Уже несколько недель алматинцы изнывают в бесконечных пробках, а всё потому что сразу на двух ключевых улицах города начали ремонт дорог: акимат меняет асфальтовое покрытие, расширяет улицы и ставит новые бордюры. Мы решили задать все самые главные вопросы урбанисту Диасу Маратулы – как, зачем и почему.
Пробки для Алматы – не что-то новое, но этим летом транспортная система города столкнулась с настоящим коллапсом. Движ ение замедлилось сразу на двух ключевых проспектах – Аль-Фараби и Абая, заставив людей часами простаивать в пробках с лёгкой руки акимата, где решили срочно начать ремонт дорог. К слову, на этой неделе средняя температура воздуха не опускалась ниже 30°C.
Тысячи разозлённых алматинцев подписали петицию за отставку акима Ерболата Досаева, а другие занялись народным творчеством – мемы и тиктоки полились рекой. Досаеву пришлось даже извиниться за причинённый дискомфорт, но нашу редакцию до сих пор беспокоит вопрос – как можно было начать ремонт одновременно на двух главных артериях города? Мы обратились за помощью к урбанисту Диасу Маратулы.
«Я тоже задаюсь этим вопросом, – ответил нам урбанист. – Очень бы хотелось услышать ответ акимата». Но их пути, как известно, неисповедимы.
Зато Диаса Маратулы беспокоит другой момент во всей этой истории с ремонтом дорог – их планы по модернизации моста над рекой Есентай по проспекту Аль-Фараби. Ниже представлены официальные рендеры.
Что не так с ремонтом по Аль-Фараби?
В акимате планируют расширить дорогу на мосту над рекой до восьми полос и проложить велосипедные дорожки.
«Вызывают вопросы о целесообразности расширения моста. Да, действительно, на этом участке сейчас образуется «бутылочное горлышко» для машин, которые двигаются в западном направлении, но расширение в этом месте моста не решит проблему, потому что там чуть дальше находится развязка возле Esentai Mall. Пробка просто сдвинется на 200 метров вперёд», – считает Диас Маратулы.
Кроме того, по словам урбаниста, в генплане указаны выделенные полосы для общественного транспорта, чего нет на рендерах. Почему бы не проложить их сразу, чтобы в будущем снова не пришлось начинать работы и причинять неудобства участникам движения?
Велосипедные дорожки
«Ещё было объявлено, что на этом участке моста построят велосипедные дорожки, их видно и на рендерах. При этом нигде не объявлялось, будут ли их делать на всём протяжении улицы, похоже, нас снова ждёт очередная дорожка из ниоткуда в никуда. Если прямо сейчас там проходят ремонтные работы, то почему бы не предусмотреть её строительство сразу хотя бы на каком-нибудь отрезке, чтобы можно было по этой дорожке хоть куда-нибудь доехать?», – говорит Диас Маратулы.
Пешеходные дорожки
«Вызывает вопросы и пешеходная часть. Если верить рендерам, тротуар уходит вниз и опускается заметно ниже уровня моста. Людям, которые будут идти по тротуару, придётся прилагать лишние усилия – сначала спуститься, а потом снова подняться. Это значительно ухудшает комфорт пешеходов».
Качество дорожного покрытия
В Управлении городской мобильности заявляют, что качество дорог (до ремонта) оставляло желать лучшего. И если бы они не взялись за них в этом сезоне, то уже осенью «проезжая часть превратилась бы в большие ямы из-за крошения асфальтобетонного покрытия». Проспект Аль-Фараби, например, не видел ремонта 10 лет.
«Вопрос в другом – мы не должны делать ремонт ради ремонта. Качество дорог там было ещё нормальным. Сравнивая с состоянием дорожного покрытия на других улицах нашего города – далеко не критичным», – считает урбанист.
Ремонт днём – это ок? Существуют ли какие-нибудь нормы?
«Жёсткого ограничения по времени суток, когда можно и нельзя проводить ремонтные работы, нет. Да, обычно их стараются проводить ночью, но сейчас видимо хотят успеть до начала учебного сезона. Ремонт днём – это нормально, другой вопрос в том, что не были адекватно организованы объезды. И что важнее, не донесли информацию о них до населения, поэтому мы и видим недовольство огромного количества людей, которые не ожидали, что улицы перекроются и им придётся проводить в заторах часы. Только после шквала возмущения они начали добавлять заметки об объездах в различные картографические сервисы, разъяснять ситуацию в СМИ».
Похоже, мириться с ремонтом дорог нам придётся ещё немало времени. Сейчас работы проводятся только по южной половине проезжей части по направлению на Запад. После этого техника и рабочие перейдут на северную и начнут ремонт как по Абая, так и по Аль-Фараби.
В акимате ситуацию называют вынужденной и неизбежной – не будь ремонта сейчас, осенью и зимой ждали бы проблемы побольше. Да и новая технология дорожного покрытия хоть и требует больше времени на реализацию, но обещает прослужить дольше. Однако тут возникает вопрос – неужели Управление городской мобильности не было в состоянии оценить состояние дорог в предыдущие годы и разделить ремонт двух проспектов с разницей на год?
Почему целое управление не справляется со своей работой?
«Касательно того, как внутри у них проходит работа, я не могу говорить однозначно, ведь не знаю как у них настроены процессы. Однако куда важнее – общественный резонанс. Был момент, когда под давлением автолюбителей по Тимирязева хотели убрать линию БРТ и полосы общественного транспорта вернуть на край проезжей части. Но люди, которые ездят на общественном транспорте, уже оценившие всю прелесть и комфорт БРТ, смогли его отстоять», – говорит урбанист Диас Маратулы.