Изначально о решении оскаровского комитета при Союзе кинематографистов сообщил продюсер Канат Торебай у себя на Facebook, а широкую огласку теме предали издание Orda и продюсер Баян Алагузова. По сообщениям портала, на рассмотрение комитету было подано четыре фильма: «Мимикрия», «Горный лук», «Обучение Адемоки» и «Бақыт». Однако первые две ленты решили не рассматривать, в то время как ни одна из двух оставшихся проектов не получила поддержку необходимого большинства. Так, за «Обучение Адемоки» было отдано два голоса, в то время как за «Бақыт» проголосовал один человек. В итоге, комитет принял решение сняться с оскаровской гонки.
Баян Алагузова, спродюсировавшая «Бақыт», выразила своё возмущение в соцсетях, раскритиковав непрозрачную систему отбора картин на соискание премии «Оскар». По её словам, подавляющее большинство работников индустрии не имеют доступа к информации о подаче заявки в комитет при Союзе кинематографистов. Позже Orda взяли интервью у Алагузовой, в котором продюсер призвала кинематографистов Казахстана «объединиться и добиваться признания и уважения, а также прозрачности в работе Союза».
В связи со сложившейся ситуацией 98mag взяли интервью у режиссёров Адильхана Ержанова и Эльдара Шибанова, чьи картины «Обучение Адемоки» и «Горный лук» также оказались на рассмотрении у комитета.
Добрый день, Адильхан и Эльдар. Начнём с главного. Знали ли вы о том, что ваш фильм был на рассмотрении в качестве кандидата от Казахстана на соискание премии «Оскар»?
Адильхан Ержанов: Я узнал из статьи Карима Кадырбаева. Честно сказать, я не удивлен, что в очередной раз фильм, пользуясь лазейками в регламенте, убирают. И не только там. Такое было в последний год с ГЦПНК (Государственный центр поддержки национального кино – прим. ред.) там господин Шукенов (заместитель председателя правления ГЦПНК по производству – прим. ред.) прислал ребятам три разных варианта отказа, тем самым пошутив над законом. Регламенты переписываются на ходу, это любимое занятие в нашей заводи.
Эльдар Шибанов: Да, мы подали наш фильм на рассмотрение. Продюсер фильма Юля переслала мне ссылку на пост о приёме в Facebook. Мы решили подать, так как это наш первый фильм и мы хотим пройти все этапы. Подали заявку для кучи, так как знали, что скорее всего на рассмотрение подало ещё множество успешных картин, таких как «Бақыт», «Боран» и другие.
Что может дать выдвижение картины на «Оскар» для режиссёра фильма теоретически: новые контракты или, может, большие бюджеты для будущих проектов?
Э. Шибанов: В моём понимании, это безусловно выделяет автора в его стране. Если фильм проходит даже в лонг-лист, то это уже промоушен в Голливуде. Нужно ездить и устраивать там показы для членов академии. Нужно знакомиться. Делать кино — это как вести предвыборную кампанию.
А. Ержанов: В целом, я считаю, что ничего не даёт. Это просто выдвижение на соискание номинации. Вот попадание в номинанты — это уже серьёзно. Другое дело, что четыре анонима из мифологического комитета решают, кому быть, а кому не быть. И всё кулуарно.
Что вы думаете по поводу метода отбора картин на «Оскар» от Казахстана?
А. Ержанов: Всё происходит непрозрачно. Весь процесс состоит из рандомных правил, изобретаемых по мере необходимости.
Э. Шибанов: Это дико непрозрачная штука. Кто вообще эти люди? По правилам комитета, должен быть официальный список всех членов этого комитета. А у нас это тайна за семью печатями видимо. Самое ужасное, судя по количеству заявок в этом году, – эти люди не заинтересованы в продвижении казахстанского кино. Если бы я был в этой комиссии, я бы отслеживал все знаковые новинки и приглашал бы продюсеров подать проект на рассмотрение. А тут только четыре заявки, когда каждый год Казахстан представлен почти на всех международных кинофестивалях!
Как должен измениться подход к выбору фильма-кандидата от страны?
А. Ержанов: В первую очередь, должны появиться прозрачность и отчётность. Решение должно приниматься не анонимами, а людьми с ответственностью.
Э. Шибанов: Важно сделать прозрачным как процесс, так и тех, кто выбирает фильм. Нужно выбрать людей, которые по-настоящему любят кино, а не тех, кто сидит для галочки. Это очень важно. И, конечно же, один из ключевых факторов — добавить механизм оповещения всех кинодеятелей о начале приёма заявок и о критериях отбора.
Что нужно сделать сообществу кинематографистов, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?
А. Ержанов: Поднять эту тему в СМИ. Это уже происходит, спасибо вам.
Э. Шибанов: Нужно объединиться и уволить всех ответственных за сорванное выдвижение на «Оскар» от Казахстана. Разобраться, что творится в Союзе кинематографистов. У нас большая часть людей, создающих кино, — это независимые продюсеры и режиссёры, которые стали теми, кто они есть, создавая свои независимые фильмы, болея за результат и успех. Эти продюсеры стараются заработать не на входе, пиля бюджет по старинке, а на успехе фильма. За ними будущее. Нужно объединиться и сделать прозрачными все институции, которые связаны с кино Казахстана.