Серия фильмов-эссе «Между личным и политическим» пройдёт в Алматы

Серия фильмов-эссе «Между личным и политическим» пройдёт в Алматы

Культурный центр «Целинный» подготовил показ кинопрограммы «Фильмы-эссе: Между личным и политическим», куда вошли культовые в своём жанре ленты Криса Маркера, Харуна Фароки и труды современных режиссёров.

Культурный центр «Целинный» подготовил кинопрограмму, состоящую из восьми показов, которые познакомят зрителя с историей жанра фильма-эссе и современными его представителями. Они предлагают собственные размышления и личные истории, чтобы провести мост сперва к более глобальным проблемам, лежащим в плоскости политического, а затем к зрителю — и пригласить его к диалогу, не завершая свою мысль, а демонстрируя ход её развития.

Фильм-эссе — фильм, основанием которого является рассуждение. У фильма-эссе нет чётко очерченной формы, он может состоять из собранных архивных изображений, статичного кадра, игровых сцен. В последнее время можно часто встретить видеоэссе на YouTube и других платформах. Это эксплейнеры, суть которых объяснить то или иное явление доступным языком. Изображение служит непосредственной иллюстрацией слов, наглядным примером. В таких видео сложно обнаружить автора, несмотря на то, что в большинстве таких видео они сидят прямо перед камерой.

Кинопрограмма начнётся с ключевых работ классиков эссеистики — Криса Маркера («Письмо из Сибири», «Без солнца») и Харуна Фароки («Неугасимый огонь», «Картины мира и подписи войны», «Интерфейс», «Жесты рук»), которые предлагают сложные рассуждения о современности, сравнимые с постмодернистскими философскими трудами.

После этого будут оказаны работы современных представителей жанра. «Забывая Вьетнам» известной документалистки Чинь Т. Минь Ха — травелог-возвращение на родину, снятый в разное время двумя разными камерами и исследующий мифологию страны, её отношения с модернизацией и парадоксы общества.

«Ночь незнания» Паял Кападия — фильм-письмо о любви, кино и политике в Индии, размывающий границы вымысла и правды. «Орландо, моя политическая биографии» Поля Б. Пресьядо — первая кинематографическая работа современного философа, вольная экранизация романа Вирджинии Вулф с вкрапления интервью с транс-персонами и закадровым рассказом Пресьядо.

Ещё один показ соберёт в себе несколько короткометражных экспериментальных фильмов-эссе, в которых авторы из Шри-Ланки, Франции, Бельгии и США по-разному экспериментируют с современными формами и инструментами.

Программа создана при поддержке Гёте-Института, который предоставил права на показ фильмов Харуна Фароки, Французского Института, который предоставил права на показ фильмов Криса Маркера, Французского консульства в Казахстане, которое проспонсировало показ фильма «Орландо, моя политическая биография», и медиа Spring CA, которое предоставило площадку для проведения. Показы фильмов Харуна Фароки пройдут на немецком языке с английскими субтитрами. Остальные показы будут также на языках оригинала, субтитры билингвальные — русские и казахские.

Расписание показов

● 22 февраля (четверг), 18:30. Краткий обзор всей программы + показ фильма Харуна Фароки «Картины мира и подписи войны» (Место: Гёте-Институт
Казахстан, БЦ “Premium” ул. Наурызбай Батыра 31)

Вход: свободный по предварительной регистрации
Регистрация на показ по ссылке.

● 23 февраля (пятница), 18:30. Показ короткометражных фильмов Харуна Фароки: «Неугасимый огонь», «Жест рук», «Интерфейс» + обсуждение (Место:
Гёте-Институт Казахстан, БЦ “Premium” ул. Наурызбай Батыра 31)

Вход: свободный по предварительной регистрации
Регистрация на показ по ссылке.

● 29 февраля (четверг), 19:00. Лекция о Крисе Маркере от критика и исследователя Алексея Артамонова + Показ фильма «Письмо из Сибири» (Место: Spring CA, Рубинштейна 21а)

Вход: платный по предварительной регистрации, 1 500 тенге
Регистрация на показ по ссылке.

● 2 марта (суббота), 19:00. Показ фильма Криса Маркера «Без солнца» + обсуждение (Место: Spring CA, Рубинштейна 21а)

Вход: платный по предварительной регистрации, 1 500 тенге
Регистрация на показ по ссылке.

● 6 марта (среда), 19:00. Лекция о связи текста и видео от художницы Алтаны Аюшиевой + Показ фильма Чинь Т. Минь Ха «Забывая Вьетнам» (Место: Spring CA, Рубинштейна 21а)

Вход: платный по предварительной регистрации, 1 500 тенге
Регистрация на показ по ссылке.

● 7 марта (четверг), 19:00. Показ фильма Паял Кападия «Ночь незнания» + обсуждение (Место: Spring CA, Рубинштейна 21а)

Вход: платный по предварительной регистрации, 1 500 тенге
Регистрация на показ по ссылке.

● 14 марта (четверг), 19:00. Лекция о трансформации видеоэссеистики вмцифровую эпоху от Арсения Аксенова + Показ короткометражных фильмов
(Место: Spring CA, Рубинштейна 21а)

Вход: платный по предварительной регистрации, 1 500 тенге
Регистрация на показ по ссылке.

● 16 марта (среда), 19:00. Показ фильма Поля Пресьядо «Орландо, моя политическая биография» + обсуждение (Место: Spring CA, Рубинштейна 21а)

Вход: свободный по предварительной регистрации
Регистрация на показ по ссылке.

