На выставке «Другая сторона леса» представлены 16 живописных полотен, включая триптих «Переплетение». Все они в большей или меньшей степени связаны с пейзажем — живопись Лу Линя колеблется между абстракцией и фигуративностью. Однако пейзаж не является сюжетом его полотен, а скорее способом самовыражения. Для традиционной китайской живописи пейзаж был ведущим жанром или был неотъемлемой частью другого. В зависимости от периода он отражал взаимоотношения человека с природой, но всегда служил образом мироздания и был наполнен одухотворённостью.
Полотна Лу Линя в духе национальной живописной традиции являются его реакцией на окружающий мир, посредством природных явлений и элементов он раскрывает своё эмоциональное состояние. Автор любит комбинировать широчайшие мазки кисти с мелкими замысловатыми линиями, иногда давая волю самой краске в виде подтёков. Художнику комфортен крупный формат холста. Для усиления впечатления он может прибегать к эффектным ракурсам и классическим ярчайшим контрастам красного-зелёного, жёлтого-синего.
Иногда все эти приёмы достигают накала в одной работе. Усиливается всё композиционным приёмом, которым художник хорошо овладел — это деление холста, приближенное к его середине. Именно такое сочетание приёмов мы наблюдаем в работе «Вперёд» (2023 г.). Линия горизонта сильно приближена к центру. Поток массивного красного следует сразу же за изумрудно-зелёной почвой, а композиция оформлена в тондо. Круг, как и квадрат, являются максимально статичной формой, поэтому в данной композиции она убивает любое движение. Аналогично, довольно динамичной живописи полотна «Зелёный цвет» (2023 г.) тяжело существовать в круглом контуре подрамника. Зелёное пятно яростно борется за первенство в данной композиции, но беспощадно проигрывает круглой форме. Всё это создаёт диссонанс, который зритель может чувствовать интуитивно.
Округлая форма не является новшеством в китайской живописи, в среднее века подобная композиция была связана с формой круглого веера. Но у Лу Линя строгий круг навязывает большие обязательства в отношениях с композиционным и эмоциональным строем полотна и скорее создаёт конфликт, нежели напряжение. Возможно, художник и вовсе пытался привнести этой формой медитативное спокойствие, которым магически обладает круг, но в сочетании с остальными средствами выразительности, мы наблюдаем расход и дисгармонию.
Экспозиция демонстрирует различные способы видения художника. Лу Линь не раз отмечал в интервью, что живопись для него — это способ осмысления мира: от его устройства до современных процессов. Однако, не все работы отражают уверенное живописное высказывание. Работая с чистой живописью, сложно внедрить в неё концептуальную мысль. Кажется, что легко, но это не так. Заметьте, как с распространением концептуализма живопись теряла свои позиции. А Лу Линь показывает чистую живопись, в некоторых работах главным средством выразительности является цвет, но как в работе «Вперёд» он будто бы не в ладах с формой.
В других же работах, где художник уступает место инстинктам, первенство берёт выразительность линейного контура. И перед нами раскрывается удивительная череда ритмов. Примечательно, что при определённой их закономерности, художнику удаётся избежать декоративности. Именно линеарность и тонкое чувство ритма роднит полотна Лу Линя с национальной живописью. Никаких очевидных копирований вы, конечно, не увидите. Но в этом то и есть истинное мастерство современного художника.
Интересно наблюдать, как развиваются многочисленные ритмы, сжатые в одну композицию, в работе «Пожарище» (2022 г.). Можно почувствовать тесноту, хаос, нарастающее чувство нехватки кислорода. Взгляд скользит с первого пылающего плана на серо-голубые тоненькие стволы вдалеке, и обратно. Траекторию движения зацикливают эллипсы в центре холста. Грамотное сочетание таких разных ритмов встречалось в изысканной средневековой живописи и, вы не поверите у кого ещё… У Николаса Пуссена — представителя французского классицизма XVII века. Тот мастерски боролся с динамикой в своих работах, раскладывая все элементы по полочкам. Подобное управление вертикалями, горизонталями и другими линеарностями характерно и для живописи Лу Линя.
В работах «Чаобай, приток Жёлтой реки» (2020 г.), «Бычья кожа» (2023 г.), «Пожарище» считывается индивидуальное воспроизведение пространства двумя плоскостями, связанными тонкими нитями. Первый план составляют грубые вертикали-деревья, второй — плотная, но не однородная материя. Кажется, именно здесь Лу Линю удалось прикоснуться к той истинной глубине древней китайской образности мироздания, где существование человека и его эмоциональный мир выходят на иной уровень прочтения — духовный.
Насыщенная живопись Лу Линя привлекательна, интересно будет наблюдать за развитием его живописного языка. Видение художника очевидно склоняется к абстрактному, но несмотря на это его живопись можно назвать вполне традиционной в контексте современного мирового искусства. Работать в абстракционизме в сочетании с реализмом довольно сложно. Чистой абстракции всегда противостоит мысль, как и концептуальная, так и как замысел классической картины. Но Лу Линю будто всё это чуждо. Выставка «Другая сторона леса» показывает, что художник пока ещё нащупывает форму, в которой он будет чувствовать себя уверенно. Будет ли это чистая абстракция или сочетание с элементами национальный или европейской традиции, покажет время.