Интервью с основателями Dump Gallery о бизнесе проблемах арт-рынка

Евгения и Чингиз недавно открыли арт-пространство на Панфилова, 101. Больше двадцати лет это место было тренажёрным залом. Теперь там создаётся, показывается и продаётся искусство. 

– С чего все началось?


– У нас уже полтора года есть магазинчик на Барибаева, 36, – там продаются предметы искусства и винтаж, но есть и современные вещи. В какой-то момент мы решили расширяться и стали искать место для второго магазина. Мы не планировали открывать галерею, но пока искали, совершенно случайно попалось объявление на «Крыше» о сдаче подвала – очень банально.

– Что было после того, как нашли место?

– Приехали посмотреть и всё очень быстро сложилось – зашли и сразу же всё распланировали, что тут будет галерея, а тут – стеллаж. Мы, конечно, очень наивные, потому что нам казалось, что вот сейчас мы тут чуть-чуть всё помоем и через две недели начнём работать. А потом когда мы начали мыть-отмывать – «домылись» до труб и поняли, что надо менять все коммуникации, канализацию, всё вскрывать и выбрасывать

Постарались сохранить максимально из того, что было. Вот эти деревянные панели начала 90-х остались – они были везде по периметру, но местами были ещё зеркала. Мы частично сняли, и вот бетон – то, что мы обнаружили под деревом. Так всё и осталось, мы только покрасили и освежили

Мы сохранили потолок – это гипсовая плитка конца 80-х – начала 90-х. Один из главных аспектов, который влюбил в себя. Панели и потолок были сделаны для спортзала, который находился здесь больше 20 лет и закрылся в пандемию. Три года помещение ждало нас.

Ремонт делали своими руками – монтаж, демонтаж, пол заливали, поэтому воспринимаем каждый сантиметр как наше, родное.

– Мебель у вас вся винтажная?

– Мы привезли из своего магазина большую часть. Из купленного ничего – нам сделали барную стойку и стеллажи на заказ, всё остальное найдено и привезено. Например, стол под кофейню – это стол 60-х годов из-под швейной машинки Butterfly моей бабушки, в котором машинка выдвигалась и убиралась внутрь.

Ковёр на стене – это мама знакомой еще в 73 году соткала вручную и когда привезли его сюда, поняли, что на пол класть его нельзя.

Таксофонный аппарат – тоже элемент из магазина, поставили в качестве элемента фото-зоны. В последний раз видел такой лет двадцать назад на улице.

Сегодня установили аншлаг на входе – таблица с номером и названием и лампочкой. Такие раньше вешали на улице, но в центре сейчас уже таких нет. 

– Какой формат у вашего пространства?

– Здесь такой микс – есть магазин с предметами искусства, книгами, винилом. Мы собираем коллекцию книг казахстанских авторов и мечтаем о самиздате, но пока что сложно – его мало производится в целом. Планируем открыть мастерскую ручной печати – будет станок для линогравюр. Есть выставочное пространство, в котором мы также проводим лекции, кинопоказы, воркшопы. Нам бы не хотелось, чтобы это было мёртвое пространство, где повесили выставку, все пришли и ушли. Хочется, чтобы здесь искусство жило, создавалось, продавалось – сделать искусство более дружелюбным.

Мы сейчас экспериментируем с форматами. Тестируем. У нас вот появилось кафе – это, конечно, коммерческая история, чтобы мы могли поддерживать себя, банально платить аренду. Но бар получился довольно душевный, я порой в восторге от того, какие там происходят разговоры.


– Почему мастерская ручной печати?


Хотим развивать станковую графику. Что происходит после окончания института или колледжа? Художники перестают получать доступ к станкам. Новая графика уже не появляется: всё, что отпечаталось в институте – остаётся в институте.

Когда люди уже набивают какой-то опыт, идеи, наработанность – у них уже нет доступа к профессиональному оборудованию. Вот такой парадокс. Также важна популяризация, чтобы у людей было понимание как это делается – хотим устраивать мастер-классы, лекции по графике. Поэтому поставим станок и будем предоставлять его художникам.

В идеале мечтаем найти партнёров, которые бы смогли предоставлять гранты. Чтобы станки были платные для людей, которые «балуются». Но художники, занимающиеся профессиональным творчеством могли пользоваться бесплатно станками и расходными материалами, которые стоят денег.

– Евгения, вы работали в команде Дома 36, помогло ли вам это в создании собственного арт-пространства?


– Да, я работала как куратор выставочных пространств. Помогло, конечно – это опыт, какой-то пул знакомств. До Дома 36 я работала в Евразийском культурном пространстве.  Но по большей части мы сейчас экспериментируем с форматами


– Чингиз, а как вы пришли «в галерею»?


–Я изначально инженер. У меня есть хобби – занимаюсь коллекционированием. С Евгенией дружу почти 20 лет и когда появилось помещение на Барибаева, она предложила мне – «есть помещение, погнали!»

Так как я увлекаюсь всесторонним коллекционированием – есть понимание, как быстро наполнить магазин. По винтажу какую-то лепту вношу я, так как понимаю вторичный рынок, стоимость и ценность вещей. Евгения курировала художников, наполнение творческой среды, а от творческой среды пошли составные вещи. Вот такая коллаборация у нас!» – Чингиз

– Можно ли окупиться будучи арт-пространством?

– По расчётам в течение года думаем окупить вложения по ремонту за счёт резидентов, аренды помещения под лекции и другие мероприятия.


– Сколько стоит аренда у вас?

– Зависит от того, что это за мероприятие. Если творческой направленности, то под лекции мы делаем платный вход и собираем 50/50, либо 10 000 тенге в час. Галерея – 100 000 тенге в неделю, либо тоже за проценты от продаж, но это обсуждается индивидуально.

 

– С какой основной проблемой сталкиваются казахстанские галереи?


– Основная проблема – у нас в обществе пока нет традиции коллекционирования искусства. Когда мы говорим про коллекционеров, то это всего несколько человек. К счастью, я вижу по нашим магазинам, что это стало зарождаться среди молодёжи. Молодые люди, когда обзаводятся первым жильём, съёмным или своим, уже вместо постеров и картин, взятых из интернета стараются вешать на стены молодых художников, тиражную графику. Мне кажется, это прекрасный тренд и возможно вырастет в историю коллекционирования.

Круто, конечно, когда есть какие-то институции, музеи, это несомненно важно. Но это не сможет профинансировать рост художников. Важно, чтобы сами люди прекратили коллекционировать туфли, часы, бриллианты и обратили внимание на вот это всё»

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Какие вечеринки на Хэллоуин пройдут в Алматы
Город
#события
Какие вечеринки на Хэллоуин пройдут в Алматы
Эволюция образа вампиров в кино: от монстра до гуманиста 
Стиль
#красота
Эволюция образа вампиров в кино: от монстра до гуманиста 
AIREA – крупнейший фестиваль EDM состоится в Алматы
Город
#события
AIREA – крупнейший фестиваль EDM состоится в Алматы
Искусство ужаса: как художники воплощали страх на холсте
Культура
Искусство ужаса: как художники воплощали страх на холсте
Фильм Мирлана Абдыкалыкова «Похищение невесты» теперь можно посмотреть онлайн
Культура
#кино
Фильм Мирлана Абдыкалыкова «Похищение невесты» теперь можно посмотреть онлайн