О фильмах

Письмо из Сибири. 1957, Крис Маркер

Документальные зарисовки о «далёкой местности» — Сибири. Маркер, будучи активным участником левого движения во Франции, не романтизирует СССР, а предлагает сложный взгляд, включая размышления об урбанизации, суровом климате и вырубке лесов. Несмотря на серьёность тем, вокруг которых строит свой нарратив режиссёр, эссе можно назвать очень смешным и весёлым — с вкраплением анимаций под песни и точечных ироничных отступлений.

Без солнца. 1983, Крис Маркер

Экспериментально смонтированный травелог, куда вошли кадры из Токио, Гвинеи-Биссау, Исландии, Кабо-Верде и Сан-Франциско. Закадровый женский голос озвучивает фрагменты писем, написанных вымышленным кинооператором Сандором Красна. Многими критиками и практиками кино оценивается как главная работа Маркера и важнейший фильм-эссе, когда либо созданный.

Фильмы Харуна Фароки:

Неугасимый огонь. 1969

Ранняя телевизионная работа Фароки, посвящённая войне во Вьетнаме, в которой он смешивает перформанс, агитпроп и репортажную документалистику, исследуя связь между войной, медиа и индустриальным производством.

Жесты рук. 1997

В этом эссе Фароки исследует крупные планы человеческих рук в разных фильмах, находя разные способы применения такого приёма.

Интерфейс. 1995

Двухканальное видео Фароки о его работе и взаимоотношениях между человеком, компьютером и пространством внутри последнего.

Картины мира и подписи войны. 1989

В своей самой известной работе Фароки документирует, как анализируется визуальная информация и как на это влияет роль памяти и современной мысли, которые в конечном итоге приводят к (не)способности отличать сам объект от его визуального изображения. Нам показывают, как в апреле 1944 года военные аналитики союзных войск изучили серию аэрофотоснимков Освенцима.

Забывая Вьетнам. 2016, Чинь Т. Минь Ха

Один из мифов, связанных с созданием Вьетнама, повествует о битве между двумя драконами, чьи переплетенные тела упали в Южно-Китайское море и образовали изогнутую S-образную береговую линию Вьетнама. Лирический фильм-эссе, посвященный 40-й годовщине окончания войны, черпает вдохновение из древней легенды и воды как силы, проявляющейся во всех аспектах вьетнамской культуры. Фрагменты текста и песни вызывают отголоски и следы травмы международного масштаба. Встреча древнего, связанного с твердостью земли, и нового, связанного с подвижными изменениями во времена стремительной глобализации, создает третье пространство исторической и культурной памяти — то, что местные жители, мигранты и ветераны помнят о прошлом, чтобы описать настоящее.

Ночь незнания. 2021, Паял Кападия

Л, студентка университета в Индии, пишет письма своему бывшему возлюбленному, пока он в отъезде. Благодаря этим письмам мы получаем представление о кардинальных переменах, происходящих вокруг нее. Объединяя реальность с вымыслом, мечтами, воспоминаниями, фантазиями и тревогами, архивные кадры с видео со студенческих протестов, разворачивается нелинейное повествование.

Мун О. 2022, Максим Жан-Баптист

Режиссёр внимательно всматривается в фрагмент фильма «Жан Гальмо, авантюрист», где его отец сыграл одну из ролей, и размышляет о колониальной
преемственности. Постоянное перематывание и замедленное воспроизведение одного и того же фрагмента намекает на непрерывность колониального процесса, которому не видно конца.

Орландо, моя политическая биография. 2023, Поль Б. Пресьядо

«Орландо» Вирджинии Вулф рассказывает историю молодого человека, который становится 36-летней женщиной. Почти через столетие после публикации Поль Б. Пресьядо беседует с Вирджинией Вульф, чтобы сказать ей, что ее вымышленный персонаж стал реальностью. Переход тела Орландо теперь лежит в основе всех небинарнах тел, и Орландо есть по всему миру. Благодаря подлинным голосам других молодых людей, претерпевающих метаморфозы, Пресьядо прослеживает этапы своей личной трансформации в поэтическом путешествии, в котором жизнь, литература, теория и изображение свободно сливаются в поисках истины.

Золотой юбилей. 2021, Сунейл Санзгири

Фильм берет за отправную точку сцены, в которых отец режиссера путешествует по виртуальному рендерингу дома их предков в Гоа, созданному с использованием тех же технологий наблюдения, которые горнодобывающие компании используют для составления карт местонахождения железной руды в регионе. Сочетание плёночных кадров, 3D-рендеров, анимации и десктоп-эстетики подкрепляют вопросы и высказывания о наследии, культуре и истории.

Пустынные сны. 2023, Халик-Абдул Азиз

Фильм является частью продолжающегося проекта, который прослеживает трудовую миграцию на Ближний Восток и последствия глобальных мировых сдвигов, таких как неолиберализация экономики в 1970-х годах, гражданская война, начавшаяся в 1980-х годах, и последующие послевоенные преобразования в Шри-Ланке. Эссе бросает вызов монолитным повествованиям о личной истории и мусульманском воспитании в семье среднего класса с помощью анекдотических и интимных воспоминаний. Уникальная форма фильмы сочетает в себе скринкаст-элементы с выделением силуэта человека в графическом редакторе и музыкальный клип на песню из известной тамильской киноклассики.

Песни в бутылках 1-2. 2019, Хлои Галибер-Лене и Кевин Б. Ли

Дуэт видеоэссеистов начинает каждоё своё десктоп-эссе с самих себя — так получаются эссе, которые размышляют о самой природе эссе, изображения, поиске информации. В серии короткометражных видео «Песни в бутылках» они выстраивают эссе как серию переписок друг с другом, исследуя современную пропаганду терроризма, которая находится в свободном доступе.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски