О мечтах и автомобилях: рецензия на выставку «Driven by dreams»

Выставка «Driven by dreams» стала результатом арт-резиденции Esentai Gallery и бренда Porsche. По итогам отбора в проекте приняли участие: Алибек Мергенов и Даурен Досмагамбетов, Александра Калачёва, Толкын Сакбаева, Никита Ходак, Марина Сон, Эрика Кнорр и Георгий Гусейнов.

Рецензию на выставку «Driven by dreams» написала искусствовед Ирина Ларина специально для ’98mag.

Представленный проект разработан Esentai Gallery совместно с автомобильным брендом Porsche, с чьей деятельностью и связана основная тема, предложенная художникам для осмысления. За несколько десятилетий реклама автомобилей любой марки навязала идею о том, что обладание новой качественной машиной ассоциируется с успехом, достижением цели или осуществлением мечты. Именно этот концепт «Driven by dreams» стал дополнением к размышлениям о понятиях скорости, движения, механичности.

Одной из участников арт-резиденции удалось самобытно раскрыть тему «Driven by dreams». Речь идет о казахстанской художнице, в настоящее время проживающей в Испании, Толкын Сакбаевой. Она представила три работы, объединенные названием «Лестница: страх первой ступени»: хронофотография, скульптура и живопись, при создании которой художница отталкивалась от произведения «Обнажённая, спускающаяся по лестнице» 1912 года Марселя Дюшана.

Но в отличие от работы известного дадаиста представленные объекты Сакбаевой сугубо личностные. Она обращается к жанру автопортрета даже в скульптуре, помещая на первую ступень слепок своих ног. Сама же скульптура представляет собой винтовую лестницу, резко обрывающуюся на высоте чуть больше метра. Данный образ символизирует путь к достижению цели. Автор делает акцент на его начале, о чем говорит название «…страх первой ступени», а также на финише, после которого наступает ничто, а затем новый путь и новые страхи и сомнения в его начинании.

  1. Эдвард Мэйбридж «Женщина спускается по лестнице», 1887
  2. Марсель Дюшан «Обнажённая, спускающаяся по лестнице», 1912

Стереотипное мышление и мотивационные картинки демонстрируют успех, как движение вверх. Хронофотография – последовательный коллаж из 13 фотографий – портретов Толкын, созданных совместно с испанским художником Хуаном Саликетом, поясняет, что для Сакбаевой идти вверх или вниз означает «идти вперед», и это переворачивает привычное понимание движения к цели.

Живописное полотно выполнено в привычной для художницы экспрессионистической манере в ярких цветах. Композиционно перекликается с вышеупомянутой работой Дюшана. Однако, можно смело предположить, что и в ней художница изображает саму себя.

По сравнению с данными работами цикла «Лестница: страх первой ступени» в скульптуре не хватает динамичности, как бы парадоксально это ни звучало, ведь лестница имеет форму спирали. Но весь объём скульптуры вписан в невидимый ровный цилиндр, и даже на расстоянии грубые ступени воспринимаются монотонно. Можно понять посыл художницы сделать ступени массивными, так как образ основан на личном восприятии лестницы как препятствия. В таком случае они недостаточно массивны, чтобы подчеркнуть эту идею.

Монотонность ритма ступеней не перекликается с зачастую непредсказуемым путём, ведущим к назначенной цели. На фотографиях лестница имеет неровный ритм: некоторые части фото искажены или смазаны, живописные ступени пестрят, как элементы кубистической картины; подобной динамики будто бы ожидаешь и от скульптуры.

Разнообразие медиумов характерно не только для произведений Толкын Сакбаевой. Выставка демонстрирует работы самых различных направлений и материалов от живописи и смешанной техники на холсте, до печати моделей на 3D-принтере, машинной краски и парящей металлической инсталляции. Авторами последней стал неожиданный дуэт художников-скульпторов Алибека Мергенова и Даурена Досмагамбетова.

В инсталляции, получившей название «Любовь, скорость, бесконечность», доминирует красный цвет, подчеркивающий её форму. Вращающаяся вокруг своей оси металлическая конструкция, напоминающая вечный двигатель, является олицетворением циклического движения. Тему скорости авторы раскрывают через форму изогнутых пластин, напоминающих крутые повороты гоночных трасс и в то же время стилизованный знак бесконечности. Формирующие объём металлические стержни создают дополнительное напряжение. Есть ощущение, что их натяжение может ослабевать или усиливаться, и конструкция, соответственно, может увеличиваться в размерах или ещё больше сжиматься.

Связь с гоночной трассой также лежит в основе концепции работы «У самурая нет цели, есть только путь» Георгия Гусейнова. За основу автор взял контур одной из самых трудных трасс гонки «24 часа Ле-Мана». Скульптура представляет собой композицию из соединенных тонкой проволокой остроконечных белых вершин различной высоты, каждая из которых символизирует определенный жизненных этап на пути к достижению поставленной цели. Редкие мелкие черные шарики на этом пути – препятствия, преодолеваемые человеком (жёлтый эллипсоид) по направлению к своей мечте (красный эллипсоид).

Проект напоминает студенческий архитектурный макет глубинно-пространственной композиции. Основательная подготовка, расчёты, выбор цвета элементов, соотносящийся с палитрой Porshe, заслуживают уважения художника, но не сыграли ему на руку. В погоне за размышлениями и символикой автор упустил фундаментальные противоречия в самой концепции работы. Нельзя назвать удачной аналогию «пути Самурая» с гоночной трассой, которая является частью строгого цикличного процесса: за 24 часа пилоты проходят далеко не один круг (рекорд составляет 5410 км, длина трассы – 13526 м). Отсюда расхождение в восприятии времени. Скульптура демонстрирует некий скалистый путь от рождения к смерти (самой высокой вершине) через достижения целей. Противоречие состоит в том, что гонка в отличие от жизненного пути имеет заранее известное ограничение по времени (24 часа).

Эффект «проектности», а не художественности присутствует и в других работах экспозиции: например, в работах с изображением автомобилей из серии «Driven by dreams» художницы Марины Сон. Другое её живописное произведение с тем же названием носит иной характер и ассоциируется с монументальной советской фреской о силе, здоровом теле и крепости духа. Проявив индивидуальность, автор продемонстрировала интерес к спортивным достижениям и физическим способностям человека.

Эрика Кнорр, наоборот, остановила свой выбор на форме машин Porsche. Несколько моделей она небрежно облила краской, будто примеряя на них новый наряд. Её серия работ «Теория цвета», включающая девять неординарно раскрашенных машин, о смелости выбора и возможности быть неповторимым.

Автомобильная тематика доминирует и в работах Никиты Ходака, создавшего объёмные символы, наполненные энергией и скоростью, которые легко можно использовать в айдентике бренда Porsche, а также Анастасии Калачевой. Один из её проектов состоит из девяти холстов с изображением жуков-роботов. Каждая работа будто часть чертежа для создания этих механических «монстров». Известно, что при дизайне автомобилей делаются отсылки к природным пропорциям и формам, иногда даже насекомым. Анастасия поступила наоборот: к жукам добавила элементы машины, получив привлекательные графичные технологичные образы.

Проект «Driven by dreams» многое дал как самим участникам, так и зрителю. Как показывает практика, подобные проекты имеют свою специфику и зачастую сосредоточены на процессе исследования. Однако, значение арт-резиденции для развития локального искусства сложно переоценить. Для художников – это огромный опыт в коллаборации с другими авторами, брендами и институциями, а также в реализации своих творческих способностей в сжатые временные сроки и строгих тематических рамках. Для зрителя выставка «Driven by dreams» стала возможностью поразмышлять и помечтать о своем будущем.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Парадокс Родри: как незаметный герой завоевал «Золотой мяч»
Культура
Парадокс Родри: как незаметный герой завоевал «Золотой мяч»
Увлекающий, убивающий, утомляющий «Ужасающий»
Культура
#кино
Увлекающий, убивающий, утомляющий «Ужасающий»
«Спираль»: неудачная экранизация хоррор-манги Дзюндзи Ито
Культура
#кино
«Спираль»: неудачная экранизация хоррор-манги Дзюндзи Ито
«Казахстан стал для меня открытием»: интервью с фотографом Кэлли Эх
Бизнес
#люди
«Казахстан стал для меня открытием»: интервью с фотографом Кэлли Эх
Почему все смотрят «Ван-Пис» 25 лет спустя
Культура
#кино
Почему все смотрят «Ван-Пис» 25 лет спустя