются младшие.

Сценарий к фильму тоже писал Асхат Кучинчереков. Помимо переосмысления своей собственной истории, режиссёр изучал традицию «Бауырына» салу и искал людей с подобных бэкграундом.

Среди множества услышанных историй, запомнился ему парень, который рос с дедушкой, но после его смерти родители переехали в их дом. И сколько бы лет не прошло, внук запрещает менять что-либо в комнате своего ата, там всё осталось также, как и при его жизни. Его родители это уважают и действительно ничего не меняют.

«Все дети чувствуют по-разному», — отмечает режиссёр. Драматургия «Бауырына салу» в том и заключается, что, потеряв старую семью, герой все-таки сможет обрести новую.

Чувство брошенности на всю жизнь

— Сейчас вы уже переосмыслили свой опыт. Мне интересно как трансформировались ваши эмоции: обида, гнев, принятие. Как у вас это происходило?

— Ребёнком ты сначала чувствуешь обиду, подростком ощущаешь не то чтобы ненависть — скорее какое-то непринятие. Когда становишься студентом, ты уже всё это принимаешь. Когда умер отец, я ездил к нему на похороны. Видел пришедших проститься людей и слушал, что о нём говорят, какой он был человек. Я тогда надел его одежду, и все мне сказали, что издалека на него похож. Мне было приятно это слышать. Ты вроде человека хорошо не знаешь, но привычки, замашки всё равно схожие. Меня это так сильно волновало, что я не мог не снять об этом фильм.

— Вы навещаете сейчас свою маму?

— Да, я езжу к ней. После пандемии сразу поехал, так как до этого всё было закрыто. Приехал, а там прям русская деревня, затопленная баня и картошка, мне тоже это всё как бы родное: я там родился. У нас с ней нет конфликтов, мы часто созваниваемся. Просто у неё своя жизнь, а у меня своя.

— А как воспитывали вас бабушка с дедушкой, они пытались заменить родителей?

— Я рос в деревне, где все друг друга знали. Дедушка у меня был уважаемым человеком, бригадиром, коммунистом, работал в совхозе, одним словом был партийным. Меня всегда узнавали, здоровались. Я вырос в таком положении, что люди останавливали меня на улице, спрашивали, интересовались здоровьем, делами. Бабушка часто садилась и со мной разговаривала. Мне всегда было с кем поговорить, бывало даже знакомые бабушки садились рядом, одна рассказывала «Манас», другая — поэтесса, читала стихи.

Конечно, тебя не покидает ощущение одиночества. Тебя отдали, и это чувство сохраняется на всю жизнь. Даже сейчас сохраняется чувство брошенности.

— Как такое детство отразилось на вашем характере? 

— На самом деле, сильно не отразилось. У тебя формируется характер, ты выбираешь цель, приезжаешь в Алматы, и случившееся помогает тебе добиваться конкретных задач. Ты как бы брошен, и ты хочешь что-то доказать. Вы знаете Этери Тутберидзе? Смотрел про неё фильм: у неё большая семья, и когда у её отца спрашивали сколько детей, он отвечал, что у него есть единственный сын. И тогда эта фраза запомнилась ей, и она всю жизнь хотела добиться конкретной цели, доказать отцу.

«Бауырына салу» — фильм об одиночестве

Асхат Кучинчереков говорит, что его картина, в первую очередь, рассказывает об одиночестве.

Человек внутренне одинок, неважно живут с ним родители или нет.

В какой-то момент человек начинает жить ради своих детей, у него появляется привычная суета. После 50 лет человек остаётся один со своими мыслями. Когда бабушку Толстого перед смертью спросили, что она чувствует, она ответила: “Вот видишь часы тикают, ты слышь лишь тик-так, а я слышу “Кто ты” и “Что ты”. Кем ты был и чего ты добился».

 

— Фильм является вашим дебютом, вы давно думали снять кино именно на эту тему?

— Да, конечно, всю жизнь. Я участвовал в пяти питчингах, везде проигрывал. И вот выиграл в последнем. Я шёл к этому целенаправленно, хотел говорить о том, что близко. Как можно говорить о том, чего не знаешь? Режиссёру Федерико Феллини говорили: «Снимите фильм в Америке!». Он всегда отвечал, что не будет снимать кино в той стране, где не знает, какие башмаки носит пекарь.

— Расскажите об актёре, который играл главную роль.

— Его зовут Ерсултан Ерманов, ему 13 лет, и я хочу, чтобы о нём узнало как можно больше людей. Его мама приехала из Узбекистана в Казахстан, и 30 лет не могла получить удостоверение. Они этнические казахи, а после переезда в Тараз, их документы сгорели. Прописки нет, благодаря нашему фильму, они смогли, наконец, получить необходимые документы.

До поездки в Сан-Себастьян, его семья жила в контейнере по Талгарской трассе возле «Магнума»; сейчас им удалось снять квартиру в Алматы. Однако его семье всё ещё нужна помощь, так как его старший брат болен ДЦП. Ерсултан увлекается боксом и в будущем хочет стать боксёром.

Если он пойдёт в искусство, то, думаю, станет режиссёром. Я это чувствую! В нём есть глубина. Наш фильм пригласили на фестивали в Австралию, Италию, Бразилию и сейчас мы договариваемся с Токио. В Сиднее Ерсултан вполне может получить «Лучшего актёра». У меня цель, чтобы этот фильм помог Ерсултану получить квартиру. Чтобы у него всё было хорошо», — говорит Асхат Кучинчереков.

— Возвращаясь к традиции, сейчас в обществе складывается такое мнение, которое осуждает родителей, отдавших своих детей. Мне интересно ваше мнение по этому поводу.

— Знаете, когда овец пасут в горах, охраняющим их собакам отрезают уши и хвост. Когда человек это видит впервые, то ему кажется это варварством. Но здесь важно понимать, что при встрече с волком у собаки ухо и хвост — самые уязвимые места, поэтому важно это предусмотреть, чтобы и сама собака выжила, и стадо. Так и с этой традицией. Причины могут быть самыми разными, мы судить не можем.

В Казахстане выход фильма следует ожидать весной, когда закончатся показы на кинофестивалях. А результаты смотра в Сан-Себастьяне будут известны уже завтра. 

Читайте также:

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Властелин колец: Война рохирримов»: никому ненужная аниме-экранизация
Культура
#кино
«Властелин колец: Война рохирримов»: никому ненужная аниме-экранизация
Как прошёл дневной рейв в Алматы — фоторепортаж
Город
#события
Как прошёл дневной рейв в Алматы — фоторепортаж
НАШ ХОККЕЙ: ТРУДНОСТИ «БАРЫСА», ПЕРЕСТРОЙКА PHL И УСПЕХИ СБОРНОЙ
Ликбез
НАШ ХОККЕЙ: ТРУДНОСТИ «БАРЫСА», ПЕРЕСТРОЙКА PHL И УСПЕХИ СБОРНОЙ
Жараның бетін тырнайтын «Жауап бер» фильмі
Культура
#кино
Жараның бетін тырнайтын «Жауап бер» фильмі
Перформанс QYSTAU: новые коллекции алматинской четвёрки на сцене ARTиШОК
Стиль
#мода
Перформанс QYSTAU: новые коллекции алматинской четвёрки на сцене ARTиШОК