Марк Тёмкин, музыкант
Несмотря на то, что немало наших диджеев и музыкантов перебралось в Алматы, в Астане маленькая, но довольно талантливая и самобытная андеграунд-сцена.
Конечно, в столице и население меньше. Плюс в Астану многие переезжают, прежде всего, для заработка (будь то бизнес, госсектор и так далее). У людей немного другое расписание и ритм жизни. Так что здесь и целевой аудитории для подобного рода ивентов меньше.
Однако, не могу сказать, что в городе нет классных тусовок. Были как и успешные привозы, так и отличные локальные лайн-апы. Я сам замечаю ощутимый рост в количестве посещений на мероприятиях с некоммерческой электронной музыкой (и не только).
Марат Янковский, диджей, основатель проекта RAW
В нашем городе не так много андеграундных сцен с некоммерческой электронной музыкой, не говоря уже о экспериментальном звучании. Первым для меня стал проект Ploshadka, который появился много лет назад. Так получилось, что, когда я переезжал в Астану, у проекта был долгий перерыв. Вскоре я попал на первую вечеринку после паузы, и у нас случился мэтч — так я постепенно стал резидентом проекта.
Для меня Ploshadka — это проект, который набрал свою аудиторию благодаря сарафанному радио: никаких громких промо, статей, коллабораций, спонсоров, анонсы без текстов — всё на чистом энтузиазме, как настоящая рейв-вечеринка. Естественно, денег это не приносило. Соответственно, не было ни международных привозов, ни крупных рейвов с качественным звуком.
На Ploshadka я выступал как диджей, но, часто бывая в Алматы, видел как там молниеносно растёт аудитория, появляются крупные проекты, качественный звук, свет, крутые привозы. Это вдохновило меня, и в прошлом году я запустил проект RAW. На первую же тусовку, несмотря на Рамадан, у меня собралось 350 человек, и всё закрутилось.
За 2024 год я провёл 12 ивентов, организовал 2 международных привоза и несколько артистов из СНГ. В угоду качеству это тоже не приносит денег, но за год проект приобрёл имидж.
Первый международный привоз был Mr. Ho из Гонконга. Мы организовали его в визуально знаковой локации в центре столицы — «Салтанат сарайы». Это был наш первый шаг в сторону экспериментального звучания для новой аудитории. С самого начала моя идея заключалась в том, чтобы постепенно пропагандировать менее привычную музыку. Для многих в Астане она казалась непонятной, но можно сказать, что это и есть скрытая миссия проекта.
Майкл отлично подошёл для этой роли — его стиль балансирует между нетипичным хаусом, эксперименталом и техно. Думаю, у меня получилось достичь задуманного: уже к декабрю мы привезли Элли Аракаву из Токио. Это был логичный шаг вперёд — текстурное техно-звучание с элементами гипно.
Хотелось бы, чтобы рейвы оставались такими же, как раньше: закрытыми, без фото- и видеосъёмки. Но наша музыка требует больших вложений в звук, атмосферу, развитие, поиск единомышленников и талантов. В Астане обороты не такие, как в Алматы, но мы с чего-то начали, и посмотрим как сложится дальше.
Сейчас мы достигли хороших результатов: нас начали узнавать, о нас говорят в культурных городах страны и не только в Казахстане. 28 февраля, пройдя через все трудности и набравшись опыта, мы проводим шоукейс самого крупного коллектива в Центральной Азии — ZVUK Collective. Не могу не сказать, что именно они во многом вдохновили меня на этот путь.
Арнай, диджей, основатель Bar TSENTR
Электронная андеграунд-сцена в Астане активно развивалась в период от ЭКСПО до ковида. В те годы одновременно работало несколько классных баров и клубов с электронной музыкой. Я тогда мог за неделю выступить в пяти разных местах и везде играть электронную музыку.
«Пункт П» работал каждый день, и ежедневно там играли диджеи, которые каждую неделю придумывали свой формат тусовок. У нас даже были собрания диджеев по понедельникам. Был Hotel Amour в Corner 57 — островок диско и хаус-веселья со своим очень сплочённым комьюнити. К нему могли присоединиться люди, которые изначально приходили в популярный клуб, а потом открывали для себя другой мир внутри этой комнаты.
Был TSENTR — наш с Михаилом Лапшиным клуб, который мы построили из подручных материалов в старом центре Целинограда. Там проходили как уютные вечера, так и рейвы на 500 человек. К сожалению, карантинные ограничения он не пережил и в итоге превратился в китайский ресторан. Также были вечеринки, организованные местными коллективами, а ещё закрытые ивенты в самых неожиданных местах, но о них я лучше промолчу.
К сожалению, того комьюнити уже нет, и вряд ли все эти люди когда-либо снова соберутся в одном месте. Но сейчас появляются новые проекты, бары и клубы, вокруг которых формируется своя тусовка.
Роман, основатель Ploshadka
Многие скептически относятся к Астане — север, как говорится, дело тонкое. Электронная сцена тут хоть и небольшая, но она есть!
Проекту Ploshadka пошёл девятый год, но мы не были тут первыми. До нас был проект «Курилка», а до неё, если я не ошибаюсь, «Министерство чистоты». Ребята там собирали человек по 600 (так говорят «старички»).
Я всего этого не застал, потому что жил в Караганде. Помню, на первый ивент мы потратили около 40 тысяч тенге на декор в какой-то тойхане. (Смеётся.) Начинали мы вдвоём — я и Саида Сова.
Затем к нам присоединился великолепный Ануар Дюйсембинов, и всё потихоньку набирало обороты. Были какие-то автомойки, СТО на окраине города — никого это не парило. В тридцатиградусный мороз люди приезжали за тридевять земель и тусовались до утра. Затем настала пандемия, и мы буквально выпали на два года. Сейчас ребята живут в Алматы, а я по-прежнему тут. (Люблю Север, ничего не поделаешь… и скучаю по ним).
За девять лет нашей деятельности были и крутые периоды, и моменты разочарования, когда хотелось всё бросить к чёрту и больше ничего не делать. Волнообразность во всех её проявлениях. До прошлого года мы не были единственными в Астане — существовал (а теперь на паузе) проект «Ритм Ателье», а затем Маратик запустил RAW. В общем, нам не скучно и совсем не одиноко в этой арктической тоске. (Смеётся.)
Что касается спонсорской поддержки, мы не пользовались этой возможностью до тех пор, пока проекту не исполнилось 8 лет. Отдельное спасибо Равилю (@giannirodarikz) за помощь в этом и не только — я ужасно плохо лажу со всеми этими документооборотами. Ну а когда спонсоры всё же появились, стало ощутимо полегче.