Re-practice в «Целинном»: кто и зачем развивает новейшие медиа в искусстве Казахстана

Центр современной культуры «Целинный» при поддержке Visa провёл программу резиденции художников Re-practice, которая длилась три месяца. По итогам школы с 12 октября по 6 ноября проходит выставка в жанре новейшего искусства по адресу Желтоксан, 137.

Фотографии: Saida Sova

Обучение в лаборатории воображения Re-practice, организованной Центром современной культуры «Целинный» при поддержке Visa, позволило многим участникам расширить своё видение и представить проекты, нехарактерные для их прежнего творчества. 

Олег Эхо известен работами с текстами, однако на выставке представил тотальную инсталляцию «Комната ожидания» в виде замкнутого помещения, наполненного красным светом (отсылка к утробе матери). Для воздействия на зрителя он использует средства выразительности новых медиа: цвет через рассеянное освещение, звук и полное погружение в пространство работы. Голос, отдающий эхом, подготавливает зрителя к предстоящей медитации. Художник предлагает почувствовать состояние перерождения.

По словам Олега, работать со звуком он начал после лаборатории Re-practice, до которой работал только с физическими арт-объектами.

О теме жизни и смерти рассуждает Ануар Абдрахманов. Его видео- и звуковая инсталляция «Портал в симуляцию» является результатом исследования вопроса о природе нашего существования и программирования. Взяв за основу симуляцию Джона Конвея 1970 года, Ануар совершенствовал её и дополнил звуковым сопровождением. Решая ряд технических задач, он создал симуляцию, демонстрирующую рождение, жизнь и смерть клеток в настоящем времени. Рождающиеся и умирающие клетки запускают музыкальную генерацию. Эти процессы непрерывны и могут длиться бесконечно. Художник также хотел добиться полного погружения. Инсталляция представляет собой прямоугольный экран (шириной около двух метров), обрамлённый зеркалами для создания глубины, – будто мерцающие клетки существуют не на плоскости монитора, а в бескрайнем пространстве вселенной.


В лаборатории я освоил множество хард скиллов, углубил знания в визуальном программировании, научился работать с электроникой и программировать звук, а также познакомился с нецифровыми видами искусства. Это напомнило мне о ценности ручного труда и создании предметов своими руками.

Я выбрал этот проект из-за интереса к сочетанию технологии и философии, а также стремлении понять и передать сложные концепции о реальности и нашем месте в ней», – Ануар Абдрахманов.

Выставка отличается разнообразием тем и их интерпретаций. Если Ануар Абдрахманов размышляет глобально о реальности нашей жизни, то Антон Попов обращается к насущной теме антропоцена, задавая вопрос, справится ли современное общество с проблемами выживания, которые оно само себе и создаёт: ухудшающееся состояние экологии как последствия промышленной революции и дальнейших технических процессов, а также разрушающие войны. Художник создал маску с лицом человека и растворил её форму в городском пространстве с помощью проекции.

В настоящее время человек может комфортно существовать в разных локациях, в том числе и среди природных ландшафтов. Однако городские застройки для большинства являются предпочтительным местом проживания. Жителям мегаполисов ситуация не нравится, но они соглашаются на эти условия, предпочитая технологический комфорт экологичности. В работе Попова образ человека становится призрачным среди бесконечной бетонной и стеклянной архитектуры.

Если прежде я только догадывался как можно программировать устройства, заставить «робота» выполнять действия, то теперь я точно знаю как это работает. Хотя мы обучались на примере простых механизмов, лампочек и микросхем, но теперь я знаю принцип и смогу создать более сложные конструкции.

Например, в своей работе я применил знания по созданию многоканальной видеоинсталляции, которыми с нами поделилась Алмагуль Менлибаева. Опыт, полученный в ходе изучения программы «TouchDisigner», также присутствует в видеоряде. Сам проект работы я разработал в SketchUp», – Антон Попов. 

Тему бытия по-своему интерпретирует Фарид Бутембаев. Его инсталляция-натюрморт с увядающими фруктами, автомобильным креслом и балансирующем на нём аквариумом берут философские истоки в традиционном искусстве о бренности вещей. Заплесневевшее старое кресло, будто поднятое со дна водоёма, даёт новую жизнь размножающимся на нём микроорганизмам. Загнивающие яблоки, наоборот, символизируют закат жизненных процессов. Мутная желтоватая вода в аквариуме, затрудняющая видимость, гармонирует с перечисленными образами.

Через абсурд, преувеличение и болезненные точки общества Нуржан Бахыт поднимает и иллюстрирует в видео-арте, транслирующемся на кинескопном телевизоре, актуальные проблемы Алматы. Реклама стильных противогазов (с цифрой 1465 – официальной датой образования Казахского ханства) и чистых лёгких – далеко не самое светлое будущее, которое рисует автор уже к 2030 году. Однако ролик затрагивает вопросы и о событиях прошлого, подталкивая на размышления – как же они повлияют на будущее казахстанцев. 

Я совсем недавно в индустрии, поэтому на резиденции для меня всё было в новинку. Я познакомился с саунд-артом, попробовал себя в цианотипии и шелкографии. Особенно интересно было узнать о продакшене выставок и о видеоинсталляциях.

На лекциях мы рассматривали работы смелых, дерзких художников, которые не стеснялись вызывать сильные эмоции у аудитории – они вдохновили меня на создание чего-то провокационного», – Нуржан Бахыт.

Переосмысление прошлого своей семьи через жизнь общественную легло в основу проекта «Смех и горе у искусственного моря» Саши Черезовой. Инсталляция занимает отдельную комнату с видео-артом и уголком с личным архивом художницы: книги, открытки, медаль отца, семейные фотографии. В качестве музыкального сопровождения художница выбрала песни группы «Триумвират», участником которой был её отец. 

Как говорит Саша, это маленькая визуальная новелла, рассказывающая о трансформациях её отца в связи с геополитическими событиями в мире, но через некую внутреннюю детскую призму. 

Я всегда, думала, что видео-арт не для меня, но в лаборатории обнаружила, что именно этот медиум раскрывает мои идеи полнее. Мне нравится состыковывать очень старые предметы, бытовые и утилитарные, с более технологичными. Получается какое-то детское баловство, которого иногда не хватает во взрослой жизни», – Саша Черезова. 

Взгляд на семейные отношения раскрывает Досаева Айдана в проекте «qut». Она записала историю о долгих отношениях, взаимопонимании, творчестве, откровенности и любви. Видео-арт сопровождается каталогом с иллюстрациями, которые создали герои видео – родители художницы, а также фотографиями этого процесса.

Айдана отмечает, что школа дала хорошую структуру и опытных преподавателей, помогла быть увереннее в подготовке работ к выставке: как составлять список реквизитов, как сделать визуализацию экспозиции (не только на бумаге скетчами).

Важную роль в большинстве работ играет интерактивность: инсталляции окружают зрителя, альбомы можно полистать, видео, включающее звуки, можно послушать через наушники или отказаться от всего. Работы Жоры Кердик невозможно увидеть, не прикоснувшись к ним. Проект представлен в виде трёх сброшюрованных альбомчиков размером с визитку. Каждый включает около 20-30 изображений в технике цианотипии. 

В школе я смог по-новому взглянуть на техники, которые я частично знал до этого. Участие в резиденции укрепило мою уверенность в том, что я делаю, что это должно цениться, и я смог больше раскрепоститься», – Жора Кердик.

Фотографический процесс, результат которого характеризуется голубым оттенком, широко распространён среди современных художников. Преимущество этой техники, помимо нежного монохромного эффекта, заключается в возможности печати изображения на любых материалах. Чем и пользуется другая участница выставки Руна Рэнард в инсталляции «12 заборных надписей».

НОВЕЙШИЕ МЕДИА В ИСКУССТВЕ

Резиденция Re-practice – одна из первых лабораторий по новейшим медиа в искусстве на территории Казахстана, реализовать которую получилось благодаря поддержке Visa. В качестве преподавателей приглашены эксперты в области новых медиа. Мы поговорили с экспертами Константином Петрук и Ильдаром Якубовым на тему важности развития новейших медиа. 

