Постепенно социальные сети захватывают виртуальные люди: инфлюенсеры, модели, порнозвёзды и многие другие. Почему в 2023-м тенденция добралась до нового витка популярности, разбираемся в этом материале.
ChatGPT – сколько о нём было сказано и сколько ещё будет, но именно его можно считать главной причиной нового витка популярности искусственного интеллекта. Тектонические сдвиги после появления чат-бота можно почувствовать во всех сферах, и маркетинг – не исключение. Пожалуй, одной из самых интересных технологий, которую предлагает ИИ, стали виртуальные люди – инстаграм-инфлюенсеры, модели, порнозвёзды, айдолы, телеведущие. Такие работники для их разработчиков крайне выгодны: они дешёвые, всегда отлично выглядят и могут зарабатывать ничуть не хуже живых коллег по цеху.
А ещё риск того, что они могут «принести проблем», крайне низок: айдол не будет замечен папарацци на свидании, инфлюенсер не попадёт в скандал из-за истории с харрасментом, а телеведущие не будут ошибаться в прямом эфире.
Подписывайтесь, ставьте лайки
Это Рози, и она первый виртуальный инфлюенсер Южной Кореи – на её аккаунт подписано 163 тысячи человек. Рози 22 года, она любит петь, вести активный образ жизни, рисовать и болтать со своими подписчиками: часто можно увидеть, как она отвечает на комментарии и проводит лайвы.
Рози также появлялась во многих телевизионных передачах, которые всё ещё остаются популярными в стране, и в рекламе таких брендов, как Calvin Klein и Tiffany, но, пожалуй, наиболее известна она благодаря рекламе страховой компании, в которой танцевала на крышах Сеула. Рози, по оценкам The Economist, заработала в прошлом году более 2,5 млрд вон (почти 830 млн тенге).
Её создали в 2020 году в сеульской компании Locus-x. По словам директора Пэк Сын Ёпа, после дебюта Рози в социальных сетях Южной Кореи менее чем за три месяца появилось более 150 других цифровых людей. После успеха Рози у неё даже появились сестра и братья-близнецы.
Потрясающей реалистичности таких аватаров добиваются благодаря технологиям 3D-моделирования и искусственного интеллекта: у Рози более 800 выражений лица, основанные на человеческой модели. Такие технологии уже давно используются в фильмах и видеоиграх и с каждым годом становятся всё сложнее.
Хотя Рози – первая в Южной Корее, она далеко не первая в мире. Пожалуй, «старичком» можно назвать Микелу Соуса, созданную в 2016 году. В инстаграме её можно найти под никнеймом Lil Miquela, и у неё 2,7 млн подписчиков. Микеле 19 лет, она тоже певица (есть даже выпущенные треки) и у неё тоже есть брат, а живёт аватар в Лос-Анджелесе.
Эта фотография, где Микела позирует с Беллой Порч, сделана совсем недавно – в канун Хэллоуина. Говорит, что Белла позвала её в Майями. Во время фестиваля Coachella 2019 Микела брала интервью у колумбийского певца Джея Балвина и сфотографировалась с испанской певицей Розалией. Она даже была редактором по искусству в журнале Dazed.
В копилке её модных коллабораций такие люксовые бренды, как Chanel, Prada и Moncler.
А на этой фотографии Микела с Беллой Хадид в рекламе Calvin Klein в 2019 году, которая была раскритикована пользователями интернета из-за поцелуя на видео – их обвинили в излишней сексуальности для кликбейта.
Микелу создали в стартапе Brud. По оценкам OnBuy, Лил Микела заработала в 2020 году около 11,7 млн долларов.
Помимо виртуальных инфлюенсеров, созданных маркетинговыми агенстствами, можно выделить и виртуальных супермоделей. Первой такой стала Шуду Грэм, сотрудничающая с первым агентством для виртуальных моделей – The Digitals, а создал её фотограф-самоучка Кэмерон-Джеймс Уилсон в 2017 году.
Шуду воплощает собой то, что я всегда считал красивым, а также то, что я вижу не так часто, как хотелось бы. Она собрала в себе всё лучшее, что меня вдохновляет. Многие люди, которых мы видим в интернете, стараются быть менее «реальными», используя фильтры и много косметики. Шуду идет немного другим путём. Она — фантазия, пытающаяся проникнуть в реальность, и у меня есть планы помочь ей сделать это», – говорил фотограф.
