В центре современной культуры «Целинный» в сентябре прошла персональная выставка фотографий «Ядовитая почва» мультидисциплинарной художницы Алины Бобровой.
Искусствовед Ирина Ларина рассказывает на какие детали стоило обратить внимание в экспозиции «Ядовитая почва».
Выставка Алины Бобровой включает порядка 19 фотографий, сделанных в Алматы и Нью-Йорке, одна из работ имеет гармонично вписавшееся музыкальное сопровождение – композицию Алисы Четрик. Через повседневные кадры художница обращается к серьёзным проблемам современного общества. Экспозиция «Ядовитая почва» о воспитании, о патриархальном обществе, о стереотипах.
В своих работах Алина Боброва стирает разницу между Алматы и Нью-Йорком. Она подчеркивает, что жители городов, располагающихся на противоположных сторонах планеты, испытывают одинаковые чувства. В процессе исследования автор общалась с молодыми людьми, которые открыли ей себя в период уязвимых состояний. Фотографии рассказывают о реальных эмоциях, о чувствах стыда, отчаяния, одиночества и страха, которые проживают люди.
В детстве не учат переживать эмоции. Отчаяние и одиночество вообще не принято обсуждать с детьми. Поэтому, когда человек в осознанном возрасте с этим сталкивается, чувствует себя неполноценным, еще более уязвимым, больше закрывается от общества. Современная психология стремится избежать этих ошибок, но, если рассматривать картину в целом, изменения требуют гораздо больших усилий и времени, чтобы продемонстрировать заметный результат.
В своих фотографиях Алина Боброва также поднимает вопросы, связанные с патриархальным обществом, влияние которого, по мнению автора, и формирует проблемы воспитания. Стереотипы о том, что мальчикам никогда не должно быть страшно (они же будущие мужчины!), и что сила их, в первую очередь, в физической силе, знакомы, если не лично, то хотя бы понаслышке каждому. Раны душевные фотограф изображает ранами физическими: отсюда шрам на голове молодого человека на открывающей экспозицию фотографии, кровь на покрытой листвой почве и кровавые ссадины на руках парней.
На выставке большинство портретов объединены с пейзажами в диптихи. Городские и сельские виды запечатлены фрагментарно и крупным планом; представляют собой метафоричные образы, аллюзии на соседствующих мужских или женских персонажей.
Разбитое стекло машины глубже отражает состояние полного отчаяния закрывающей ладонями лицо и сидящей спиной девушки. В другой фотографии свежая заплатка на асфальте поверх пешеходной зебры выглядит словно пластырь, приклеенный на рану.
Для Алины Бобровой важно также подчеркнуть фактурность: гладкость, шероховатость, колкость – эти качества являются неотъемлемой частью состояния героев. Так, например, рельефные следы от шин на снегу резонируют с эмоциями сидящего на земле парня с разбитой рукой.
Но и в самих портретах пейзаж играет важную роль, дополнительно характеризуя персонажа или выступая аллегорией его чувств. Для прочтения образа нужно уделить внимание деталям: голые деревья, опавшая листва, заросший пруд, хрупкие белые цветочки и другие растения, интерьер ванной комнаты или мастерской с мужскими атрибутами.
В настоящее время огромное количество социологических исследований посвящено теме феминизма и тому, как это направление меняет роль женщины в обществе. Однако крайне мало тех, кто говорит о меняющемся положении мужчины в новых реалиях. При этом большинство процессов до сир пор носит патриархальный характер, и как следствие, накладывает определённые ожидания-стереотипы на мужчин. Художница предлагает отойти от архаических ожиданий от гендерных ролей.
Перечисленные понятия совершенно не соответствуют стереотипам маскулинности и женственности. Сочетание нестандартных образов притягивает к себе внимание: хрупкая девушка, обнимающая парня, чья поза говорит об абсолютном доверии и открытости перед ней, или невероятное спокойствие мужчины во время стрижки. Мужчина брутальной внешности выглядит абсолютно расслабленным, а девушка – очень уверенной в себе. Соседствующий с ними натюрморт с состриженными волосами на полу ванной комнаты задает немой вопрос: кто их будет подметать?