Что такое мастеринг, сведение, продюсер-гуру, лизинг, биты и другие термины из закулисья мира музыки; каким техническим требованиям нужно придерживаться, чтобы стриминговые сервисы тебя приняли, и почему в Казахстане продюсеры не представлены в классическом понимании.
На эти и многие другие вопросы отвечает композитор, музыкальный продюсер, сооснователь The Buhars, в прошлом — креативный продюсер телеканала Gakku и участник группы Buhar Jerreau — Эмиль Досов.
Эмиль, привет! Расскажи, кто такой музыкальный продюсер и чем он занимается?
Музыкальный продюсер (на английском чаще используется сочетание Record Producer), как не сложно догадаться, занимается производством музыки. В целом под термин могли попадать люди совершенно разных навыков и подходов к созданию материала, но объединяет их то, что итогом их работы является записанная композиция.
Я соглашаюсь с теми, кто в настоящее время выделяет условно три типа музыкальных продюсеров.
Продюсер-гуру, который является чем-то средним между наставником и художественным руководителем. У него есть доступ и подход к талантливым специалистам, которые смогут реализовать его идеи и раскрыть исполнителя. Это люди, которые с виду не делают ничего своими руками, но которые знают каждую деталь в процессе производства.
Продюсер-автор — второй тип, играющий роль (со)композитора и часто аранжировщика в песенном жанре. Его фокус направлен на создание вокальных и инструментальных партий и качество исполнения при записи.
И третий тип, который больше всего распространён у нас, — это битмейкеры. Более менее понятная для нас единица, которая сочиняет и собирает целиком электронную подложку под будущий трек. Битмейкеры чаще всего не сильно интересуются, как будет звучать вокал или какой будет текст, и редко принимают участие в сведении материала.
Многие продюсеры, конечно, совмещают функции и могут находиться где-то между этих трёх крайностей.
Ты говоришь, что продюсер-автор может также выступать и аранжировщиком. Подскажи, а какие различия есть между ними?
Их может ничего и не отличать. Аранжировка в целом входит в обязанности музыкального продюсера или его команды, даже если музыкальный продюсер выступает в формате гуру. Бывают и случаи, когда у артиста уже есть на руках какая-никакая аранжировка неполной готовности, и он обращается к музыкальному продюсеру, чтобы тот внёс изменения, дополнения и свои «специи».
Так я чаще всего работал с проектами Ерболата Беделхана (экс-продюсер группы Ninety One и руководитель лейбла Juzz Entertainment — прим. ред.). В разных жанрах аранжировка возникает на разных этапах. Для около-хип-хоповых исполнителей она первична и является основой всей композиции, но в других жанрах она возникает уже после появления слов, музыки и иногда даже полной чистовой звукозаписи вокальных партий.
Так, например, для работы с The Buhars над композицией «Теңіз» был сначала записан весь вокал под метроном и грубо обозначенную гармонию. jeltoksan. фактически должен был при записи представлять в голове всю музыку, которой ещё не было. И только затем я с ребятами приступил к наращиванию слоёв из национальных инструментов. Поэтому место и роль аранжировки в музыкальном продюсировании может варьироваться.
Важно ли начинающему исполнителю найти «своего» продюсера? Может ли работа между продюсером и исполнителем проходить бесконтактно (покупки инструменталов)? И как вы относитесь к таким работам?
Всё зависит от способностей самого музыканта. Во-первых, мы давно находимся в эпохе артистов-продюсеров, где исполнитель является и автором и вполне может самостоятельно перекрывать всю работу музыкального продюсера. Понадобится ему отдельный продюсер только в том случае, если захочется немного расширить рамки и разнообразить репертуар.
Во-вторых, некоторые жанры действительно ограничивают роль человека, который будет подписан после «prod. by» купленным или даже подаренным инструменталом.
