Как родился Photobar
Айбек Аханов начал свою карьеру в области экономики, более десяти лет проработав экономистом в национальных компаниях. Среди его мест работы — фонды «Даму» и «Атамекен», где он занимался развитием и поддержкой предпринимательства. Именно тогда он стал предпринимать попытки открывать стартапы в области IT, но как он сам шутя вспоминает: «всё это провалилось, а деньги потратились». Однако за официальными документами и цифрами скрывалась страсть к творчеству. В свободное время он бродил по улицам Астаны с камерой, запечатлевая городские пейзажи. Его фотографии привлекли внимание, стали продаваться и выигрывать конкурсы. В момент, когда в Астане только начинала формироваться кофейная культура, предприниматель увидел возможность объединить свои хобби и создать что-то новое.
Так родился Photobar — кофейня-фотостудия, которую Айбек открыл вместе с младшим братом. Это был новый для Казахстана формат — в кофейне постоянно проводились ивенты: мастер-классы, встречи с интересными спикерами, фотосессии. Кофейня стала местом притяжения творческих людей и превратилось в «третье место» — после дома и работы — где люди могли общаться и развиваться. Благодаря этому Photobar «выстрелил» и остался на плаву несмотря на статистистические данные, согласно которым больше половины общепитов закрываются в первый год, — считает он.
Испытания и уроки масштабирования
Успех вдохновил Айбека на расширение. Вместе с командой он решил открыть ещё несколько точек Photobar в формате тематических кофеен, каждая с уникальным дизайном и атмосферой. Однако масштабирование принесло новые вызовы. «Photobar был очень нишевым и концептуальным проектом, который сложно масштабировать, — признаётся он. — Тяжело было поддерживать уровень качества и сервиса на всех точках, возникали проблемы с кадрами».
Осознав, что уникальность Photobar заключается в его единственности, бизнесмен решил оставить лишь оригинальное заведение, а остальные преобразовать в новый проект — CupQara.
В 2019 году родилась идея CupQara — коммерческого проекта — сети кофеен, сочетающей классические напитки и альтернативные способы заваривания. Проект столкнулся с трудностями во время пандемии, но сейчас готовится к официальному открытию. «CupQara будет кофейней с элементами национальной идентичности, — рассказывает Айбек. — Например, мы предлагаем “ақ кофе” — молочный напиток с добавлением тары». В планах — расширение меню собственными выпечками и десертами, а также внедрение современных трендов в миксологии. Наученный опытом создания Photobar он понимает, что концепцию CupQara нужно упрощать, ориентировать на массового клиента, но при этом не теряя в качестве продукта.
Личный взгляд на кофе
Айбек — истинный ценитель кофе. Его любимый напиток — эспрессо из 100% арабики или воронка, приготовленная на фруктово-ягодных зёрнах. «К сожалению, времени не всегда хватает, поэтому часто пью американо на ходу, — признаётся он. — Но альтернативу люблю пить неспешно, наслаждаясь процессом».
История про самый вкусный эспрессо
«В начале года я был в Дохе, ездил на кофейный фестиваль и изучал локальный рынок. Но самый вкусный эспрессо выпил не на фестивале, а совершенно случайно, заглянув в уютную кофейню в неприглядном уголке города. Он был настолько вкусным, что я искренне удивился. Мы привыкли воспринимать эспрессо как крепкий концентрат, но на самом деле он должен быть насыщенным и сбалансированным, без излишней горечи. Этот напиток обладает такими же глубокими вкусовыми характеристиками, как и воронка. Когда же мы превращаем эспрессо в американо, многие его ароматические ноты теряются», — делится Айбек.
Любимые кофейни
- В Астане: Big Apple, Master Coffee, Cult.
- В Алматы: Probarista — «просто, стильно, про продукт».
Про развитие кофейной культуры в Казахстане
Айбек отмечает, что кофейная культура в Казахстане находится в стадии становления. «В 2017 году люди не понимали, когда мы ввели 100% арабику, — вспоминает предприниматель. — Говорили: “У вас плохой кофе, одно молоко чувствуется!”». Сегодня ситуация меняется, но массовый потребитель всё ещё предпочитает молочные кофейные напитки. Тем не менее ситуация на рынке потихоньку меняется: цены на черный кофе снижаются, ассортимент обжарщиков расширяется, и всё больше людей начинают ценить разнообразие вкусов и способов приготовления кофе.
Он подчёркивает, что кофейная культура в Казахстане развивается неравномерно. «В крупных городах, таких как Астана и Алматы, уже существуют стабильные кофейные сообщества и специализированные заведения, тогда как в регионах культура потребления кофе ещё не дошла до массового покупателя. В регионах есть Zebra, но здесь скорее сработал эффект большой сети и узнаваемого бренда», — размышляет Аханов.
Зачем нужен Qazaqstan Coffee Festival?
Понимая необходимость развития отрасли, Айбек инициировал Qazaqstan Coffee Festival. «Идея родилась из наших болей как владельцев кофейного бизнеса, — объясняет он. — Мы хотели создать площадку для объединения потребителей и профессионалов индустрии».
Первый фестиваль состоялся в 2022 году и был сделан буквально «на коленке». Команда из трёх человек собрала 20 участников и за два месяца организовала фестиваль, состоявший из маркета, чемпионата бариста, мастер-классов, каппинга и множества других активностей.
В этом году фестиваль впервые пройдёт в Алматы на открытой площадке — большой парковке Forum 21-22 сентября. Вход для посетителей свободный! Платная модель участия остаётся для участников фестиваля: стоимость варьируется от 250 000 до 400 000 тенге и выше в зависимости от формата и объёма стенда. Участники фестиваля включают не только кофейни, но и производителей пищевой и непищевой продукции, таких как оборудование, аксессуары, кондитерские изделия, элементы интерьера и различные услуги, связанные с кофейной индустрией.
Айбек Аханов подчёркивает, что цель фестиваля — не просто коммерческая реализация, а создание устойчивой экосистемы, где каждая сторона рынка может найти своё место и внести вклад в общее развитие. «Кофейный фестиваль — это не только про сам кофе, — говорит он. — Это про людей, идеи и возможности. Мы хотим, чтобы фестиваль стал местом, где рождаются новые проекты, где люди могут найти партнёров, а бизнес может сделать прямые касания с большим числом потребителей».