Иногда стены нашего дома хранят такие истории, которые сложно даже представить. Именно такие на протяжении почти сорока лет происходят в подвале жилого дома в Алматы по улице Кунаева, 49, где располагается Малая сцена театра ARTиШОК.
Сложно не заметить, какой кульбит сделала театральная культура в Алматы за последнее время: появилось больше театров, а вместе с ними и спектаклей – традиционных, экспериментальных, новаторских. Это то самое время, когда всё комьюнити испытывает миниренессанс, в том числе первый независимый театр в городе – ARTиШОК.
Для него этой осенью стартует 23-й сезон – цифра значительная. В честь такого события он и [не] музей архитектуры Алматы на прошлой неделе представили первый этап исследования «Театр как отражение городской памяти», пригласив гостей на историческую родину ARTиШОКа – обновлённое пространство Малой сцены по Кунаева, 49.
Здесь, в подвале жилого дома, обычно проходят камерные спектакли, но в этот вечер команда театра и [не] музея архитектуры рассказала, какое значение имеет пространство для ARTиШОКа, какую история хранят эти стены и почему важно «дружить» с соседями по дому.
Одним из основных моментов, которые мы ощущаем на сегодняшний день – это работа с памятью места и её фиксацией. Сейчас важно научится сохранять свою собственную историю, которая пока существовала только в формате «устное народное творчество». Для нас крайне важен опыт [не] музея архитектуры Алматы и их научный подход к исследованию этой темы», – директор театра ARTиШОК Анастасия Тарасова.
Советские остановки и пианино в баре
После небольшой экскурсии о самом доме на перекрёстке Жибек Жолы – Кунаева, которую было разумно организовать после рабочего дня в 19:00, но не совсем эффективно из-за отсутствия хорошего освещения, гостям представили новый дизайн фасада в подвал ARTиШОКа и поставленную рядом инсталляцию «Призма памяти».
Вся инсталляция – результат кропотливой работы команды [не] музея архитектуры Алматы, которая собрала хронологический таймлайн жизни этого дома и, в частности, нынешнего пространства театра. Здесь выделены важные даты и цитаты современников с QR-кодами, перейдя через которые можно ознакомиться с обширным интервью со свидетелями всех ключевых событий по Кунаева, 49.
Однако самое интересное ждало внутри – пространство Малой сцены значительно преобразили. И первое, что бросается в глаза, – это холл театра, стену и пол которого частично украсили кафельные осколки – отсылка к советским «фарфоровым» остановкам из разбитых чашек, которые ещё можно встретить в Казахстане.
Художник Антон Болкунов, который работал над пространством, также решил вставить в центре люк, «потому что всегда есть куда стремиться», – шутит директор театра Анастасия Тарасова.
На другой стороне холла стоит бар, в который встроили старожила театра – старое немецкое пианино, а на стене позади него висят настоящие окна, найденные, по словам Анастасии, в мусоре. Поменяли и старую лестницу – вместо неё теперь новенькая деревянная, ещё слегка пахнувшая свежим лаком.
Наша цель в этом сезоне превратить пространство в квартиру-музей. Мы здесь находимся уже давно, мы жители этого дома, поэтому очень важно, чтобы зритель, придя в ARTиШОК, воспринимал его за историческое место», – отмечает Анастасия Тарасова.
Одной из причин начала исследования пространства также стала некая разобщённость с жильцами дома, которые, как говорит Анастасия, не являются их зрителями и вообще «понятия не имеют, что здесь есть театр».
Мы хотим с ними дружить, приглашать на спектакли, делать специальные промокоды, работать с детьми, создавать для них какие-нибудь мастер-классы. Этот дом – наше ближайшее комьюнити, с которым мы действительно не работаем»
Since 1985
Дом, в подвале которого вот уже 23 года функционирует театр, был построен в 1977 году – пик советского модернизма. Однако творчество в подвале начало развиваться в 1985 году, когда здесь открыли детский дворовой клуб «Несси».
Детский дворовой клуб организовали, Несси в витражах нарисовали, там плавающие динозавры. Лохнесское чудовище. Концепт такой: подводная лодка», – вспоминает актёр Сергей Червяков.
В 1987 году здесь открыли театр пантомимы «Театр на ладони», в 1989-м – рок-клуб «Рухани». Сюда даже приезжал продюсер Pink Floyd Питер Дженнер.
В 1990 году в подвале прошла выставка группы «Зелёный треугольник», чуть позже открылся театр «Постскриптум» (переименованный театр Пантомимы), а потом и бильярдная. В 2001 году подвал выкупает бизнесмен Андрей Маляренко и отдаёт ARTиШОКу. С 2007 по 2009 здесь работает Центрально-азиатская школа исполнительных искусств, в 2017-м театр открывает Большую сцену в нескольких минутах ходьбы – по Гоголя, 40.
Театр ARTиШОК очень тесно сплетён с жизнью и пространством города. Это место, через которое город обретает возможность говорить. Находясь одновременно в театральном и архитектурном сообществе, для меня стало очевидным, что эти два «мира» часто говорят об одном на разных языках. Осуществление этой коллаборации позволяет раскрыть историю места, точки на карте города, в которой сформировался независимый, свободный театр через методологию [не]музея Архитектуры», – Инжу Сыдыкова, актриса театра ARTиШОК, резидент [не] музея архитектуры Алматы.
Методология, о которой идёт речь, заключается в том, что команда [не] музея архитектуры исследует архивные данные, проводит интервью, собирая истории и воспоминания людей, когда-то живших или живущих в районе Малой сцены театра, либо располагающих сведениями и материалами, связанными с этим пространством и районом вокруг него.
В итоге, [не] музей архитектуры исследовало пространство в контексте трёх слоёв:
- На уровне подвала: сбор воспоминаний людей о том, что было в этом пространстве до того, как в нем появился театр АRTиШОК.
- На уровне района: дом стоит на главной исторической торговой улице и первой пешеходной улице города. Поиски интересных фактов о здании и подвале в архивах, интернете, периодике, литературе.
- На уровне города: это исторический район Верного, его первый административном центр.
Вместе с командой [не] музея архитектуры мы смогли переосмыслить значение понятия «память места». Мы хотим говорить о том, что у каждого двора, у каждого дома есть своя уникальная память, а у нас есть возможность рассказывать о ней, вовлекая жителей города, тем самым придавая этой истории общественную значимость, общественную ценность», – подчёркивают в театре.
Однако за один вечер показать и рассказать об истории одного подвала в Алматы невозможно: в ARTиШОКе обещают, что весь театральный сезон будет посвящён этому исследованию.