Сегодня Шуду работает с множеством брендов и модных журналов. Из последних её коллабораций: фотоссесия для Nylon в аутфитах Rabanne, съёмка в Korlekie, Lanvin, Karl Lagerfeld, Louis Vuitton. Работы у неё много…
Несмотря на то, что самые популярные виртуальные инфлюенсеры и модели были созданы ещё несколько лет назад, настоящий скачок индустрия почувствовала в последние два года. Согласно статистике, в 2022 году 35% американских потребителей покупали товары, продвигаемые виртуальными инфлюенсерами, при этом значительная часть принадлежала зумерам и миллениалам. В том же 2022 году мировой рынок таких виртуальных блогеров оценивался в 1,8 млрд долларов, а к 2028 году ожидается, что он достигнет 19,6 млрд долларов.
Цифровые айдолы
Виртуальные люди приходят и в шоу-бизнес. Уже сейчас в Южной Корее лейблы и агентства рассматривают метавселенную как следующее направление для Халлю – Корейской волны. Хотя идею сложно назвать новой: виртуальная группа Gorillaz, чьи альбомы несколько раз становились платиновыми, существует с 1998 года. Хацуне Мику — виртуальная певица из Японии — с 2007 года.
Сегодня, вместе с новым подъёмом К-Рор во всём мире, количество виртуальных групп и соло исполнителей только растёт. Виртуальные айдолы, как и инфлюенсеры, часто коллабирируются с айдолами настоящими и даже становятся частью их бэндов. Вот, например, женская группа Aespa, дебютировавшая под управлением одного из самых больших игроков в индустрии развлечений — агентства SM Entertainment.
Помимо основных участниц, Карины, Жизель, Винтер и Ниннин, в начале этого года Aespa приветствовала нового артиста: систему искусственного интеллекта под названием Nævis из вымышленного лора группы.
А это Сын и Сэджин – виртуальные участники группы SUPERKIND, которые стали куда популярнее, чем живые мемберы благодаря активному продвижению в тиктоке. Они не только вместе выпускают музыкальные альбомы, но и снимают трендовые видео в соцсетях.
Пожалуй, одним из самых громких сотрудничеств виртуальных людей и настоящих айдолов за последнее время стало открытие Чемпионата мира по League of Legends, где со своим первым синглом «PARANOIA» выступила группа HEARSTEEL — виртуальный бойз-бэнд, состоящий из чемпионов LoL. В реальности за героев спели Бэкхён из ЕХО, Тоби Лу, ØZI и Кэл Скруби.
Виртуальные айдолы имеют большую потребительскую привлекательность для их фанатов. На примере исследования агентства iiMedia в Китае (один из главных потребителей рынка), 70% поклонников виртуальных айдолов поддерживают своих кумиров, покупая рекламные или смежные продукты, 76,8% респондентов тратят более 200 юаней (12 000 тенге) в месяц на виртуальных айдолов и 29,5 % тратят 500–1000 юаней (32 000–64 000 тенге) в месяц. Кроме того, 37,6% респондентов тратят больше на виртуальных айдолов нежели на настоящих.\
Действительно, созданные искусственным интеллектом певцы и певицы в некотором смысле превосходят привычных айдолов: им не нужно отдыхать и спать, они не устают, не стареют и не болеют, что позволяет постоянно оставаться продуктивными. Виртуальным айдолам не нужны личные графики и отпуска. Кроме того, виртуальными айдолами легче управлять и работать по сравнению с людьми, поскольку они не испытывают личных эмоций, не влезают в скандалы и вызывают меньше всего конфликтов во время работы.
Наконец, цифровые айдолы – идеальное тесто для маркетологов, которые могут вылепить их них всё что угодно и подарить им внешность, истории и бэкграунд, особенно выгодные бренду. Однако они же несут потенциальные риски: например, маркетинг виртуальных айдолов может быть воспринят как лишённый аутентичности и доверия. Они не настоящие люди, у них никогда не будет честного мнения о бренде, который они продвигают.