Основным медиумом цифрового искусства является алгоритм. Языки программирования, используемые в этих алгоритмах, – это международные языки. Стирая географические и политические границы, Медина Базарғали выбирает нейтральную зону для осмысления её мировосприятия, концентрируясь на понятиях империализма, деколонизации, капитализма и казахской идентичности.
Фото 1, 2: Деколонизация курта. 2018. Видео
Последние два года тема деколонизации окончательно заняла прочные позиции среди прочих дискурсов в искусстве. Метафорически она раскрывается в видео-арте «Деколонизация курта» 2018 года, где авторка нетипично задумывается о конечных результатах. Художница рассматривает процесс деколонизации, подразумевающий осознанный отказ от внедрённых культурных, социологических и, конечно, политических ценностей и идеологий, а также обращение к истории и культуре собственной страны, в виде алгоритма сосуществования биологических объектов. Курт – очевидный символ Казахстана. Плесень – метафорический образ Российской империи (1721–1917; СССР 1922–1991). Освобождая курт от верхних слоёв, колонизированных плесенью, художница буквально выбрасывает чужеродные культурные признаки из национальной истории. Однако, на биологическом уровне эксперимент показал фатальную ошибку и необратимость процессов колонизации.
Исследование данной темы отражено и в работе «Отчуждение истории» 2019 года, представляющую собой видеодокументацию перформанса художницы, набирающей текст манифеста Алаш-Орды (1917–1919) на казахском языке русскими буквами. Все слова с помощью нейронной сети считываются как слова с опечатками и заменяются близкими по написанию русскими словами и словосочетаниями. По факту получается, что процесс замещения превращается в процесс стирания.
Фото 3: Отчуждение истории. 2019. Видеодокументация перформанса
Фото 4, 5: В рамках закона. 2019. Интерактивная инсталляция
Проект «Отчуждение истории» примечателен и своей визуальной структурой. Цифровое искусство имеет ещё неустоявшийся эстетический критерий восприятия, однако, образ зелёных символов на чёрном фоне в современном мире считывается как ассоциация с языком программированием. В этой работе Медины Базарғали именно визуальные элементы (код) отражают внутренний базовый процесс.
Абсолютно противоположная ситуация наблюдается в тотальной инсталляции «В рамках закона» 2019 года. На зашедшего в тесную комнату со столом, стулом и неприятным светом лампы зрителя с помощью алгоритма распознавания лиц и камеры генерируется дело, которое сразу же распечатывается. В основе работы также лежит алгоритм – медиум, невидимый для глаз, при этом остальные элементы инсталляции физически отвлекают зрителя от технологической части. Подобный принцип по словам специалиста в области цифрового искусства Кристианы Пол является характерной особенностью так называемого «Программного искусства». Однако, как можно заметить, это не всегда верно – художники могут использовать техническую составляющую и в качестве эстетического свойства.
Фото 6: Происхождение мира. 2019. Материнская плата, магнитно-резонансный томограф маточных труб художницы
Фото 7: Ру лав тестер. 2018. Интернет-инсталляция, визуальное кодирование (PD)
Фото 8: Кибер-келин. 2019. Ковёр; шесть, человеческий волос, войлок
Экспонирование на небольшой площади инсталляций, видео-арта может смещать единое восприятие выставки. В «Сетевой степи» в тёмном пространстве галереи, где переплетаются лучи проекторов, соседствуют замкнутая комната допросов («В рамках закона»), настенные инсталляции с проекцией («Происхождение мира», 2019) и интерактивная инсталляция с компьютером («Ру лав тестер», 2018). Акты музыкализации выставки, сосредоточенные в звуковой работе «Basıma qoc keldin» 2022 года, гармонируют с ритмами цифровых объектов и погружают зрителя в мысли художницы.
Примиряясь с событиями Қанды қаңтар, Медина Базарғали словно переживает их снова и снова. Сплетение звуковых и мелодичных элементов глубокого эмоционального окраса с казахской речью и редкими русскоязычными фразами, среди которых фрагментарно различимы слова «… жестоком…», «… казнь…», «… я хочу, чтобы мои дети…», «… достояние…», «… действительность…», «… ты только и можешь, что бояться…», «… о токсичном маскулинном взгляде…» рисуют воспоминания, происходящие будто во сне. Обволакивающая туманность видений прерывается резким звуком. Художница пытается держать эмоциональный баланс, но работа несёт характер тревожности, превращаясь в сухую симфонию стресса. Так, «Basıma qoc keldin» публичное пространство выставки превращает в частное.
Фото 9: beyotar beybiynarlı beybit bolacaq ücin – манифест безопасного пространства для деколонизированного небинарного мирного будущего. 2024. Шерсть, войлок
Звуковой проект – не единственный, отражающий реакцию художницы на актуальные процессы реальности. Выполненная из войлока и шерсти, задуманная изначально как баннер для акции к 8 марта работа «beyotar beybiynarlı beybit bolacaq ücin – манифест безопасного пространства для деколонизированного небинарного мирного будущего» наталкивает на осмысление вопроса эстетизации акционного искусства, поднятый Борисом Гройсом ещё несколько лет назад. В своих рассуждениях он отмечает, что эстетизация может отвлекать внимание от практической цели политического протеста в пользу его эстетической формы и как следствие способна нейтрализовать практический эффект от этой акции. Работа Медины Базарғали в данном случае доказывает наблюдения специалиста: довольно легко баннер превратился в объект выставочного пространства, изменив свои функции. Однако, размышления Бориса Гройса имеют и философский подтекст и требуют дальнейшего исследования.
Прямое или метафоричное выражение идей Медины Базарғали на данном этапе является рефлексией на острые болезненные процессы и события крупного масштаба. Тематический разброс усложняет концентрацию на индивидуальности. «Сетевая степь» – первая персональная выставка молодой художницы. Но уже на ней считываются стилевые закономерности авторки. Например, все представленные проекты обладают одним неспешным ритмом (художница тщательно выдерживает паузы в своих действиях, в звуках в «Деколонизации курта», «Отчуждении истории», «Basıma qoc keldin», «Кибер-келин»), что подчёркивает грамотность выбранных для экспозиции произведений.
Фото предоставлены художницей Мединой Базарғали