«Ядовитая почва»: о воспитании, о патриархальном обществе, о стереотипах

«Ядовитая почва»: о воспитании, о патриархальном обществе, о стереотипах

В центре современной культуры «Целинный» в сентябре прошла персональная выставка фотографий «Ядовитая почва» мультидисциплинарной художницы Алины Бобровой.
Искусствовед Ирина Ларина рассказывает на какие детали стоило обратить внимание в экспозиции «Ядовитая почва».

Выставка Алины Бобровой включает порядка 19 фотографий, сделанных в Алматы и Нью-Йорке, одна из работ имеет гармонично вписавшееся музыкальное сопровождение – композицию Алисы Четрик. Через повседневные кадры художница обращается к серьёзным проблемам современного общества. Экспозиция «Ядовитая почва» о воспитании, о патриархальном обществе, о стереотипах.

В своих работах Алина Боброва стирает разницу между Алматы и Нью-Йорком. Она подчеркивает, что жители городов, располагающихся на противоположных сторонах планеты, испытывают одинаковые чувства. В процессе исследования автор общалась с молодыми людьми, которые открыли ей себя в период уязвимых состояний. Фотографии рассказывают о реальных эмоциях, о чувствах стыда, отчаяния, одиночества и страха, которые проживают люди.

 

В детстве не учат переживать эмоции. Отчаяние и одиночество вообще не принято обсуждать с детьми. Поэтому, когда человек в осознанном возрасте с этим сталкивается, чувствует себя неполноценным, еще более уязвимым, больше закрывается от общества. Современная психология стремится избежать этих ошибок, но, если рассматривать картину в целом, изменения требуют гораздо больших усилий и времени, чтобы продемонстрировать заметный результат.

В своих фотографиях Алина Боброва также поднимает вопросы, связанные с патриархальным обществом, влияние которого, по мнению автора, и формирует проблемы воспитания. Стереотипы о том, что мальчикам никогда не должно быть страшно (они же будущие мужчины!), и что сила их, в первую очередь, в физической силе, знакомы, если не лично, то хотя бы понаслышке каждому. Раны душевные фотограф изображает ранами физическими: отсюда шрам на голове молодого человека на открывающей экспозицию фотографии, кровь на покрытой листвой почве и кровавые ссадины на руках парней.

На выставке большинство портретов объединены с пейзажами в диптихи. Городские и сельские виды запечатлены фрагментарно и крупным планом; представляют собой метафоричные образы, аллюзии на соседствующих мужских или женских персонажей.

Разбитое стекло машины глубже отражает состояние полного отчаяния закрывающей ладонями лицо и сидящей спиной девушки. В другой фотографии свежая заплатка на асфальте поверх пешеходной зебры выглядит словно пластырь, приклеенный на рану.

Для Алины Бобровой важно также подчеркнуть фактурность: гладкость, шероховатость, колкость – эти качества являются неотъемлемой частью состояния героев. Так, например, рельефные следы от шин на снегу резонируют с эмоциями сидящего на земле парня с разбитой рукой.

Но и в самих портретах пейзаж играет важную роль, дополнительно характеризуя персонажа или выступая аллегорией его чувств. Для прочтения образа нужно уделить внимание деталям: голые деревья, опавшая листва, заросший пруд, хрупкие белые цветочки и другие растения, интерьер ванной комнаты или мастерской с мужскими атрибутами.

В настоящее время огромное количество социологических исследований посвящено теме феминизма и тому, как это направление меняет роль женщины в обществе. Однако крайне мало тех, кто говорит о меняющемся положении мужчины в новых реалиях. При этом большинство процессов до сир пор носит патриархальный характер, и как следствие, накладывает определённые ожидания-стереотипы на мужчин. Художница предлагает отойти от архаических ожиданий от гендерных ролей.

В своем проекте Алина Боброва не стремится противопоставить мужчину и женщину, наоборот, она видит мир в их гармоничном сосуществовании. С наибольшей силой ей удаётся показать баланс мужского и женского, чувственного и сильного, ранимого и надёжного в фотографиях пар.

Перечисленные понятия совершенно не соответствуют стереотипам маскулинности и женственности. Сочетание нестандартных образов притягивает к себе внимание: хрупкая девушка, обнимающая парня, чья поза говорит об абсолютном доверии и открытости перед ней, или невероятное спокойствие мужчины во время стрижки. Мужчина брутальной внешности выглядит абсолютно расслабленным, а девушка – очень уверенной в себе. Соседствующий с ними натюрморт с состриженными волосами на полу ванной комнаты задает немой вопрос: кто их будет подметать?

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски