Almaty Pop Up Store: 11 лет любимой ярмарке алматинцев

В Алматы 14 и 15 декабря состоится тридцатый по счёту Almaty Pop Up Store — городская ярмарка для всей семьи. В честь юбилея Almaty Pop Up Store редакция ’98mag решила поговорить с совладелицами проекта Мадиной Аман и Айнур Кожашевой о том, почему так важно продвигать отечественных творцов и независимых производителей, а также что стоит за организацией одной из крупнейших городских сезонных ярмарок.

В алматинском Центральном государственном музее 14 и 15 декабря состоится финальный в уходящем году и тридцатый по счёту Almaty Pop Up Store — городская ярмарка для всей семьи, на которой представлены локальные дизайнеры, ювелиры, ремесленники и бренды косметики, а также различные мастер-классы и воркшопы. Этот год стал одиннадцатым для Almaty Pop Up Store и седьмым для Мадины Аман и Айнур Кожашевей, которые в 2017 году выкупили проект у Гаухар и Тани Найзагариных после девяти сезонов. За это время огромное количество отечественных предпринимателей смогли порадовать своей уникальной продукцией жителей и гостей южной столицы от мала до велика.

Могу уверенно сказать, что это была удачная сделка: кажется, у нас получилось превратить Almaty Pop Up Store в крепкий городской бренд и экономически стабильный бизнес, сохранив его независимость, — рассказывает Мадина. — Развивать проект, который ты придумал, и действующий, который купил, – это очень разные стратегии. Свой стартап – это такой ребёночек, ты его родил и относишься соответствующе: с трепетом, тревогой, волнением, постепенно взращиваешь его. Покупая готовый бизнес, ты чётко помнишь, сколько на него денег потратила и, как следствие, сразу требуешь определённых KPI – в общем, меньше воды и страхов, больше стратегии и выстроенных процессов, чёткий финансовый план».

На фото: совладелицы проекта Мадина Аман и Айнур Кожашева

Вспоминая о первых ярмарках, Мадина и Айнур делятся, что даже не задумывались, что проект станет таким большим и регулярным. Девушки просто наслаждались самим процессом организации дизайн-феста, а фундамент Almaty Pop Up Store они использовали как площадку, где реализовывали то, что им было интересно: приглашали артистов, которых сами слушали, сотрудничали с друзьями и только с теми компаниями, которых уважали.

Сейчас всё это как-то клёво разрослось: нам стали часто говорить, что АПС уже вшит в ДНК Алматы, и это безусловно приятно, чего уж там, ведь первые маркеты были довольно камерными. Минус есть только один, но довольно жирный: так как мы стараемся не повторять локации, в городе уже всё меньше площадок, куда мы помещаемся. Мы уже немного как тот чувак, который свисает с двух сторон кровати – нам нужно всё больше пространства: минимум две тысячи квадратов внутри здания и желательно большая парковая территория вокруг, плюс красивая архитектура и алматинская душа», — рассказывают Мадина и Айнур.

О росте Almaty Pop Up Store можно судить и по корнерам, ставшим уже постоянными: небольшие дополнительные зоны выросли в отдельные полноценные ветки со своими регулярными партнёрами. В частности, детская зона начиналась как место с активностями для детей больше для того, чтобы поддержать родителей, которые приходят с маленькими детьми. Сейчас это полноценная площадка для развития раннего предпринимательства: дети от 7 до 14 лет презентуют и продают продукцию, которую сделали сами, и довольно неплохо там зарабатывают. Отдельная гордость организаторов – это эко-зона. Она тоже была довольно небольшой пять лет назад, а в июне этого года на ней за два дня собрали и отправили на переработку более двух тонн вторсырья.

Будучи независимым проектом, хоть и ставшим одним из крупнейших среди локальных городских мероприятий подобного рода, при организации каждого события команда Almaty Pop Up Store всегда руководствуется основополагающими принципами. Первый и самый главный — изделия, представленные на прилавках ярмарки, обязательно должны быть произведены в Центральной Азии. Для организаторов важно, чтобы за каждым из брендов-участников стояли люди с горящими глазами, ведь когда фундамент бизнеса – это люди, он обязательно найдёт своё признание.

Мы не допускаем к участию бренды, которые не создают продукцию сами – при всём уважении к рисейлу, наша площадка – для креаторов и мейкеров. Нам важно оставаться платформой для тех романтиков, которые выбирают сложный путь самостоятельного создания продукта со всеми вытекающими нюансами этого выбора, — поясняет Айнур. — Раньше у нас были представлены только участники, которые создают продукцию в Казахстане, но сейчас к нам приезжает всё больше клёвых брендов из Бишкека, Ташкента. Было несколько брендов из Украины, Грузии, ребята с монгольским кашемиром приезжали как-то. Мы всегда находимся в поиске нескучных аутентичных продуктов, много сёрчим, пишем брендам сами, знакомимся, приглашаем стать резидентами. За 11 лет на поп-апе свобственную продукцию представили более 1200 локальных брендов – у нас хранятся все детали: даты участия, контакты, аккаунты в соцсетях, специфика и описание продуктовой линейки, производственные возможности. Думаю, такой базы локальных производителей, как у Almaty Pop Up Store, нет ни у кого больше в стране».

Второй важный момент — делать так, чтобы Almaty Pop Up Store был нескучным. Этот принцип и является основной причиной, по которой команда меняет локации и форматы, экспериментируя с социальными трендами и форматами.

Третье очень важное правило — это поддержка женского предпринимательства. Так, 85-88 % резидентов Almaty Pop Up Store являются женщинами, а это значит, они строят бренды, часто будучи жёнами и мамами, совмещая работу со статусом менеджера по эмоциям в доме и семье. Сами Мадина и Айнур, будучи женщинами-предпринимательницами, знают всю специфику не понаслышке.

И последний, но не по значимости, принцип команды Almaty Pop Up Store — инклюзивность.

Инклюзивность для нас не просто важна, я бы охотнее использовала словосочетание “она есть”, — отмечает Мадина. — Думаю, общество можно назвать инклюзивным, когда эту инклюзивность не нужно отдельно подчёркивать – она просто есть и в этом обществе комфортно жить всем без деления на «особенных» и «нормотипичных». В нашем регионе это, конечно, пока мечта, но мне нравится думать, что это когда-нибудь случится и, возможно, я это даже увижу. Если говорить конкретно о том, что делаем мы внутри АПС: у нас появилась отдельная зона для социальных проектов. Участие в ней, разумеется, бесплатное: мы не предлагаем эту зону коммерческим партнёрам и все расходы по её организации несём сами – это наше с командой желание. Не могу не затронуть сложный вопрос, который является болью не только АПС, но и всего города – крайне редко в зданиях предусмотрены пандусы, широкие лифты, куда можно заехать на коляске – какой-то элементарный минимум часто отсутствует. Мы стараемся учитывать этот момент, но, честно, не всегда получается: нереально ради двухдневного маркета построить пандус в здании, где он изначально не предусмотрен, а альтернативы нужной площади с пандусом в городе на наши даты, например, может не быть. Мы поднимаем на руках на второй этаж гостей, которые по тем или иным причинам не могут подняться по лестнице сами, поднимаем коляски, – то есть, решаем конкретный вопрос в моменте. Но глобально, с системным решением этого вопроса, в архитектуре города куча траблов, конечно».

Для предновогоднего Almaty Pop Up Store, который за прошедшие годы стал уже традиционным, а в этот раз по удивительному совпадению оказался ещё и юбилейным, команда проекта подготовили особенную программу.

Во-первых, на протяжении всего уикенда тридцатая ярмарка пройдёт в особенном месте — Центральном государственном музее, одном из старейших зданий города, открывшемся в первой половине 20 века. По словам организаторок, попытки договориться с площадкой о проведении ярмарки осуществлялись последние пять лет, и, наконец, к юбилейному событию они увенчались успехом. На вопрос о том, какая из локаций стала для них самой запоминающейся или особенной, Айнур ответила так:

Поп-ап — живой, пластичный проект, который нескучно делать из года в год: каждый раз ты, по сути, создаёшь площадку с нуля, у каждой локации свои челленджи. Например, в прошлом году мы проводили АПС в бане «Арасан» – жарковато было, факт, но в целом, было очень весело. За эти годы мы были уже почти во всех значимых с точки зрения архитектуры площадках Алматы: во Дворце школьников, Цирке, «Казахфильме», музее им. Кастеева, здании Фонда первого президента, в той же бане «Арасан», кинотеатре «Арман», Almaty Gallery на Жамбыла и вот сейчас – в Центральном музее. Одну лучшую локацию выделить невозможно – это как любимого ребёнка выбирать».

Во-вторых, гостей мероприятия ждут выступления любимых артистов и трупп — просторное фойе первого этажа будет зоной музыки и отдыха: 14 декабря состоится большой открытый концерт SAMRATTAMA вместе со Steppe Sons, а 15 декабря там же пройдёт выступление хора и открытая читка театра «Артишок».

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Almaty Pop Up Store (@almatypopupstore)

Также оба дня локальные диджеи будут отыгрывать для посетителей свои сеты. Резиденты Almaty Pop Up Store – локальные дизайнеры и ремесленники – займут весь третий этаж. Зону же детского бизнеса можно будет найти на втором этаже.

Таким образом, небольшая когда-то уютная хипстерская ярмарка теперь разрослась до площади огромного музея напротив акимата. Сами не понимаем, как это получилось, — делится Айнур. — Поп-апу 11 лет и за эти годы рождественский сезон проекта стал уже традиционным. Мы планируем его заранее и всегда в середине декабря – не в конце, чтобы у гостей была возможность в спокойном ритме закупить новогодние подарки, наряды, украшения для дома».

В этот раз Almaty Pop Up Store совместно с маркетплейсом Teez проводит конкурс для молодых дизайнеров, главным призом которого станет грант в размере ₸1 млн. Получив множество заявок, организаторки рассказывают, как сложно выбрать лишь одного победителя. И всё же имя одного будет объявлено со сцены вечером 15 декабря. Эта совместная инициатива является важным шагом в поддержке начинающих отечественных криейторов.

Один миллион тенге – не огромная сумма, но, тем не менее, это хорошая поддержка для маленького бренда, который только начинает свой путь. Мы очень хотим давать гранты на регулярной основе, но это пока не всегда получается, — объясняет Мадина. — В этом сезоне у нас получилась крепкая и классная коллаба с Teez – мы с первой встречи поняли, что у нас похожие ценности, и решили стать партнёрами. Ребята сразу поддержали идею гранта и предложили оплатить его. Это было классно, мы всегда очень радуемся, встречая компании, которые мыслят в похожем нарративе с нами, потому что поддерживать локальное – важно чрезвычайно. Мне кажется, люди часто не задумываются, как важна каждая покупка продукта, созданного в Казахстане».

В этом стремлении Almaty Pop Up Store вторят команде и партнёры Teez.

