Что происходит с KIIZ Space: конфликт с резидентами и переезд в Алматы

Что происходит с KIIZ Space: конфликт с резидентами и переезд в Алматы

Полный переезд KIIZ Space из Шымкента в Алматы, возможно, не так удивил избалованных творческими тусовками алматинцев, но точно стал громкой новостью для культуры Шымкента. 
Арт-пространство откроется в «Доме» на Барибаева уже в середине декабря. Мы поговорили о причинах переезда и судьбе KIIZ с основателем Шыңғысом Рысқұловым и бывшими участниками проекта – Музаффаром Салметовым и Аманом Рахметовым.

В июне продакшн-команда ‘98mag приезжала в Шымкент, чтобы снять документальный фильм о культуре этого города. Тогда местом, тепло принявшим наших ребят и оказавшимся точкой притяжения творческого пласта региона, было арт-пространство KIIZ Space.

С тех пор проект претерпел несколько трансформаций: от коллабораций с OYU Fest, Shiza и Айсултаном Сеитовым до ухода резидентов и удаления всех публикаций с соцсетей. Недавно стало известно, что основатель Шыңғыс Рысқұлов вместе со своим детищем переезжает в Алматы, закрыв пространство в Шымкенте.

В новом материале разбираемся, что происходило с KIIZ за последние полгода.

 

Причина переезда

По словам Шыңғыса, KIIZ Space в Шымкенте столкнулся с проблемой, о которой сегодня говорят в каждом регионе нашей страны это проблема отопления, а точнее его отсутствия.

В KIIZ стало очень холодно. Мы мёрзли и прошлой зимой, поэтому в этом году я не хотел проходить через тоже самое. Проблема в помещении. Арендаторы не стремились исправить её и не соглашались на бесплатный месяц аренды в обмен на ремонт с нашей стороны. «Хотите делайте для себя», – такая у них была позиция», – рассказал Шыңғыс ‘98mag.

фото: @blackberry.di

Что случилось с резидентами

Во время нашей поездки летом на юг KIIZ Space был полон людей. Вокруг Шыңғыса была команда из резидентов и партнёров, которые занимались развитием арт-пространства.

Мы решили узнать, что будет с ними после переезда в Алматы, однако, как выяснилось, с тех пор KIIZ опустел, и в проекте остался только его основатель.

Бывшие резиденты открыли собственный арт-спейс. Оказывается, пока я летом находился в Алматы, ребята решили, что на примере KIIZ поняли как делать такие проекты и захотели создать свой. Не предупредив меня, они уже начали искать помещение», – объяснил Шыңғыс.

Он подчеркнул, что собирался доверить KIIZ Space бывшим коллегам. Сам Шыңғыс планировал работать над новым проектом – школой современного искусства Syzgan. Партнёры помогли ему решить финансовые вопросы, и он уехал на полтора месяца в Алматы. Во время его отсутствия возникли проблемы с позиционированием KIIZ в соцсетях: в команде случился конфликт из-за публикаций в инстаграм-странице:

Я писал ребятам: «Вы что творите? Зачем пишете на русском? Делайте контент на казахском!». Они мне отвечали, что всё нормально, «зато покрываем аренду». Тогда они уже собирались уходить и не говорили мне об этом», – рассказал Шыңғыс.

В сентябре он попросил резидентов освободить арт-спейс за три дня. При этом, по словам Шыңғыса, сейчас у него не осталось никаких обид, и он рад, что творческих инициатив в Шымкенте становится больше. Он продолжает ходить в кофейню к Аману Рахметову – экс-резиденту KIIZ, который как раз таки открыл собственное пространство «Цех 361».

«УГОЛ 29 А» и «Цех 361»

Помимо KIIZ Space, важно упомянуть две локации, участвующие в нашей истории. Это кофейня «УГОЛ 29 А» и арт-спейс «Цех 361» в Шымкенте. Оба проекта основал поэт Аман Рахметов.

Третьего июня я открыл при KIIZ свою кофейню «УГОЛ 29 А». Шыңғыс уехал и передал полномочия Музаффару. Мы нормально работали, я проводил литературные вечера, привозил писателей. Затем Шыңғыс вернулся с новым видением и попросил соседних резидентов освободить пространство. А я решил съехать сам», – вспоминает Аман.

По его словам, на тот момент он не думал об открытии «Цеха», но искал помещение для собственных идей, понимая постоянную переменчивость концепции KIIZ.

Я пришёл в KIIZ после ухода из военной службы в запас. 17 лет я был в подчинении в армии и устал быть под чьим-то контролем. Хотел что-то своё. В KIIZ  я по сути тоже был под чужим управлением», – рассказал Аман.

Двое резидентов, Нурибану и Иван, некоторое время ещё работали с ним после удаления из KIIZ Space, а затем ушли в собственное плавание.

Первого октября в техническом режиме открылось пространство Амана «Цех 361», где «361» символизирует для него как для писателя выход за пределы обычной реальности.

Однако, как и Шыңғыс, Аман тоже сталкивается с обычными трудностями развития арт-спейса:

Проблемы в арт-пространствах одни и те же – отсутствие тепла, света. Изначально пространство даёт второе дыхание старым помещениям, поэтому нужны большие вложения. Однако всегда может прийти хозяин и забрать его», – поделился он.

