Уже совсем скоро в отреставрированном здании возобновит свою работу Центр современной культуры «Целинный». Рассказываем подробнее, какую программу ЦСК подготовил к долгожданному открытию.
Вот-вот после обширной реставрации свои двери для посетителей и криэйтров распахнёт Центр современной культуры «Целинный», расположенный в здании бывшего советского кинотеатра, в честь которого и получил своё название. Открытие станет началом новой главы в истории Центра в качестве первой частной институции по поддержке современной культуры в Казахстане с собственной площадкой. По такому случаю «Целинный» подготовил насыщенную программу открытия, которая ознаменует ещё более плодотворную деятельность.
Три крупных проекта станут ядром открывающей программы: Barsakelmes, архитектурная выставка «От неба до земли: “Целинный”» и архивная выставка «Документация: воображение Центральной Азии на карте современного искусства». Программа была создана совместно с архитекторами Асиф Ханом, Чингизом Батырбековым и Асель Есжановой, кураторкой Асель Рашидовой, художницами Гульнур Мукажановой и Дарией Темирхан, а также музыкальными исполнителями qazaq indie — Samrattama, Зере, Саадет Тюркоз, dudeontheguitar, Балхаш снится, Steppe Sons и lovozero.
Barsakelmes — междисциплинарный проект, совмещающий в себе элементы перформанса, инсталляции и выставки. Он позволит зрителю узнать больше о здании и ознакомиться с перформансами, концертами, событиями и инициативами, в создании которых приняли участие локальные и региональные художники.
«Барсакельмес» (в переводе с казахского «Пойдешь и не вернёшься») — название бывшего острова посреди Аральского моря, а ныне урочища в Кызылординской области Казахстана. В рамках проекта Barsakelmes рассматривается как географический и концептуальный центр, открывающий новое прочтение мифа о Нуртоле — народной легенды, повествующей о подвиге юного кюйши, сумевшем с помощью силы звука кобыза увести за собой змееподобных монстров на дно Аральского моря. Теперь, когда Аральское море олицетворяет собой последствия одной из крупнейших антропогенных экологических катастроф в истории, змеиные духи возвращаются на поверхность.
Легенда о Нуртоле исторически связана с древним ритуалом инициации и обрядом поминовения духов предков — аруахов. Подобно этому, программа ставит целью ритуальное очищение нового пространства «Целинного» при помощи благословения аруахов посредством различных медиа — искусства, звука, музыки, танца, а также визуальной культуры в самом широком значении. Такой междисциплинарный подход направлен на демонстрацию «Целинного» как пространства для воплощения желаний, «убежища» для искусства и мысли: отныне это не пространство проекции —кинотеатр, а пространство производства — место для перформансов, выставок и рефлексии. Ресинтез и переосмысление проекта Barsakelmes — совместная работа команды «Целинного», художниц Гульнур Мукажановой, Дарии Темирхан, Samrattama и qazaq indie.
В образовательном пространстве «Ателье» откроется проект под названием «Документация: воображение Центральной Азии на карте современного искусства» — архивная выставка под кураторством Асель Рашидовой. Она основана на архивном проекте «Целинного» Documentation — базе данных о современном искусстве Центральной Азии с 1985 года, и предлагает зрителям вспомнить жизнь современного искусства в регионе на стыке 1990-х и 2000-х годов, фокусируясь на его самовосприятии как внутри Центральной Азии, так и на глобальной арт-сцене. Нелинейная, фрагментированная, мобильная — выставка одновременно передаёт и разобщенность, и целостность прошлого, создавая ощущение его присутствия в настоящем. Интерактивная и основанная на дискуссии, она отражает идею базы данных как открытой платформы для совместной работы художников и исследователей по сохранению и изучению прошлого.
А в пространстве «Орта 1» программа открытия позволит ознакомиться с архитектурной выставкой о реконструкции Центра «От неба до земли: “Целинный”». Куратором выступил историк искусства и архитектуры, доктор Маркус Лахтиинмяки.
Архитектурная трансформация «Целинного» — это видение архитектора Асиф Хана, переосмыслившего здание советского кинотеатра в новой функции Центра современной культуры — инклюзивной платформы для творчества и общественного диалога. Расположенное в самом сердце культурной столицы Казахстана, обновлённое здание возвращает себе многослойную историю и формирует возможности для новых поколений.
Новая структура пространства Центра «Целинный» выстраивает череду впечатлений и взаимодействий. В его основе — огромный зал с 18-метровым потолком, где в прошлом был установлен крупнейший киноэкран в Советском Союзе. Сегодня зал представляет собой гибкое универсальное пространство-трансформер для любых проектов, создаваемых художниками и кураторами для широкой аудитории.
Вдохновляясь устойчивым казахским пространственным восприятием, первый уровень здания преобразован в единую бесступенчатую плоскость, приглашающую посетителей. Новый «Целинный» — открытое и доступное для всех общественное пространство, естественно сливающееся с ландшафтом Алматы и растворяющее границы между внешним и внутренним.
В крыльях здания после реконструкции располагаются галерея «Капсула», образовательное «Ателье» с библиотекой, книжный магазин издательства «Целинный», офис центра, а также специализированная загрузочная зона для устройства гибких выставок и мероприятий. Кафе JER в южном крыле раскрывается на террасу с видом на пейзаж, напоминающий сухое русло горной реки и создающий ландшафтную связь между плазой «Целинного» и соседним сквером имени А. Байтурсынова. Общественные пространства центра «Целинный» с открытыми зонами для отдыха и коммуникации образуют новую культурную экосистему, призванную возродить исторический алматинский «Бродвей».
Главный фасад переосмыслен в виде текучей формы белого облака длиной 42 метра, вдохновлённой кочевой космологией. Это облако символизирует диалог между Тенгри — Небом и Умай — Землёй, а также бесконечные возможности жизни, рождающейся из их союза. С течением дня солнце создает кинематографическое движение света и тени на полотне фасада. Эфемерность постоянно меняющегося облачного пейзажа Асиф Хана привносит утонченность и природную органичность в монументальную советскую архитектуру.
Оригинальное сграффито советского художника Евгения Сидоркина, скрытое за гипсокартоном во время предыдущей реконструкции в начале 2000-х годов и обнаруженное только в 2018 году, бережно отреставрировано и вновь открыто городу.
Как общественный центр и пространство открытого взаимодействия, обновлённый «Целинный» теперь представляет собой безграничное художественное полотно, приглашая современников Алматы создавать новые истории, традиции и мечты.