Обучение в лаборатории воображения Re-practice, организованной Центром современной культуры «Целинный» при поддержке Visa, позволило многим участникам расширить своё видение и представить проекты, нехарактерные для их прежнего творчества.
Олег Эхо известен работами с текстами, однако на выставке представил тотальную инсталляцию «Комната ожидания» в виде замкнутого помещения, наполненного красным светом (отсылка к утробе матери). Для воздействия на зрителя он использует средства выразительности новых медиа: цвет через рассеянное освещение, звук и полное погружение в пространство работы. Голос, отдающий эхом, подготавливает зрителя к предстоящей медитации. Художник предлагает почувствовать состояние перерождения.
По словам Олега, работать со звуком он начал после лаборатории Re-practice, до которой работал только с физическими арт-объектами.
О теме жизни и смерти рассуждает Ануар Абдрахманов. Его видео- и звуковая инсталляция «Портал в симуляцию» является результатом исследования вопроса о природе нашего существования и программирования. Взяв за основу симуляцию Джона Конвея 1970 года, Ануар совершенствовал её и дополнил звуковым сопровождением. Решая ряд технических задач, он создал симуляцию, демонстрирующую рождение, жизнь и смерть клеток в настоящем времени. Рождающиеся и умирающие клетки запускают музыкальную генерацию. Эти процессы непрерывны и могут длиться бесконечно. Художник также хотел добиться полного погружения. Инсталляция представляет собой прямоугольный экран (шириной около двух метров), обрамлённый зеркалами для создания глубины, – будто мерцающие клетки существуют не на плоскости монитора, а в бескрайнем пространстве вселенной.
В лаборатории я освоил множество хард скиллов, углубил знания в визуальном программировании, научился работать с электроникой и программировать звук, а также познакомился с нецифровыми видами искусства. Это напомнило мне о ценности ручного труда и создании предметов своими руками.Я выбрал этот проект из-за интереса к сочетанию технологии и философии, а также стремлении понять и передать сложные концепции о реальности и нашем месте в ней», – Ануар Абдрахманов.
Выставка отличается разнообразием тем и их интерпретаций. Если Ануар Абдрахманов размышляет глобально о реальности нашей жизни, то Антон Попов обращается к насущной теме антропоцена, задавая вопрос, справится ли современное общество с проблемами выживания, которые оно само себе и создаёт: ухудшающееся состояние экологии как последствия промышленной революции и дальнейших технических процессов, а также разрушающие войны. Художник создал маску с лицом человека и растворил её форму в городском пространстве с помощью проекции.
В настоящее время человек может комфортно существовать в разных локациях, в том числе и среди природных ландшафтов. Однако городские застройки для большинства являются предпочтительным местом проживания. Жителям мегаполисов ситуация не нравится, но они соглашаются на эти условия, предпочитая технологический комфорт экологичности. В работе Попова образ человека становится призрачным среди бесконечной бетонной и стеклянной архитектуры.
Если прежде я только догадывался как можно программировать устройства, заставить «робота» выполнять действия, то теперь я точно знаю как это работает. Хотя мы обучались на примере простых механизмов, лампочек и микросхем, но теперь я знаю принцип и смогу создать более сложные конструкции.
Например, в своей работе я применил знания по созданию многоканальной видеоинсталляции, которыми с нами поделилась Алмагуль Менлибаева. Опыт, полученный в ходе изучения программы «TouchDisigner», также присутствует в видеоряде. Сам проект работы я разработал в SketchUp», – Антон Попов.
Тему бытия по-своему интерпретирует Фарид Бутембаев. Его инсталляция-натюрморт с увядающими фруктами, автомобильным креслом и балансирующем на нём аквариумом берут философские истоки в традиционном искусстве о бренности вещей. Заплесневевшее старое кресло, будто поднятое со дна водоёма, даёт новую жизнь размножающимся на нём микроорганизмам. Загнивающие яблоки, наоборот, символизируют закат жизненных процессов. Мутная желтоватая вода в аквариуме, затрудняющая видимость, гармонирует с перечисленными образами.
Через абсурд, преувеличение и болезненные точки общества Нуржан Бахыт поднимает и иллюстрирует в видео-арте, транслирующемся на кинескопном телевизоре, актуальные проблемы Алматы. Реклама стильных противогазов (с цифрой 1465 – официальной датой образования Казахского ханства) и чистых лёгких – далеко не самое светлое будущее, которое рисует автор уже к 2030 году. Однако ролик затрагивает вопросы и о событиях прошлого, подталкивая на размышления – как же они повлияют на будущее казахстанцев.
Я совсем недавно в индустрии, поэтому на резиденции для меня всё было в новинку. Я познакомился с саунд-артом, попробовал себя в цианотипии и шелкографии. Особенно интересно было узнать о продакшене выставок и о видеоинсталляциях.
На лекциях мы рассматривали работы смелых, дерзких художников, которые не стеснялись вызывать сильные эмоции у аудитории – они вдохновили меня на создание чего-то провокационного», – Нуржан Бахыт.
Переосмысление прошлого своей семьи через жизнь общественную легло в основу проекта «Смех и горе у искусственного моря» Саши Черезовой. Инсталляция занимает отдельную комнату с видео-артом и уголком с личным архивом художницы: книги, открытки, медаль отца, семейные фотографии. В качестве музыкального сопровождения художница выбрала песни группы «Триумвират», участником которой был её отец.
Как говорит Саша, это маленькая визуальная новелла, рассказывающая о трансформациях её отца в связи с геополитическими событиями в мире, но через некую внутреннюю детскую призму.
Я всегда, думала, что видео-арт не для меня, но в лаборатории обнаружила, что именно этот медиум раскрывает мои идеи полнее. Мне нравится состыковывать очень старые предметы, бытовые и утилитарные, с более технологичными. Получается какое-то детское баловство, которого иногда не хватает во взрослой жизни», – Саша Черезова.
Взгляд на семейные отношения раскрывает Досаева Айдана в проекте «qut». Она записала историю о долгих отношениях, взаимопонимании, творчестве, откровенности и любви. Видео-арт сопровождается каталогом с иллюстрациями, которые создали герои видео – родители художницы, а также фотографиями этого процесса.
Айдана отмечает, что школа дала хорошую структуру и опытных преподавателей, помогла быть увереннее в подготовке работ к выставке: как составлять список реквизитов, как сделать визуализацию экспозиции (не только на бумаге скетчами).
Важную роль в большинстве работ играет интерактивность: инсталляции окружают зрителя, альбомы можно полистать, видео, включающее звуки, можно послушать через наушники или отказаться от всего. Работы Жоры Кердик невозможно увидеть, не прикоснувшись к ним. Проект представлен в виде трёх сброшюрованных альбомчиков размером с визитку. Каждый включает около 20-30 изображений в технике цианотипии.
В школе я смог по-новому взглянуть на техники, которые я частично знал до этого. Участие в резиденции укрепило мою уверенность в том, что я делаю, что это должно цениться, и я смог больше раскрепоститься», – Жора Кердик.
Фотографический процесс, результат которого характеризуется голубым оттенком, широко распространён среди современных художников. Преимущество этой техники, помимо нежного монохромного эффекта, заключается в возможности печати изображения на любых материалах. Чем и пользуется другая участница выставки Руна Рэнард в инсталляции «12 заборных надписей».
НОВЕЙШИЕ МЕДИА В ИСКУССТВЕ
Резиденция Re-practice – одна из первых лабораторий по новейшим медиа в искусстве на территории Казахстана, реализовать которую получилось благодаря поддержке Visa. В качестве преподавателей приглашены эксперты в области новых медиа. Мы поговорили с экспертами Константином Петрук и Ильдаром Якубовым на тему важности развития новейших медиа.
Что из себя представляет направление новейших медиа в искусстве?
В направлении новейших медиа художники используют в качестве рабочего материала современные компьютерные и технические инструменты. Например, визуальное программирование, генеративную графику, искусственный интеллект, робототехнику, виртуальную и дополненную реальность, интерактивные медиа, световые и проекционные технологии», – Ильдар Якубов.
Почему это направление важно развивать в Казахстане?
Направление новейших медиа сейчас современно, модно, понятно новому поколению. У него нет ограничений – это направление предлагает обширное поле для высказываний, свежих и рефлексирующих идей. В Казахстане его необходимо развивать, чтобы как минимум быть в мировом тренде», – Константин.
«Новые медиа зачастую являются одной из самых эффективных форм коммуникации для современных культур. С одной стороны они открывают пространства для осмысления техноориентированной современности, а с другой – создают культурные артефакты, связанные с нашей повседневностью, взаимодействующие с логикой окружающего мира. По опыту трёх воркшопов, которые я проводил в разные годы в Казахстане, художественное сообщество заинтересовано в направлении новейших медиа. Мне показался очень ценным тот обмен, который произошёл между нами в рамках этих программ», – Ильдар.
Как это направление может повлиять на казахстанское современное искусство в целом и его интеграцию в мировой арт-рынок?
Использование новых технологий может не повлиять на казахстанское искусство, но новейшие медиа увеличивают возможности казахстанских художников на мировой арене. Основа для развития казахстанского искусства – свежие идеи и актуальная повестка», – Константин.
«Это зависит исключительно от тех, кто казахское искусство создаёт. Не берусь выдумывать какие-то сценарии за них, а скорее пожелаю вдохновения и творческих успехов», – Ильдар.
Ильдар Якубов (художник, куратор, преподаватель в области новых медиа) провёл курс «TouchDesigner — искусство проектировать»;
Константин Петрук (технический специалист в команде Фонда V–A–C), дисциплина: «Краткий курс продакшен-менеджмента».
Помимо Ильдара и Константина, преподавателями в лаборатории Re-practice выступили:
- Дмитрий Морозов / ::vtol:: (художник, исследователь). Техники и технологии звуковых художественных практик;
- Анастасия Толчнева / Lovozero (художница, музыкант). Перформативность звука;
- Айгерим Туменбай (мультидисциплинарный иллюстратор);
- Алмагуль Менлибаева (современная художница);
- Мария Пескова (художница, исследовательница). Аналоговые техники печати;
- Анвар Мусрепов (художник, куратор). Time based media: экран, дисплеи, и материальные формы цифрового.
Участники шоукейса Re-practice: лаборатория воображения:
Ануар Абдрахманов (@feellanthrope),
Фарид Бутембаев (@o1jeen),
Ирина Дмитровская (@irina_dmitrovskaya),
Айдана Досаева (@oomiir.ai),
Айна Жекебатырова (@ainazhekebatyrova),
Назира Касенова (@nazira_in_zvuk),
Жора Кердик (@jordojor),
Найра Қаражидек (@nairaqarajidek),
Дамир Мухаметов (@damirvtow),
Бахыт Нуржан (@nasvainekidaem),
Антон Попов (@ramadrone),
Руна Рэнард (@runa_renard),
Дарья Спивакова (@d_spivakova),
Никита Савостьянов (@nikita.savostyanov),
Артём Слёта (trcman group),
Саша Черезова (@jesuissha),
Олег Эхо (@echo.st.art),
Куратор: Анвар Мусрепов @anvarmusrepov
Тех. директоры:
Константин Петрук @kostyapetruk
Игорь Гончаров @goncharov69
Команда ЦСК «Целинный».
Авторы статьи:
Айнура Аханова,
Ирина Ларина
#партнёрский