«Абстрактный классицизм»: о выставке «Другая сторона леса» Лу Линя

Сложные художественные процессы последних десятилетий современного китайского искусства порождают разные формы мышления: от традиционно реалистичного метода до концептуального. На фоне новых медиа, используемых такими художниками как Ай ВэйВэй или Чжан Хуань, масляная техника продолжает занимать ведущие позиции среди большинства художников, испытывающих довольно сильное, но добровольное влияние европейской живописи. На подобном пересечении изобразительных культур оказалось творчество молодого художника Лу Линя, чья персональная выставка проходит в Almaty Gallery до 28 февраля.

На выставке «Другая сторона леса» представлены 16 живописных полотен, включая триптих «Переплетение». Все они в большей или меньшей степени связаны с пейзажем — живопись Лу Линя колеблется между абстракцией и фигуративностью. Однако пейзаж не является сюжетом его полотен, а скорее способом самовыражения. Для традиционной китайской живописи пейзаж был ведущим жанром или был неотъемлемой частью другого. В зависимости от периода он отражал взаимоотношения человека с природой, но всегда служил образом мироздания и был наполнен одухотворённостью.

Полотна Лу Линя в духе национальной живописной традиции являются его реакцией на окружающий мир, посредством природных явлений и элементов он раскрывает своё эмоциональное состояние. Автор любит комбинировать широчайшие мазки кисти с мелкими замысловатыми линиями, иногда давая волю самой краске в виде подтёков. Художнику комфортен крупный формат холста. Для усиления впечатления он может прибегать к эффектным ракурсам и классическим ярчайшим контрастам красного-зелёного, жёлтого-синего.

Иногда все эти приёмы достигают накала в одной работе. Усиливается всё композиционным приёмом, которым художник хорошо овладел — это деление холста, приближенное к его середине. Именно такое сочетание приёмов мы наблюдаем в работе «Вперёд» (2023 г.). Линия горизонта сильно приближена к центру. Поток массивного красного следует сразу же за изумрудно-зелёной почвой, а композиция оформлена в тондо. Круг, как и квадрат, являются максимально статичной формой, поэтому в данной композиции она убивает любое движение. Аналогично, довольно динамичной живописи полотна «Зелёный цвет» (2023 г.) тяжело существовать в круглом контуре подрамника. Зелёное пятно яростно борется за первенство в данной композиции, но беспощадно проигрывает круглой форме. Всё это создаёт диссонанс, который зритель может чувствовать интуитивно.

Округлая форма не является новшеством в китайской живописи, в среднее века подобная композиция была связана с формой круглого веера. Но у Лу Линя строгий круг навязывает большие обязательства в отношениях с композиционным и эмоциональным строем полотна и скорее создаёт конфликт, нежели напряжение. Возможно, художник и вовсе пытался привнести этой формой медитативное спокойствие, которым магически обладает круг, но в сочетании с остальными средствами выразительности, мы наблюдаем расход и дисгармонию.

Экспозиция демонстрирует различные способы видения художника. Лу Линь не раз отмечал в интервью, что живопись для него — это способ осмысления мира: от его устройства до современных процессов. Однако, не все работы отражают уверенное живописное высказывание. Работая с чистой живописью, сложно внедрить в неё концептуальную мысль. Кажется, что легко, но это не так. Заметьте, как с распространением концептуализма живопись теряла свои позиции. А Лу Линь показывает чистую живопись, в некоторых работах главным средством выразительности является цвет, но как в работе «Вперёд» он будто бы не в ладах с формой.

В других же работах, где художник уступает место инстинктам, первенство берёт выразительность линейного контура. И перед нами раскрывается удивительная череда ритмов. Примечательно, что при определённой их закономерности, художнику удаётся избежать декоративности. Именно линеарность и тонкое чувство ритма роднит полотна Лу Линя с национальной живописью. Никаких очевидных копирований вы, конечно, не увидите. Но в этом то и есть истинное мастерство современного художника.

Интересно наблюдать, как развиваются многочисленные ритмы, сжатые в одну композицию, в работе «Пожарище» (2022 г.). Можно почувствовать тесноту, хаос, нарастающее чувство нехватки кислорода. Взгляд скользит с первого пылающего плана на серо-голубые тоненькие стволы вдалеке, и обратно. Траекторию движения зацикливают эллипсы в центре холста. Грамотное сочетание таких разных ритмов встречалось в изысканной средневековой живописи и, вы не поверите у кого ещё… У Николаса Пуссена — представителя французского классицизма XVII века. Тот мастерски боролся с динамикой в своих работах, раскладывая все элементы по полочкам. Подобное управление вертикалями, горизонталями и другими линеарностями характерно и для живописи Лу Линя.

В работах «Чаобай, приток Жёлтой реки» (2020 г.), «Бычья кожа» (2023 г.), «Пожарище» считывается индивидуальное воспроизведение пространства двумя плоскостями, связанными тонкими нитями. Первый план составляют грубые вертикали-деревья, второй — плотная, но не однородная материя. Кажется, именно здесь Лу Линю удалось прикоснуться к той истинной глубине древней китайской образности мироздания, где существование человека и его эмоциональный мир выходят на иной уровень прочтения — духовный.

Насыщенная живопись Лу Линя привлекательна, интересно будет наблюдать за развитием его живописного языка. Видение художника очевидно склоняется к абстрактному, но несмотря на это его живопись можно назвать вполне традиционной в контексте современного мирового искусства. Работать в абстракционизме в сочетании с реализмом довольно сложно. Чистой абстракции всегда противостоит мысль, как и концептуальная, так и как замысел классической картины. Но Лу Линю будто всё это чуждо. Выставка «Другая сторона леса» показывает, что художник пока ещё нащупывает форму, в которой он будет чувствовать себя уверенно. Будет ли это чистая абстракция или сочетание с элементами национальный или европейской традиции, покажет время.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Питер Пэн: Кошмар в Нетландии» — Marvel от мира трэш-хоррора
Культура
#кино
«Питер Пэн: Кошмар в Нетландии» — Marvel от мира трэш-хоррора
Нематериальное в материальном. О коллективной выставке «Полотно»
Город
#события
Нематериальное в материальном. О коллективной выставке «Полотно»
«Охота за книгами — часть работы»: история трёх уникальных букинистических Алматы
Ликбез
#истории
«Охота за книгами — часть работы»: история трёх уникальных букинистических Алматы
Как «Поднятие уровня в одиночку» изменило аниме
Культура
#кино
Как «Поднятие уровня в одиночку» изменило аниме
«Не умирай»: история миллионера-фанатика, который хочет жить вечно
Культура
#кино
«Не умирай»: история миллионера-фанатика, который хочет жить вечно