ARTиШОК: зачем театру исследовать своё пространство

ARTиШОК: зачем театру исследовать своё пространство

Иногда стены нашего дома хранят такие истории, которые сложно даже представить. Именно такие на протяжении почти сорока лет происходят в подвале жилого дома в Алматы по улице Кунаева, 49, где располагается Малая сцена театра ARTиШОК.

Сложно не заметить, какой кульбит сделала театральная культура в Алматы за последнее время: появилось больше театров, а вместе с ними и спектаклей – традиционных, экспериментальных, новаторских. Это то самое время, когда всё комьюнити испытывает миниренессанс, в том числе первый независимый театр в городе – ARTиШОК.

Для него этой осенью стартует 23-й сезон – цифра значительная. В честь такого события он и [не] музей архитектуры Алматы на прошлой неделе представили первый этап исследования «Театр как отражение городской памяти», пригласив гостей на историческую родину ARTиШОКа – обновлённое пространство Малой сцены по Кунаева, 49.

Здесь, в подвале жилого дома, обычно проходят камерные спектакли, но в этот вечер команда театра и [не] музея архитектуры рассказала, какое значение имеет пространство для ARTиШОКа, какую история хранят эти стены и почему важно «дружить» с соседями по дому. 

Одним из основных моментов, которые мы ощущаем на сегодняшний день – это работа с памятью места и её фиксацией. Сейчас важно научится сохранять свою собственную историю, которая пока существовала только в формате «устное народное творчество». Для нас крайне важен опыт [не] музея архитектуры Алматы и их научный подход к исследованию этой темы», – директор театра ARTиШОК Анастасия Тарасова.

Советские остановки и пианино в баре

После небольшой экскурсии о самом доме на перекрёстке Жибек Жолы – Кунаева, которую было разумно организовать после рабочего дня в 19:00, но не совсем эффективно из-за отсутствия хорошего освещения, гостям представили новый дизайн фасада в подвал ARTиШОКа и поставленную рядом инсталляцию «Призма памяти».

Вся инсталляция – результат кропотливой работы команды [не] музея архитектуры Алматы, которая собрала хронологический таймлайн жизни этого дома и, в частности, нынешнего пространства театра. Здесь выделены важные даты и цитаты современников с QR-кодами, перейдя через которые можно ознакомиться с обширным интервью со свидетелями всех ключевых событий по Кунаева, 49.

Однако самое интересное ждало внутри – пространство Малой сцены значительно преобразили. И первое, что бросается в глаза, – это холл театра, стену и пол которого частично украсили кафельные осколки – отсылка к советским «фарфоровым» остановкам из разбитых чашек, которые ещё можно встретить в Казахстане. 

Художник Антон Болкунов, который работал над пространством, также решил вставить в центре люк, «потому что всегда есть куда стремиться», – шутит директор театра Анастасия Тарасова. 

На другой стороне холла стоит бар, в который встроили старожила театра – старое немецкое пианино, а на стене позади него висят настоящие окна, найденные, по словам Анастасии, в мусоре. Поменяли и старую лестницу – вместо неё теперь новенькая деревянная, ещё слегка пахнувшая свежим лаком. 

Наша цель в этом сезоне превратить пространство в квартиру-музей. Мы здесь находимся уже давно, мы жители этого дома, поэтому очень важно, чтобы зритель, придя в ARTиШОК, воспринимал его за историческое место», – отмечает Анастасия Тарасова.

Одной из причин начала исследования пространства также стала некая разобщённость с жильцами дома, которые, как говорит Анастасия, не являются их зрителями и вообще «понятия не имеют, что здесь есть театр». 

 

Мы хотим с ними дружить, приглашать на спектакли, делать специальные промокоды, работать с детьми, создавать для них какие-нибудь мастер-классы. Этот дом – наше ближайшее комьюнити, с которым мы действительно не работаем»

Since 1985

Дом, в подвале которого вот уже 23 года функционирует театр, был построен в 1977 году – пик советского модернизма. Однако творчество в подвале начало развиваться в 1985 году, когда здесь открыли детский дворовой клуб «Несси». 

Детский дворовой клуб организовали, Несси в витражах нарисовали, там плавающие динозавры. Лохнесское чудовище. Концепт такой: подводная лодка», – вспоминает актёр Сергей Червяков.

В 1987 году здесь открыли театр пантомимы «Театр на ладони», в 1989-м – рок-клуб «Рухани». Сюда даже приезжал продюсер Pink Floyd Питер Дженнер.

В 1990 году в подвале прошла выставка группы «Зелёный треугольник», чуть позже открылся театр «Постскриптум» (переименованный театр Пантомимы), а потом и бильярдная. В 2001 году подвал выкупает бизнесмен Андрей Маляренко и отдаёт ARTиШОКу. С 2007 по 2009 здесь работает Центрально-азиатская школа исполнительных искусств,  в 2017-м театр открывает Большую сцену в нескольких минутах ходьбы – по Гоголя, 40.

 

Театр ARTиШОК очень тесно сплетён с жизнью и пространством города. Это место, через которое город обретает возможность говорить. Находясь одновременно в театральном и архитектурном сообществе, для меня стало очевидным, что эти два «мира» часто говорят об одном на разных языках. Осуществление этой коллаборации позволяет раскрыть историю места, точки на карте города, в которой сформировался независимый, свободный театр через методологию [не]музея Архитектуры», – Инжу Сыдыкова, актриса театра ARTиШОК, резидент [не] музея архитектуры Алматы.

Методология, о которой идёт речь, заключается в том, что команда [не] музея архитектуры исследует архивные данные, проводит интервью, собирая истории и воспоминания людей, когда-то живших или живущих в районе Малой сцены театра, либо располагающих сведениями и материалами, связанными с этим пространством и районом вокруг него.

В итоге, [не] музей архитектуры исследовало пространство в контексте трёх слоёв:

  • На уровне подвала: сбор воспоминаний людей о том, что было в этом пространстве до того, как в нем появился театр АRTиШОК.
  • На уровне района: дом стоит на главной исторической торговой улице и первой пешеходной улице города. Поиски интересных фактов о здании и подвале в архивах, интернете, периодике, литературе.
  • На уровне города: это исторический район Верного, его первый административном центр.

Вместе с командой [не] музея архитектуры мы смогли переосмыслить значение понятия «память места». Мы хотим говорить о том, что у каждого двора, у каждого дома есть своя уникальная память, а у нас есть возможность рассказывать о ней, вовлекая жителей города, тем самым придавая этой истории общественную значимость, общественную ценность», – подчёркивают в театре.

Однако за один вечер показать и рассказать об истории одного подвала в Алматы невозможно: в ARTиШОКе обещают, что весь театральный сезон будет посвящён этому исследованию.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски