Как экономист стал двигателем кофейной культуры в Казахстане

От экономических сводок до ароматного эспрессо — это история Айбека Аханова, основателя столичных кофеен Photobar и Cupqara, а также первого в Казахстане ежегодного фестиваля кофейной культуры — Qazaqstan Coffee Festival.

Как родился Photobar

Айбек Аханов начал свою карьеру в области экономики, более десяти лет проработав экономистом в национальных компаниях. Среди его мест работы — фонды «Даму» и «Атамекен», где он занимался развитием и поддержкой предпринимательства. Именно тогда он стал предпринимать попытки открывать стартапы в области IT, но как он сам шутя вспоминает: «всё это провалилось, а деньги потратились». Однако за официальными документами и цифрами скрывалась страсть к творчеству. В свободное время он бродил по улицам Астаны с камерой, запечатлевая городские пейзажи. Его фотографии привлекли внимание, стали продаваться и выигрывать конкурсы. В момент, когда в Астане только начинала формироваться кофейная культура, предприниматель увидел возможность объединить свои хобби и создать что-то новое.

Так родился Photobar — кофейня-фотостудия, которую Айбек открыл вместе с младшим братом. Это был новый для Казахстана формат — в кофейне постоянно проводились ивенты: мастер-классы, встречи с интересными спикерами, фотосессии. Кофейня стала местом притяжения творческих людей и превратилось в «третье место» — после дома и работы — где люди могли общаться и развиваться. Благодаря этому Photobar «выстрелил» и остался на плаву несмотря на статистистические данные, согласно которым больше половины общепитов закрываются в первый год, — считает он.

Испытания и уроки масштабирования

Успех вдохновил Айбека на расширение. Вместе с командой он решил открыть ещё несколько точек Photobar в формате тематических кофеен, каждая с уникальным дизайном и атмосферой. Однако масштабирование принесло новые вызовы. «Photobar был очень нишевым и концептуальным проектом, который сложно масштабировать, — признаётся он. — Тяжело было поддерживать уровень качества и сервиса на всех точках, возникали проблемы с кадрами».

Осознав, что уникальность Photobar заключается в его единственности, бизнесмен решил оставить лишь оригинальное заведение, а остальные преобразовать в новый проект — CupQara.

В 2019 году родилась идея CupQara — коммерческого проекта — сети кофеен, сочетающей классические напитки и альтернативные способы заваривания. Проект столкнулся с трудностями во время пандемии, но сейчас готовится к официальному открытию. «CupQara будет кофейней с элементами национальной идентичности, — рассказывает Айбек. — Например, мы предлагаем “ақ кофе” — молочный напиток с добавлением тары». В планах — расширение меню собственными выпечками и десертами, а также внедрение современных трендов в миксологии. Наученный опытом создания Photobar он понимает, что концепцию CupQara нужно упрощать, ориентировать на массового клиента, но при этом не теряя в качестве продукта. 

Личный взгляд на кофе

Айбек — истинный ценитель кофе. Его любимый напиток — эспрессо из 100% арабики или воронка, приготовленная на фруктово-ягодных зёрнах. «К сожалению, времени не всегда хватает, поэтому часто пью американо на ходу, — признаётся он. — Но альтернативу люблю пить неспешно, наслаждаясь процессом».

История про самый вкусный эспрессо

«В начале года я был в Дохе, ездил на кофейный фестиваль и изучал локальный рынок. Но самый вкусный эспрессо выпил не на фестивале, а совершенно случайно, заглянув в уютную кофейню в неприглядном уголке города. Он был настолько вкусным, что я искренне удивился. Мы привыкли воспринимать эспрессо как крепкий концентрат, но на самом деле он должен быть насыщенным и сбалансированным, без излишней горечи. Этот напиток обладает такими же глубокими вкусовыми характеристиками, как и воронка. Когда же мы превращаем эспрессо в американо, многие его ароматические ноты теряются», — делится Айбек.

Любимые кофейни

  • В Астане: Big Apple, Master Coffee, Cult.
  • В Алматы: Probarista — «просто, стильно, про продукт».

Про развитие кофейной культуры в Казахстане

Айбек отмечает, что кофейная культура в Казахстане находится в стадии становления. «В 2017 году люди не понимали, когда мы ввели 100% арабику, — вспоминает предприниматель. — Говорили: “У вас плохой кофе, одно молоко чувствуется!”». Сегодня ситуация меняется, но массовый потребитель всё ещё предпочитает молочные кофейные напитки. Тем не менее ситуация на рынке потихоньку меняется: цены на черный кофе снижаются, ассортимент обжарщиков расширяется, и всё больше людей начинают ценить разнообразие вкусов и способов приготовления кофе.

Он подчёркивает, что кофейная культура в Казахстане развивается неравномерно. «В крупных городах, таких как Астана и Алматы, уже существуют стабильные кофейные сообщества и специализированные заведения, тогда как в регионах культура потребления кофе ещё не дошла до массового покупателя. В регионах есть Zebra, но здесь скорее сработал эффект большой сети и узнаваемого бренда», — размышляет Аханов. 

Зачем нужен Qazaqstan Coffee Festival?

Понимая необходимость развития отрасли, Айбек инициировал Qazaqstan Coffee Festival. «Идея родилась из наших болей как владельцев кофейного бизнеса, — объясняет он. — Мы хотели создать площадку для объединения потребителей и профессионалов индустрии».

Первый фестиваль состоялся в 2022 году и был сделан буквально «на коленке». Команда из трёх человек собрала 20 участников и за два месяца организовала фестиваль, состоявший из маркета, чемпионата бариста, мастер-классов, каппинга и множества других активностей.

В этом году фестиваль впервые пройдёт в Алматы на открытой площадке — большой парковке Forum 21-22 сентября. Вход для посетителей свободный! Платная модель участия остаётся для участников фестиваля: стоимость варьируется от 250 000 до 400 000 тенге и выше в зависимости от формата и объёма стенда. Участники фестиваля включают не только кофейни, но и производителей пищевой и непищевой продукции, таких как оборудование, аксессуары, кондитерские изделия, элементы интерьера и различные услуги, связанные с кофейной индустрией.

Айбек Аханов подчёркивает, что цель фестиваля — не просто коммерческая реализация, а создание устойчивой экосистемы, где каждая сторона рынка может найти своё место и внести вклад в общее развитие. «Кофейный фестиваль — это не только про сам кофе, — говорит он. — Это про людей, идеи и возможности. Мы хотим, чтобы фестиваль стал местом, где рождаются новые проекты, где люди могут найти партнёров, а бизнес может сделать прямые касания с большим числом потребителей».

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски