Новый кутюрный показ Джона Гальяно для Maison Margiela стал идеальным завершением Haute Couture Week и ещё раз обратил внимание широкого зрителя в сторону авангардной моды.
Мартин Маржела, Жан-Поль Готье и сам Джон Гальяно стали именами нарицательными, представляя уникальные, часто провокационные творения, которые вызывают восторг у критиков и любителей моды по всему миру.
Мы поговорили с Никитой – основателем винтажного магазина, который специализируется на авангардной моде. Никита рассказал о своём путешествии в мире fashion, открытии магазина и о том, как выбирает уникальные айтемы для своей коллекции.
Как возникла идея создать винтажный магазин ASMRM+?
Изначально мне казалось, что ниша винтажной моды будет простой для освоения, но эта мысль исчезла, как только я начал заниматься таким бизнесом. Будучи большим поклонником винтажной моды, чей гардероб на половину состоит из винтажных вещей, я осознал, что на мировом рынке редко кто решается торговать исключительно авангардной одеждой. Пожалуй, это связано с прогнозируемыми финансовыми трудностями, особенно в такой стране, как Казахстан. Тем не менее, я решил попробовать и стать первым в этом направлении.
Можете приоткрыть завесу тайны названия ASMRM+? Как было выбрано название?
Я ненавижу аббревиатуры, особенно в названии бизнеса. Исходя из антилогики, решил выбрать аббревиатуру для названия магазина. Так появилось ASMRM+, которое расшифровывается как «Archive Select Market Rare Margiela plus». Не думал долго над названием – что пришло первым в голову, то и оставил.
Вы позиционируете ASMRM+ как магазин авангардной моды. Можете рассказать, что такое авангардная мода?
В моём понимании авангардная мода схожа с постмодерном в искусстве – она отходит от традиционных канонов одежды, которые служат для подчёркивания социального статуса и успешного успеха. Вместо этого авангардная мода иронизирует, говорит о наболевшем, размышляет, переворачивает всё с ног на голову, выходит за рамки обычных понятий одежды и становится чем-то большим, осмысленным.
Какие авангардные дизайнеры вдохновляют вас больше всего, и почему вы выбрали именно их одежду для вашего магазина?
В первую очередь, Мартин Маржела. Именно он в моём видении возглавляет весь авангард в моде. Также могу отметить Жан-Поля Готье за его бунтарский дух и желание идти наперекор устоявшимся правилам мира моды. Я продаю авангард по одной простой причине: я безмерно люблю что Маржелу, что Готье, что Гальяно и хочу делиться этой любовью с другими людьми.
В отличие от большинства винтажных магазинов, которые часто не имеют чёткой концепции и продают всё подряд, я сделал ставку на строгую селекцию. Моя цель — чтобы не было ни одной неинтересной позиции, чтобы каждый предмет в моём магазине вызывал восхищение, удивление и радость.
Как вы находите товары? В чём заключается ваш подход к поиску одежды?
Интернет, Европа. Одежда должна быть необычной и уникальной, и в то же время должен существовать гипотетический покупатель, который её купит. И это самое сложное: соблюдать баланс коммерции и уникальности. От многих вещей пришлось отказаться, потому что понимали: покупатель такое точно не купит.
Как вы оцениваете качество и уникальность винтажных вещей, прежде чем они попадают в ваш магазин?
В первую очередь, вещь должна быть подиумной или же первой линии. Эта основа основ всей селекции. У Готье есть несколько вторичных линеек, у Маржела есть MM6. Диффузные линии никогда в магазине не смогут оказаться! Только первая линия, только подиум. Исторически вторые (диффузные) линейки появились гораздо позже, и превращали любой авангардный бренд в машину по зарабатыванию денег. Такое мы не любим.
Есть ли у вас любимый предмет одежды или коллекция, которая когда-либо была в вашем магазине?
Конечно, есть! Пиджак Готье 87 года, проданный уже давно, и другой пиджак 2001 года, который ещё висит в «Гречке», сатиновая сумка Маржелы. Все позиции люблю, но эти три особенно.
На какую аудиторию рассчитан ваш проект: казахстанскую или зарубежную?
С момента создания магазина я давал себе чёткий отчёт в том, что это будет казахстанский проект, нацеленный на казахстанскую аудиторию, что связано это с моими тёплыми чувствами к своей стране. Хотел развивать наш внутренний рынок винтажа, знакомить людей с новыми для них именами в винтажной моде.
Сколько составили затраты при открытии проекта?
По затратам сложно сказать. Вещи для первого дропа я собирал в течение нескольких лет по Алматы.
Получилось ли у вас окупить проект?
Скорее да, чем нет. Всю прибыль стараюсь обратно вкладывать в магазин.
Вы представлены оффлайн в «Гречке». Изменил ли выход в оффлайн концепцию проекта?
Буду с вами честен, выход в офлайн был вынужденным. Никак не получалось сформировать клиентскую базу, и продажи офлайн в «Гречке» позволили проекту жить дальше. «Гречку» люблю всей душой – это замечательные люди, занимающиеся тем, что заставляет их глаза гореть огнём. Благодарен им за многое.
Какие советы вы бы дали человеку, который хочет открыть винтажный магазин?
Нужно, в первую очередь, ответить себе на вопрос: «А чем моя винтажка будет отличаться от бесчисленного количества других в городе?». Если ответ на вопрос есть, то делать; если ответа нет, то придумать. Без концепта далеко не уедешь в наше время.
Как вы думаете, какая роль винтажной одежды в современной моде?
Смею предположить, что мода и винтаж – это две параллели, которые никогда не пересекутся. Современная мода в основе своей возводит культ неосознанного потребления, штампуя кучу вещей два и более раз в год, в то время, как культура винтажа трубит об осознанном потреблении. По мне, это две абсолютные противоположности.
Как вы видите будущее винтажной моды и вашего магазина в частности?
В чём я уверен на все сто: так это в том, что винтаж, особенно люксовый, авангардный будет расти в цене, и стремительно! Всё больше людей начнут на него обращать внимание.
Какие планы у вас на развитие ASMRM+ в будущем?
Планы «наполеоновские»! Обо всём не смею говорить, но есть мысли о большом винтажном маркете и о ютуб-канале и о многом многом другом.