Алматы был столицей 70 лет: за это время в городе появилось множество домов с уникальной архитектурой, многие из которых сейчас похоронены под тяжестью времени и забвения, однако в последние годы некоторые из них переживают ренессанс – очень часто благодаря пришедшим предпринимателям.
Поговорили с основателем Masterskaya Space – фотографом Олегом Зуевым о том, почему сейчас в креативной индустрии начали присматриваться к историческим зданиям, в чём их очарование и как подходить к созданию бизнеса через поиск уникальных пространств.
Это – Дом учёных. Его построили в 1951 году, как понятно по названию, специально для элиты учёных Казахской ССР. Раньше здесь насчитывалось 30 квартир, каждая из которых считалась пятикомнатной. В 1980-х здесь проходили съёмки фильма «Игла»: в одной из квартир по сюжету жила Дина, и Виктор Цой, игравший Моро, сжигал здесь ампулы в камине.
Сегодня в этом здании, которое находится в списке архитектурного наследия города, жилые квартиры соседствуют с коммерческими помещениями. Одно из них – студия Masterskaya Space, которая за семь лет своего существования превратилась из фотостудии в творческое пространство со своей особенной философией и глубокой связью с домом.
Пространство рождает бизнес
Гуляя по Жибек Жолы, сложно не заметить стоящий по верхней стороне Дом учёных. Кажется, что он, уникальный образец здания послевоенного периода, точно мелькал в классических фильмах Шакена Айманова, украшенный орнаментом и с акцентом на ризалите, напоминающим дворцовую постройку.
«Мастерская» находится на последнем третьем этаже – на «задней» площадке, куда указывает стрелка и где стоит синяя расписная дверь. Вот вы и на месте.
Основатель Masterskaya Space – фотограф Олег Зуев нашёл это место семь лет назад, благодаря своему хобби – поискам самобытных домов, квартир, пространств, у которых есть своя история.
Мне нравится следить за тем, как меняется город: где есть прикольные помещения, что перестраивается, какие районы становятся более привлекательными. Мой мозг работает так, что я воспринимаю Алматы как пространство, где можно найти какие-то интересные места. Кстати, в помещение «Мастерской» я заехал до того момента, как Байбек начал заниматься реконструкцией аллеи и освещением. Дом побелили всего лишь два года назад, до этого фасад был красивый, но незаметный, и знали о его очаровании только те, кто ценил архитектуру».
Олег, будучи фотографом, искал небольшое пространство для собственной студии. В бесконечных однотипных объявлениях бизнес-центров он наткнулся на светлую квартиру в Доме учёных, где сохранился лоск элитного жилья прошлого столетия – высокие потолки, паркет, лепнина. Договор был подписан, а 170 квадратных метров поделились между фотостудией, мастерской художников и рабочим пространством для визажистов. Уже после появилось название Masterskaya Space .
Потом мы уже решили, что это не мастерская-фотостудия, а мастерская как спейс, пространство. Когда я нашёл единомышленников, мы поняли, что есть концепция и нам нужно двигаться в какую-то определённую сторону, проводить вечера, интересные мероприятия. Сейчас мы уже выросли как проект, художники нашли другое место, визажисты тоже съехали, а мы расширяемся – в этом же здании арендовали помещение на первом этаже».
Сегодня в Masterskaya Space можно устроить фотосессию, арендовать фототехнику (в том числе аналоговые фотоаппараты) и даже предметы быта – местные ковры, к примеру, можно найти на роликах OYU Live. Однако представить развитие «Мастерской» вне стен Дома учёных, оглядываясь в прошлое, становится сложно.
Многие считают, что для коммерческих проектов приоритетнее первая линия, большие витражи, но есть и другие бизнесы, которые скрыты от глаз, куда ты попадаешь и соприкасаешься с уникальной историей. Мне не нравится всё вылизанное, до блеска красивое. Да, такие бизнесы имеют место, и, может быть, они даже более успешны, но мне нравится открывать что-то оригинальное. Я нахожу не новые ЖКшные квартиры, а старые панельки, сталинские дома, где есть своя особая атмосфера с теми же кошками в подъездах, которых бабушки кормят, и цветами в клумбах».
Помимо Masterskaya Space, Олег занимается магазином плёночных камер «Глаз Алмаз» и субарендой такой же старенькой квартиры в историческом центре. Примечательно, что свой бизнес он строит, основываясь именно на пространствах.
Мне важно, чтобы место меня зацепило. Я не ищу помещения под бизнес, я ищу помещения, которые создают бизнес. Мне очень нравится этот подход, я могу не спать до трёх часов ночи и на «Крыше» выискивать какие-то варианты. Я уверен, что это выстрелит. Сейчас, например, пошёл тренд на дома 20–30-х годов из сосны, которые начали выкупать в том числе микробизнесы из креативной индустрии.
Насколько бы я сам не любил всё автоматизировать и доводить до современного вида, но какие-то вещи нужно оставлять такими, какие они есть. Если у вас бизнес в таком месте, нужно давать волю тем вещам, которые естественным образом могут появиться и развиваться. Всё должно жить в гармонии», – считает Олег.
Хочется находить много клёвых мест, давать им жизнь, и «Мастерская» без этого помещения не стала бы «Мастерской».
Главное ЖК 50-х годов
Только попав в это здание, можно понять, что в нём особенного – в середине прошлого века это было одно из самых элитных столичных домов. В каждом подъезде установлены две, не соединяющиеся друг с другом лестницы: одна парадная, широкая, светлая, богато декорированная, вторая – «чёрная», хозяйственная, зрительно спрятанная лестница. Две лестницы или два входа в одну квартиру проводят зримую грань между хозяевами и домработниками.
Элита советских учёных в сталинский период получала 5-комнатные квартиры по 180 кв. м., независимо от количества членов семьи, и при этом предполагалось, что обслуживание дома будет предоставлено домработнице.
Каждая квартира, помимо комнаты для домработницы, имела прихожую, гостиную, три спальные комнаты и кабинет. Все тридцать пятикомнатных квартир имели настоящие камины, которые были установлены в гостиных комнатах.
Мне кажется, для Алматы это уникальный дом, потому что это был такой идеальный вариант ЖК того времени. Во-первых, в самом доме есть все условия, а во-вторых, тут рядом сразу же был универмаг и магазин техники «Голубой экран». Предполагалось, как мне кажется, что здесь будут жить люди, которые будут пользоваться всеми этими плюшками».
Однако дому уже 72 года, и в обслуживании такого офиса куда чаще возникают проблемы, которые требуют вмешательства мастеров. Универсальный совет от Олега для тех, кто захочет иметь бизнес в схожих зданиях, – начинать нужно со знакомства с соседями.
Это очень важно. Тут в любом случае есть старожилы, какие-то негласные правила, которые все соблюдают. И я считаю это огромным преимуществом, ведь в таких пространствах сами люди создают атмосферу. Даже те соседи, которые напрямую не участвуют, не контактируют с твоим бизнесом, влияют на процессы, поэтому с ними важно быть в хороших отношениях.
Мы, например, взяли на себя всю ответственность за подъезд: до этого мы его просто обсуживали, а в этом году решили с предпринимателями, которые здесь работают, поменять дверь подъезда, освещение, датчики поставить, чтобы всё работало автоматически. Сейчас стремимся к тому, чтобы всё покрасить и побелить. С соседей, которые живут в этом подъезде, у меня не поднимается рука требовать делить эту сумму.
Так как мы используем помещение в коммерческих целях, это в моих интересах и мне не жалко сделать ремонт в подъезде за свой счёт, чтобы всем было комфортно жить в здании.
Наверное, это везде применимо, но в таких домах это особенно чувствуется. Мы всё-таки другое поколение – мы не знакомимся с соседями, можем годами жить в новых ЖК и не знать кто по ту сторону стены. Тут немного другие правила, будто время остановилось. И приходится соответствовать».
Старый центр креативной экономики
– Почему «Золотой квадрат», старый центр города стал точкой притяжения для ребят из креативной индустрии? На момент открытия Masterskaya Space какой был спрос у людей на подобные места?
– Я думаю, что как раз таки пять лет назад был пик. Мы находились в самом сердце креативной индустрии, которая только начала развиваться. Тогда мы в Masterskaya Space чаще делали уклон на различные квартирники, проводили концерты и даже выставки. Через дорогу от нас был «Асау журек», недалеко – «Взлётная», на Зелёном базаре стали открываться сильные кофейни.
Сейчас притяжение к этому району, на мой взгляд, переживает вторую волну: у людей появился большой интерес к старым постройкам до 40-х годов из тянь-шаньской ели. Очень много интересных проектов готовится, и я предполагаю, что их будет ещё больше через пару лет в старых домах, которые раньше никому были не нужны. Их ценность выросла, они стали стоить раза в три раза дороже, чем можно было лет пять назад купить.
Я думаю, что интерес к этому району, как к части креативного сектора, появился 5-7 лет назад, но самое интересное только впереди.
Поэтому экспериментов не избежать, в том числе и таким «старичкам» как Masterskaya Space, стартовавший без всякого бизнес-плана, но уже создавший чёткий отлаженный процесс.
«Мы уже знаем свой вектор и движемся в сторону пространства, которое можно арендовать под съёмки, под мероприятия, у нас теперь есть большой штат аренды фототехники, оборудования, сдачи мебели в аренду.
Мы поняли какую пользу приносим и какие у нас сильные стороны. Если вернуться назад, когда я думал, что было бы классно открыть фотостудию, все студии находились в комнатках в бизнес-центрах, где вас встречает какой-нибудь дяденька-фотограф и следит, чтобы ты нам не нажал неправильную кнопку. Сейчас всё это стало проще: приходят ребята, которые даже режимами съёмок на телефоне не особо умеют пользоваться, но им комфортно и они могут просто написать: «У вас свободно? Мы сейчас придём контент одежды отснимем!».
В этом году под крышей «Мастерской» открылся новый проект – онлайн-магазин плёнки и аналоговых фотоаппаратов. Эксперименты, как говорит Олег, с «Мастерской» происходили и будут происходить.
«И я всё-таки хочу двигаться в сторону поиска каких-то интересных пространств. Я увижу помещение, оно мне понравится и в перспективе будет какой-то небольшой хорошей кофейней или магазином. Я готов пойти в эту сторону – сперва нахожу помещение, а уже потом думаю, что с ним делать. Мне нравится находить то, что человек до этого не замечал. Это моя идеальная картина».