Что из себя представляет направление новейших медиа в искусстве? 

В направлении новейших медиа художники используют в качестве рабочего материала современные компьютерные и технические инструменты. Например, визуальное программирование, генеративную графику, искусственный интеллект, робототехнику, виртуальную и дополненную реальность, интерактивные медиа, световые и проекционные технологии», – Ильдар Якубов.

Почему это направление важно развивать в Казахстане?

Направление новейших медиа сейчас современно, модно, понятно новому поколению. У него нет ограничений – это направление предлагает обширное поле для высказываний, свежих и рефлексирующих идей. В Казахстане его необходимо развивать, чтобы как минимум быть в мировом тренде», – Константин. 

«Новые медиа зачастую являются одной из самых эффективных форм коммуникации для современных культур. С одной стороны они открывают пространства для осмысления техноориентированной современности, а с другой – создают культурные артефакты, связанные с нашей повседневностью, взаимодействующие с логикой окружающего мира. По опыту трёх воркшопов, которые я проводил в разные годы в Казахстане, художественное сообщество заинтересовано в направлении новейших медиа. Мне показался очень ценным тот обмен, который произошёл между нами в рамках этих программ», – Ильдар.

Как это направление может повлиять на казахстанское современное искусство в целом и его интеграцию в мировой арт-рынок?

Использование новых технологий может не повлиять на казахстанское искусство, но новейшие медиа увеличивают возможности казахстанских художников на мировой арене. Основа для развития казахстанского искусства – свежие идеи и актуальная повестка», – Константин.

«Это зависит исключительно от тех, кто казахское искусство создаёт. Не берусь выдумывать какие-то сценарии за них, а скорее пожелаю вдохновения и творческих успехов», – Ильдар.

Ильдар Якубов (художник, куратор, преподаватель в области новых медиа) провёл курс «TouchDesigner — искусство проектировать»;

Константин Петрук (технический специалист в команде Фонда V–A–C), дисциплина: «Краткий курс продакшен-менеджмента».

Помимо Ильдара и Константина, преподавателями в лаборатории Re-practice выступили:

  • Дмитрий Морозов / ::vtol:: (художник, исследователь). Техники и технологии звуковых художественных практик;
  • Анастасия Толчнева / Lovozero (художница, музыкант). Перформативность звука;
  • Айгерим Туменбай (мультидисциплинарный иллюстратор);
  • Алмагуль Менлибаева (современная художница);
  • Мария Пескова (художница, исследовательница). Аналоговые техники печати;
  • Анвар Мусрепов (художник, куратор). Time based media: экран, дисплеи, и материальные формы цифрового.

Участники шоукейса Re-practice: лаборатория воображения:

Ануар Абдрахманов (@feellanthrope), 

Фарид Бутембаев (@o1jeen), 

Ирина Дмитровская (@irina_dmitrovskaya), 

Айдана Досаева (@oomiir.ai),

Айна Жекебатырова (@ainazhekebatyrova), 

Назира Касенова (@nazira_in_zvuk), 

Жора Кердик (@jordojor),

Найра Қаражидек (@nairaqarajidek), 

Дамир Мухаметов (@damirvtow), 

Бахыт Нуржан (@nasvainekidaem), 

Антон Попов (@ramadrone),

Руна Рэнард (@runa_renard), 

Дарья Спивакова (@d_spivakova), 

Никита Савостьянов (@nikita.savostyanov), 

Артём Слёта (trcman group), 

Саша Черезова (@jesuissha), 

Олег Эхо (@echo.st.art), 

Куратор: Анвар Мусрепов @anvarmusrepov

Тех. директоры:

Константин Петрук @kostyapetruk

Игорь Гончаров @goncharov69

Команда ЦСК «Целинный».

Авторы статьи:
Айнура Аханова,
Ирина Ларина

#партнёрский

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски