Выставка «Kokomba», прошедшая в Egin Art Space, собрала работы двух молодых современных художников Ambujerba и Kokonja, на первый взгляд, может, совсем не похожих, но гармонично дополняющих друг друга. Большая часть представленных работ были созданы в течение 2024 года, таким образом экспозиция отражает определённый этап в творчестве обоих художников.
Постоянным посетителям Egin Art Space знакома специфика выставочного пространства. Относительно небольшой зал с белыми невысокими стенами диктует свои условия экспонирования. Для «Kokomba» он стал уютным местом, объединившим концентрацию громких красок и выразительных форм. Оба художника смело исследуют окружающий мир первобытными инстинктами. Поэтому они обращаются к природным элементам (Kokonja «Cloud», 2024), истокам жизни (Kokonja «Origin», 2019; Ambujerba диптих «Untitled», 2024), чувственному опыту, понятным образам (Kokonja «Tiger», 2024), жанру портрета (Ambujerba «Portrait of Adil», 2024) и даже тотемам (Ambujerba «Untitled» (фото 8), 2024).
Фото 1. Вид экспозиции. Предоставлено Egin Art Space
Фото 2. Вид экспозиции. Предоставлено Egin Art Space
В силу своих габаритов работа из войлока «Shelter for Sholpan Enbekqyzy» Kokonja воспринимается доминантой экспозиции. Опираясь на прообраз юрты, художница создаёт микрокосм — вселенную со своей природой, обитателями, чувствами и энергией. Конструкция становится некой аллегорией живого существа (с рожками/ушами). Сам материал здесь играет огромную роль. Войлок ощутимый и распадающийся на волокна, осязаемый и в то же время поглощающий контуры.
Посредством материала художница общается со зрителем, оперируя такими его свойствами как фактура и цвет. Это не первая такого рода инсталляция Kokonja («Ornaments, Clouds & Power», 2023 и др.). Имея схожую конструктивную форму, все подобные инсталляции изображают абсолютно разные миры, наполненные самобытной энергией. Характерная особенность этих космических юрт в их открытости. Конструкция имеет вход, но выглядит он не как дверь или проём, скорее как не до конца задвинутые кулисы, которые с ещё большей силой затягивают внутрь внимание зрителя. То есть нет чётко обозначенной грани, которая воспринималась бы как граница, отделяющая внутреннее интимное пространство.
Фото 3. Kokonja. Ornaments, Clouds & Power. 2023. Предоставлено автором
Фото 4. Ambujerba. Alma-atian Kara-Gachs are flying to Mars. 2024. Предоставлено Egin Art Space
В основе работ Ambujerba лежит иной художественный метод, который, хочется отметить, постоянно трансформируется. Вспомнить хотя бы прошлую выставку «Тахирнаме» (2022 г.), где художник вывернул свой внутренний мир (определённого периода) наизнанку. Невозможно предугадать, что преподнесёт он в следующей экспозиции. Хотя подход к зрителю у Ambujerba остаётся неизменным. Автор намеренно избегает разъяснительных аннотаций, этикетажа, а теперь и названия работ.
Фото 4. Ambujerba. Self-portrait. 2024. Предоставлено Egin Art Space
Фото 5. Ambujerba. Portrait of Adil. 2023. Предоставлено Egin Art Space
В живописи и инсталляциях Ambujerba, представленных на выставке «Kokomba», можно увидеть множество отсылок к художникам модернизма и постмодернизма, но мы не будем решать эти ребусы (какого известного художника прошлого нам напоминают современные образы?), сосредоточившись на самих работах казахстанского автора. И можно было бы сказать, что молодой художник ещё находится в поиске, но то, что он создаёт, он делает с такой уверенностью, что дело совсем не в поиске. Он будто хвастается, что может всё. В основе каждой работы лежит устойчивая композиция, которая подкрепляется хорошим знанием мировой истории искусства, и, что важнее, личной историей.
Фото 6. Ambujerba. Untitled. 2024. Фото редакции
В некоторых работах («Alma-atian Kara-Gachs are flying to Mars», «Untitled» (фото 6), обе 2024) сюрреалистически-абстрактное вневременное переплетается с отчётливыми образами прошлого и настоящим. Палеолитические Венеры, призраки «военного» экспрессионизма, биоморфные массы, орнаменты — не всё поддаётся пониманию и расшифровке, что ранее отмечал куратор выставки «Тахирнаме» Владислав Слудский.
И всё же хочется отнести многогранное творчество Ambujerba к дадаизму. Вспоминается подходящая цитата Рихарда Гюльзенбека (1974):
Хорошо то, что ты не можешь и, вероятно, не должен понимать дада»
Помимо таинственных смыслов казахстанского художника объединяют с дадаистами техники коллажа и реди-мейда, сюрреалистическое восприятие пространства, а также сам принцип «не играть по правилам». Однако, важно ещё раз отметить, что образы Ambujerba не утопают в ностальгической трясине прошлого, и не обречены быть отражением модернизма. Техники предыдущего столетия продолжают просачиваться, модифицируясь сквозь десятилетия исторических событий и образуя синтез знакомых нам направлений.
Отголоски искусства прошлого отчасти прослеживаются и у Kokonja. Как уже говорилось, молодые казахстанские художники нашли точки соприкосновения, и насыщенная захватывающая экспозиция тому доказательство, где можно увидеть совместную работу «Untitled» (фото 7), объединившую в себе войлочную технику Kokonja и уверенную линию Ambujerba.
Коконя строит дома, а я живу в одной из пор выбеленной солнцем кости. Мы приходили друг к другу и обменивались предметами, найденными во всеобщей пустыне. Из этих предметов стали собирать свой собственный мир. Добро пожаловать! — редкие вступительные слова Ambujerba к каталогу выставки «Kokomba».
Фото 7. Ambujerba, Kokonja. Untitled. 2024. Фото редакции
Фото 8. Ambujerba. Untitled. 2024. Фото редакции
На выставке «Kokomba» художники представили работы, в которых их волнуют фундаментальные вопросы существования. Поиски проходят разными путями: через обращение к национальным образам и традициям, древнейшим языкам, религиозным учениям, философии. Но сквозь глобальную призму Вселенной их ответы сосредоточены на повседневных реальных образах таких, как портреты друзей, детский двор, фишки, раковина и колпачок зубной пасты, сексуальность, облако, цветы.