К переезду KIIZ в Алматы Аман относится нейтрально. Но, по его словам, было бы здорово, если в Шымкенте работали и «Цех 361», и KIIZ Space.

Для меня KIIZ был больше про людей. Мне нравилось не само помещение, а именно люди, которые приходили в это арт-пространство», – сказал он.

Помимо резидентов, из проекта ушли партнёры. В их числе один из героев нашего документального фильма про KIIZ, а также человек, который долгое время занимался его развитием – Музаффар Салметов.

Мы связались с ним, чтобы узнать его версию летнего раскола в KIIZ Space.

Конфликт с партнёрами

Музаффар ушёл из проекта в августе из-за разногласий с основателем. В разговоре с нами он рассказал, что за конфликтом стоит глубокая история, но главное в ней – его последняя договорённость с Шыңғысом.

В начале июля мы договорились о том, что он передаст мне и третьему партнёру KIIZ в управление, а сам отойдёт от дел, оставаясь основателем. Мы пожали руки. Он обещал, что не будет вмешиваться в процессы. С этого момента мы полностью вели проект сами», – сказал Музаффар.

По его словам, обещание Шыңғыс не сдержал. Вскоре между ними случился неприятный разговор:

Шыңғыс позвонил мне со словами: «Ваша работа никуда не годится, вы всё портите, и я хочу вернуться». Выяснилось, что KIIZ – что-то вроде его личного проекта. Меня это сильно обидело, потому что над пространством всё это время трудился не он один. Была целая команда, и каждый от души отдавался работе», – поделился Музаффар.

После нарушенной договорённости из проекта ушёл третий партнёр, а затем и сам Музаффар.

Ребята ругали меня за уход, считая, что надо отстоять KIIZ перед Шыңғысом. Но я не хотел ничего делать, потому что это его детище. Он создавал его с нуля, и я это ценю. Поэтому когда дело дошло до конфликта, я предпочёл уйти», – рассказал он.

Что касается разногласий по поводу русскоязычных публикаций в инстаграм-странице проекта, Музаффар объясняет случившееся так:

Я сказал Шыңғысу, что контент, в первую очередь, будет на казахском, но в описании будет текст на русском, потому что у нас разная аудитория. Я хотел дать возможность русскоговорящим людям участвовать в наших мероприятиях. Мы тоже договорились с ним об этом на самом деле. Уже после своего возвращения он вёл KIIZ только на казахском», – сказал он.

При этом, по словам Музаффара, разговоры бывших резидентов об открытии своего пространства не являлись сутью конфликта. Он утверждает, что они с Шыңғысом мечтали, чтобы напротив KIIZ появился ещё один арт-спейс, и у жителей города соответственно появилось больше выбора между творческими тусовками. «Резиденты люди свободные», – отметил он.

Музаффар работал в KIIZ Space с февраля 2023 года. Сейчас он взялся за учёбу, а планы по развитию культурных проектов в Шымкенте оставил на будущее. Свой тандем с Шыңғысом он считает успешным, ведь они могли «хорошо подменять друга друга для развития KIIZ».

Мы спросили его мнение о переезде пространства в Алматы.

KIIZ должен был быть в Алматы, но при этом не закрываться в Шымкенте. Ведь основная идея KIIZ Space – развитие культуры и творчества нашего города. Это большая потеря. Это то, что я ему не простил. Ежедневно находясь в арт-пространстве, я вкладывался только ради того, чтобы это место существовало. Я же видел насколько оно нужно Шымкенту», – поделился Музаффар.

KIIZ в Алматы

KIIZ Space начнёт работу в «Доме» на Барибаева с 16 декабря. На открытие в Алматы Шыңғыс приедет не один:

Мы привезём около 10 работ Саида Атабекова, которые ранее никто не видел. Также я везу с собой повара из Шымкента. Будем каждый день во время обеда продавать плов и шашлык», – рассказал он о своих планах ‘98mag.

До удаления всех постов в инстаграм-странице KIIZ Space Шыңғыс объявлял, что теперь будет заниматься пошивом ковров. Как выяснилось, за это время он создал столько ковров, что хватило бы на целую выставку. С идеи провести такое мероприятие в Алматы и началось его нынешнее сотрудничество с Дауреном Тюлеевым – основателем «Дома 36» на Барибаева. Пока KIIZ Space арендует помещение в «Доме» бесплатно.

По словам Шыңғыса, он всё ещё в поисках направления для своего арт-пространства. За этот год он перепробовал разные форматы (выставки, кинопоказы, концерты) и, похоже, продолжает экспериментировать. Поэтому проект уже не раз сменил айдентику, да и переезд в Алматы, как выяснилось, может быть временным:

Я вернусь в Шымкент. Здесь в Алматы мы обрастаем новыми связями, чтобы стать лучше, чем были! Когда мы снова откроемся в Шымкенте, я не хочу больше сидеть у кого-то на аренде. Может, возьму землю и построю KIIZ заново», – объяснил Шыңғыс.

Мы продолжим следить за судьбой арт-пространства KIIZ Space, которое однажды раскрыло весь колорит культуры Шымкента для наших читателей и не только. Где бы оно ни находилось.

KIIZSPACE-пен не болып жатыр: резиденттермен кикілжің және Алматыға көшу

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски