Лето в Алматы без похода на фестиваль – почти преступление. За последние три года они буквально стали частью культурного кода города, и количество фестов – больших и маленьких – продолжает расти.
Мы поговорили с музыкантом и основателем фестивалей «Юность» и Toyla Music Festival Виталием Угаем о том, сколько стоит организация масштабного фестиваля, как привезти в Казахстан больших звёзд и почему фестивальной культуре Казахстана нужна помощь государства.
Фестивали – это и про бизнес тоже. Какой доход ожидаете от Toyla music festival и сколько стоит организация?
Предсказать какой-то доход очень сложно, в целом, от минус 100 тысяч долларов до плюс 200 тысяч долларов. Проблема фестивалей в СНГ в том, что у нас люди покупают билеты за 2–3 дня, поэтому предположить, какой мы получим доход, проблематично. Организация обходится минимум в 100 миллионов тенге, максимум – 200 миллионов.
Билет на фестиваль сейчас стоит 17 тысяч тенге. Это много или мало?
Мы никогда не получали никакого хейта из-за стоимости билета. Билет на наш прошлый благотворительный фестиваль «Юность» с Иваном Дорном стоил 8 тысяч тенге, что очень дёшево. На Toyla – 17 тысяч тенге, а это, к слову, стоимость фестиваля с местным исполнителем. У нас же западный привоз, поэтому наши гости, к счастью, считают эту цену адекватной. До нас Hurts будут выступать в Тбилиси и Ереване, там билет стоит около 30 тысяч тенге.
В этом деле столько деталей, что сложно за всем уследить. Какая самая большая сложность?
Здесь стоит объяснить, в чём отличие фестиваля «Юность» от Toyla. «Юность» рассчитана на местную аудиторию, а Toyla делается на СНГ. Сейчас в Москву и Питер никто из звёзд не поедет, хоть Москва всегда и считалась фестивальной столицей СНГ. И я подумал, почему бы не попробовать в это время сделать наш город новой такой столицей. Начали с привоза Hurts, фидбек довольно-таки неплохой, к нам едет много людей из разных стран.
Главная сложность заключается в человеческом факторе. Организация феста строится именно на людях, на взаимодействии с партнёрами, а в Казахстане есть проблемы с исполнительностью. Много непрофессиональных безответственных компаний, которые могут подвести в последнюю минуту.
Хедлайнер фестиваля – группа Hurts. Сложно ли «заманить» иностранных исполнителей на казахстанские фестивали?
Да, сложность есть. Существует пул исполнителей, которым абсолютно всё равно куда ехать, лишь бы они получили за это плату. А есть исполнители, для которых финансовый вопрос – не принципиальный. Hurts относятся именно к ним. Им важно ехать туда, где у них есть уже своя старая аудитория и новая. Это люди, которые могут повысить цифры на стримингах и присоединиться к фан-базе.
Кроме того, есть имиджевая составляющая, Hurts для нас очень важный кейс. Они относятся к менеджерскому агентству Coda Agency, которое работает со многими большими звёздами. Нам важно, чтобы всё прошло идеально, и в следующий раз нам дали возможность привезти, например, Imagine Dragons или Arctic Monkeys.
Что самое трудноисполнимое в их райдере?
У адекватных западных артистов ничего сложного нет. Они относятся с уважением к тем, кто их привозит. В их интересах, чтобы все остались в плюсе. Единственная трудность заключается, пожалуй, в логистике – перевезти их самих и их технику из Лондона в Алматы.
Почему они едут со своей техникой – это их особенность или в Казахстане нет техники, которая им необходима?
Тут всё 50/50. Бывает, у нас нет какой-то определённой техники, бывает, что им принципиально работать со своей. Hurts везут не всю технику, которая им здесь нужна: половину привозят они, половину предоставляем мы.
Есть ли конкуренция между фестивалями? Договариваетесь ли вы между собой о дате своих мероприятий?
Если следить за фестивальной культурой в Казахстане, то можно заметить, что у нас существует три вида фестивалей. Первые организовывают фесты на постоянной основе, это их бизнес. К ним относятся Nomad, Sxodim Fest, Esquire Picnic, OYU Live Fest и мы. Другие – фестивали-однодневки. И есть ещё государственные фесты, которым не важно выйти в плюс, им всё равно, если в этот день проходят ещё какие-то фестивали.
Что касается конкуренции, то все фесты из первой категории имеют свои жанры и свою аудиторию, поэтому какой-то жёсткой конкуренции нет. Из всех перечисленных организаторов мы общаемся с Nomad и OYU, узнаём в какие даты будут проходить фесты, кого они везут, чтобы не было никаких пересечений.
Есть ли критерии отбора местных исполнителей?
Единственный критерий – это качество музыки. Я никогда не ориентируюсь на свой личный вкус, для меня важно, насколько качественно сделана музыка. К примеру, на «Юности» выступала в своё время Say Mo. Я её не слушаю, мне её музыка не интересна, но я видел, что она сделана очень качественно, и поэтому мы её позвали.
Если артист непопулярен, но у него хорошая музыка, вы его позовёте?
Да. Одна из наших целей и на «Юности», и на Toyla – это открытие новых исполнителей. У нас в своё время выступали супернеизвестные артисты с 1000 подписчиками в инстаграме. В целом, мы понимаем, что местный исполнитель большого билетного балла дать не то чтобы способен, основную продажу делает хедлайнер. Поэтому нам непринципиально, сколько у исполнителя подписчиков, насколько он известный. Куда важнее, чтобы, когда он вышел на сцену, аудитория могла насладиться его выступлением.
Сколько по времени занимает подготовка?
Для «Юности», в среднем, нужно полгода. За Toyla мы тоже взялись за полгода, но это было ошибкой. Он больше, и нужно было дать ему месяцев девять. Но мы успеваем, всё идёт нормально.
Есть ли у вашего фестиваля экологическое направление: сотрудничаете ли вы с экоорганизациями?
Наверное, одна из причин, почему мы скорее всего этого делать не будем, в том, что у нас мало времени на подготовку. Мы акцентировали внимание на инклюзивности: предоставляем скидки маломобильным людям, устанавливаем пандусы, но в будущем такая повестка безусловно стоит.
Что ждёт казахстанскую фестивальную культуру в будущем?
Потенциал довольно большой, просто нужно понимать, что наш рынок относительно больших столиц очень маленький. В Алматы есть определённый потолок по масштабности: условно привести Эда Ширана к нам нереально. Это невозможно, начиная от финансов и закачивая площадкой, инфраструктурой самого города.
Эд Ширан – это стадион. Собрать 30 тысяч человек здесь он сможет запросто, приедут люди со всего СНГ, но у нас есть стадион на столько людей? А что произойдёт, если 30 тысяч человек за три дня приедут в Алматы? Инфраструктура города к этому не подготовлена, будет транспортный коллапс, отелей на всех не хватит.
Для нашего города это очень важно, выделяются большие деньги на привлечение туристов. Почему, например, Imagine Dragons приезжают в Тбилиси и Баку? Вы думаете в Тбилиси денег больше, чем у нас? Нет, это не так. В целом, Грузия сильно меньше, чем Казахстан. Просто в Тбилиси люди хорошо понимают, что Imagine Dragons принесёт огромный и чрезвычайно выгодный турпоток. Потому их приезд делается и за их деньги тоже.
Пока власть не обратит на это внимание и не поймёт, что нужно делать ставку на музыку и музыкальные фестивали, нас ждёт стагнация. Чтобы сделать шаг вперёд, нужно пробовать привозить крупных западных звёзд. Но без помощи госструктур это сделать очень сложно.