Люди своими маленькими и не очень маленькими бизнесами делают огромное дело по сохранению и распространению культурной идентичности. По её отображению — с помощью тех людей, которые покупают локальные вещи и носят их с гордостью и любовью к Казахстану. А самая частая проблема локальных креаторов и мейкеров — отсутсвие денег на развитие бизнеса и недостаточные обороты. Мы хотим помочь решить эту проблему», — подчёркивает Ксения Лукичева, директорка по коммуникациям Teez.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Almaty Pop Up Store (@almatypopupstore)

А вот что Ксения Лукичева рассказывает о сотрудничестве с с Almaty Pop Up Store:

Юбилейный сезон никак не повлиял на то, что мы запартнёрились с Almaty Pop Up Store. Это совпадение: мы запустились в сентябре, потихоньку начали работать в медийном и общественном полях, и в какой-то момент нам попалось предложение о партнёрстве с Almaty Pop Up Store. Это был мгновенный мэтч. Teez — не просто очередной маркетплейс из другой страны или приложение к банковскому продукту. Мы — казахстанский маркетплейс с пучком принципов и ценностей, среди которых одно из важнейших мест занимает развитие малого и среднего бизнеса в стране, поддержка культуры и традиций Казахстана. И этим же занимается Almaty Pop Up Store. Нам понадобилось секунд 30, чтобы решить, что да, конечно, мы идём в этот проект».

Кроме того, в рамках тридцатого Almaty Pop Up Store при поддержке «Битрикс24. Казахстан» на ярмарке будет действовать Kids Zone, о которой было упомянуто ранее. Там юные умельцы представят посетителям свои работы и смогут получить вознаграждение за свои творения. На вопрос, что сподвигло команду организовать этот корнер, отвечает Мадина:

Это моя любимая история. Моего сына зовут Ален, ему 12 лет. Он, разумеется, прекрасно знает, чем занимается мама и не пропустил ни одного сезона Almaty Pop Up Store. Полтора года назад он спросил, может ли выставить на АПС свои поделки из пластина – он обожает лепку и занимается ею с трёх лет. Я сначала не восприняла это всерьёз, если честно, но за неделю до маркета в честь десятилетия проекта, ребёнок мой презентовал мне, по сути, бизнес-стратегию: показал примеры фигурок, объяснил, по какой цене он хочет их продавать и почему. Учёл стоимость упаковки, себестоимость сырья (пластилина), количество потраченного времени на производство. Меня это дико впечатлило, мы обсудили с командой и поставили Алену небольшой стол на маркете. Он сделал солдаут за 48 минут и заработал ₸16 320. Я написала об этом гордый материнский пост в инстаграме и мне буквально сразу написала директорка по маркетингу «Битрикс24.Казахстан», предложив поддержать эту историю. Так, мы довольно быстро спродюсировали зону Kids.Biz, и теперь там каждый сезон участвуют 40 детей в возрасте от 7 до 14 лет». 

Напоследок, совладелицы Almaty Pop Up Store поделились с редакцией ’98mag планами на будущие сезоны. Так, девушки рассказали о расширении географию ярмарки и выход за пределы Алматы: в 2025 году Мадина и Айнур запускают Astana Pop Up Store и Shymkent Pop Up Store, также они планируют большую ветку по производству линейки сувениров и подарков «designed in Almaty — made in Central Asia».

#партнёрский

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
НАШ ХОККЕЙ: ТРУДНОСТИ «БАРЫСА», ПЕРЕСТРОЙКА PHL И УСПЕХИ СБОРНОЙ
Ликбез
НАШ ХОККЕЙ: ТРУДНОСТИ «БАРЫСА», ПЕРЕСТРОЙКА PHL И УСПЕХИ СБОРНОЙ
Жараның бетін тырнайтын «Жауап бер» фильмі
Культура
#кино
Жараның бетін тырнайтын «Жауап бер» фильмі
Перформанс QYSTAU: новые коллекции алматинской четвёрки на сцене ARTиШОК
Стиль
#мода
Перформанс QYSTAU: новые коллекции алматинской четвёрки на сцене ARTиШОК
Предпринимательницы из Казахстана стали номинантками Aurora Tech Award 2025
Ликбез
#общество
Предпринимательницы из Казахстана стали номинантками Aurora Tech Award 2025
«Сырты бүтін». Үйдегі зорлық туралы маңызды кітап
Ликбез
#истории
«Сырты бүтін». Үйдегі зорлық туралы маңызды кітап