У меня нет претензий к рэперам, которые пишут свои песни под тайп биты, берут биты в лизинг или покупают целиком, если они не нарушают ничьих прав. В этих жанрах на передний план всё-таки выходит исполнение, a не продакшен.
Какой путь проходит трек, прежде чем попасть на музыкальные платформы?
Сочинение, запись, сведение: вот три основные составляющие. Внутри них, особенно говоря при сочинении, могут возникнуть другие этапы. Но это детали. Если мы имеем на руках уже сведённый файл и он соответствует стандартам площадок (в первую очередь, это всё ещё требования по громкости), то всё, что происходит с ним дальше, это уже вопрос не к музыкальным продюсерам.
Есть ещё, правда, этап мастеринга, о котором на протяжении всей жизни я слышу много разговоров, но который, на мой субъективный взгляд, всё меньше и меньше играет роль, благодаря развитию технологий. Впрочем мастеринг скорее используется для того, чтобы слегка поправить bias звукорежиссёров, с которыми и работал музыкальный продюсер. Это просто дополнительные уши, которые вносят незначительные изменения, помогающие песни попасть в нужный формат.
Как пишутся аранжировки к песням?
Как я и уже сказал, она может возникать в любой момент. Для продюсеров-битмейкеров — аранжировка является основной и с неё всё начинается. Я, например, редко так работаю и мне всегда был ближе классический подход продюсеров-авторов. Сначала мелодия, текст, гармония, поиск формы, а аранжировка смещена ближе к концу и даже стоит скорее впритык к этапу сведения. Писать их очень легко — берёшь и пишешь любые партии для любых инструментов так, как того душа пожелает.
Какая подготовка нужна музыканту перед записью в студии?
Кто-то не готовится к записи вообще. Это наша классика. Тут мы имеем всевозможные причины от гениальности перформера, его огромного опыта или, совсем наоборот, – непонимания насколько финальное качество зависит от подготовки.
Мне нравится подход, когда исполнитель прорабатывает самостоятельно или вместе с музыкальным продюсером все партии, элементы и нюансы перед записью, чтобы сам процесс записи был скорее вещью технической, нежели творческой. Но я, как и многие, совершенно не гнушаюсь сессиями, которые скорее выглядят как джем, импровизация и поиск. И то и другое имеет место.
Часто ли вам как музыкальному продюсеру приходится брать на себя работу по сведению трека?
Лично мне часто. Не могу сказать, что я хороший звукорежиссёр с каким-нибудь там прозрачным коммерческим звуком. Я к этому процессу, если он доверен мне, отношусь как к продолжению композиционной и аранжировочной части. Могу иногда даже в процессе вносить изменения в предыдущие этапы. Иногда ко мне приходят люди именно за «звуком», как это было например с Ninety One или другими Q-pop группами, и мне приходится объяснять, что без вмешательства во всю композицию мой звук не получить. Это нормальный процесс, когда всё немного смешивается и мы имеем достаточно переработанный продукт в конце.
Сколько стоит сделать трек?
От нуля до нескольких миллионов, если не экономить. Опять-таки артисты-продюсеры с домашней студией платят скорее всего только за сведение. В зависимости от жанра и стиля могут взять и эту роль на себя.
Существует ли пресловутая «формула хита»?
Существует однозначно. По крайней мере, на мой взгляд, существует подход к созданию хита, к созданию большого сингла, который будет тебя кормить. Просто эта формула непостоянна, она всегда изменяется и зависит от формата, в котором работает потенциальный хитмейкер.
Не скромный, но очень важный вопрос: сколько зарабатывает продюсер?
Рекорд-продюсер должен зарабатывать много, если его треки имеют успех. Но судя по всему, чтобы это действительно приносило хорошие деньги в Казахстане, тебе придётся взять ещё много других ролей на себя помимо просто производства музыки. Благосостояние локальных музыкальных продюсеров напрямую зависит от всего рынка и развитости культуры звукозаписи.