Что такое архитектура? Как часто вы задумываетесь над тем, насколько высокие над вами потолки? Обращаете ли вы внимание на фасады зданий? На окна? А на карнизы? Часто ли вы замечаете, какого цвета сооружение? Нравится ли оно вам? Что такое пространство? А что такое архитектурное пространство? Знакомо ли вам понятие архитектоники? Часто ли вы задумываетесь о конструкциях здания? А о его сейсмоустойчивости?
Для архитектора такой список вопросов – это пятисекундный взгляд на здание. Остальные, как правило, воспринимают архитектуру как должное, и уж точно не думают о ней, находясь в привычных местах (например, дома или на работе). По определению архитектура – это один из видов искусства. В отличие от изобразительного искусства, архитектура выполняет ряд важных функций. В истории человечества появление первых архитектурных построек связано с защитной функцией (от хищников и природных условий таких, как жара, ветер, дождь) и ритуальными действиями. В современном же мире человека не беспокоит вопрос: будет ли у него навес? Он будет думать над выбором материала, и, скорее всего, решающим критерием будет итоговая стоимость этого навеса. С ростом городов становится разнообразнее жилая архитектура, именно она и волнует обычного горожанина. Я бы выделила следующую градацию внимания: квартира, вид из окна, дом, двор (частный дом, двор, улица). Самые сильные воспоминания чаще всего связаны с квартирой или домом, детские годы – с двором. А что насчёт общественного городского пространства?
По мере взросления для обывателя открывается город, он исследует его целенаправленно или хаотично. Сначала привыкает к знакомым местам, иногда заглядывает в неизвестность. В определённый момент исследование приостанавливается под обманчивым предлогом завершённости. Продолжить этот путь с применением современных методов наблюдения предложила школа «Память. Распаковка», одним из организаторов которой является [не]музей архитектуры. Участникам был предложен двухнедельный интенсив по исследованию городского пространства, включающий перформативные сайт-специфик и дрейф практики. Обучение объединило в себе две сферы: архитектуру и театр. Если с первой каждый сталкивается ежедневно, ежеминутно, то театральные методы оказались новыми способами познания для многих учащихся.
Как уже отмечалось выше, люди, изучающие архитектуру, более чутко воспринимают пространство и его элементы: высоту, воздух, материалы. Отчасти к подобному опыту приблизились и обучающиеся. Их эмпирические открытия легли в основу отчётных проектов, и результатом первой программы школы стала одноимённая выставка «Память. Распаковка», прошедшая в 101Dump Gallery.
Архитектуру можно исследовать и «проживать» разными способами, например, через звук (что сделала Мария Гольм), цвет, но данный курс выбрал действие. В этой характеристике архитектура и театр схожи: оба задействуют временное пространство. Из видео-работы Дамира Мухаметова мы узнаём, что на одной из встреч участники лежали на асфальте, повторяя своими телами архитектурные паттерны. Воспроизводя своим телом текстуру фрагмента фасада, участники могли почувствовать себя частью города в иной роли. Такое сайт-специфичное действие можно отнести к эффективным упражнениям для переосмысления вопросов пространства и объектов.
Одной из задач летней школы отмечается исследование пересечения субъективной памяти с коллективной. А что такое память? В некотором смысле это впечатление. Через различные ассоциации (звук, запах, осязание) человек запоминает события. «Память. Распаковка» применила инверсивный путь: через действие геометрическая реальность форм превратилась в память места. Именно новые эмпирические замечания, иногда основанные на воспоминаниях, легли в основу представленных коллажей, фотографий, чертежей, макетов, отражающих мельчайшие подробности (фрагменты стен, дорог, сколы краски, объявления и многое другое). Как верно отметила соосновательница [не]музея архитектуры Анель Молдахметова, в процессе обучения происходил процесс «распаковки», но в рамках выставки память пришлось снова «запаковать» для зрителя. Видимо, поэтому форма призмы показалась удачным отражением концепции.
Однако, стоит отметить, что запаковывать обратно было не обязательно. Существует несколько способов экспонирования данной идеи. Концепцию движения можно было бы отразить в ином формате работ. Иначе концентрация образов зашкаливает и во многом до зрителя доходит в виде хаоса (Маша Гольм, Дамир Мухаметов, Инжу Абеу). Исключение составляет призма Джеммы Тейлор, где ясно считывается нарратив. Она создала более чистую для восприятия композицию. В своей работе исследовательница предлагает выбор: зритель может взять яблоко, при этом вторгнуться в имитируемые границы частного пространства, либо не брать яблоко.
Учились ли участники школы осмысливать пространство не через детализацию? Идти от общего к частному? Такого подхода в выставленных работах не наблюдается. Может из-за отсутствия цельных образов, художественно выставка получилась насыщенной и пёстрой. У отчётных проектов после какой-либо программы обучения всегда есть одна особенность – однотипность. В данном случае это влияние техники дрейфа, повлёкшая за собой множество мимолетных изображений, в которых зрителю тяжело сориентироваться. Не будем относить эту черту к отрицательным, просто примем во внимание, что она есть.
Однообразие восприятия и передачи, отталкивающая хаотичность – основные впечатления от выставочного проекта. Если цель обучения ясна, то цель отчётной выставки расплывается между сотнями мелких фото и презентацией сайта. Что несёт для зрителя индивидуальная распакованная память? Ответ напрашивается немного отдалённый, но именно на этой мысли хотелось бы сделать акцент. Школа и деятельность [не]музея архитектуры ценна вниманием к городу, включая архитектуру, общественную и частную жизнь. Чем больше горожан имеют опыт осознания, проживания, взаимодействия с архитектурным пространством, тем сложнее многослойнее происходит процесс формирования культуры. Ошибочно думать, что культура – это устоявшийся образ, связанный с древними временами, который жители должны оберегать и хранить. Это можно отнести к коллективной памяти. Культура же динамична. Абсолютно каждый является её частью здесь и сейчас и, безусловно, делает свой вклад, посещая театр, фотографируясь с паблик-артом, вешая объявление, переступая табличку «по газонам не ходить», открывая кофейню или барбершоп, путешествуя, прогуливаясь по парку, прыгая в классики и т. д.