Культурный центр «Целинный» подготовил показ кинопрограммы «Фильмы-эссе: Между личным и политическим», куда вошли культовые в своём жанре ленты Криса Маркера, Харуна Фароки и труды современных режиссёров.
Культурный центр «Целинный» подготовил кинопрограмму, состоящую из восьми показов, которые познакомят зрителя с историей жанра фильма-эссе и современными его представителями. Они предлагают собственные размышления и личные истории, чтобы провести мост сперва к более глобальным проблемам, лежащим в плоскости политического, а затем к зрителю — и пригласить его к диалогу, не завершая свою мысль, а демонстрируя ход её развития.
Фильм-эссе — фильм, основанием которого является рассуждение. У фильма-эссе нет чётко очерченной формы, он может состоять из собранных архивных изображений, статичного кадра, игровых сцен. В последнее время можно часто встретить видеоэссе на YouTube и других платформах. Это эксплейнеры, суть которых объяснить то или иное явление доступным языком. Изображение служит непосредственной иллюстрацией слов, наглядным примером. В таких видео сложно обнаружить автора, несмотря на то, что в большинстве таких видео они сидят прямо перед камерой.
Кинопрограмма начнётся с ключевых работ классиков эссеистики — Криса Маркера («Письмо из Сибири», «Без солнца») и Харуна Фароки («Неугасимый огонь», «Картины мира и подписи войны», «Интерфейс», «Жесты рук»), которые предлагают сложные рассуждения о современности, сравнимые с постмодернистскими философскими трудами.
После этого будут оказаны работы современных представителей жанра. «Забывая Вьетнам» известной документалистки Чинь Т. Минь Ха — травелог-возвращение на родину, снятый в разное время двумя разными камерами и исследующий мифологию страны, её отношения с модернизацией и парадоксы общества.
«Ночь незнания» Паял Кападия — фильм-письмо о любви, кино и политике в Индии, размывающий границы вымысла и правды. «Орландо, моя политическая биографии» Поля Б. Пресьядо — первая кинематографическая работа современного философа, вольная экранизация романа Вирджинии Вулф с вкрапления интервью с транс-персонами и закадровым рассказом Пресьядо.
Ещё один показ соберёт в себе несколько короткометражных экспериментальных фильмов-эссе, в которых авторы из Шри-Ланки, Франции, Бельгии и США по-разному экспериментируют с современными формами и инструментами.
Программа создана при поддержке Гёте-Института, который предоставил права на показ фильмов Харуна Фароки, Французского Института, который предоставил права на показ фильмов Криса Маркера, Французского консульства в Казахстане, которое проспонсировало показ фильма «Орландо, моя политическая биография», и медиа Spring CA, которое предоставило площадку для проведения. Показы фильмов Харуна Фароки пройдут на немецком языке с английскими субтитрами. Остальные показы будут также на языках оригинала, субтитры билингвальные — русские и казахские.
Расписание показов
● 22 февраля (четверг), 18:30. Краткий обзор всей программы + показ фильма Харуна Фароки «Картины мира и подписи войны» (Место: Гёте-Институт
Казахстан, БЦ “Premium” ул. Наурызбай Батыра 31)
Вход: свободный по предварительной регистрации
Регистрация на показ по ссылке.
● 23 февраля (пятница), 18:30. Показ короткометражных фильмов Харуна Фароки: «Неугасимый огонь», «Жест рук», «Интерфейс» + обсуждение (Место:
Гёте-Институт Казахстан, БЦ “Premium” ул. Наурызбай Батыра 31)
Вход: свободный по предварительной регистрации
Регистрация на показ по ссылке.
● 29 февраля (четверг), 19:00. Лекция о Крисе Маркере от критика и исследователя Алексея Артамонова + Показ фильма «Письмо из Сибири» (Место: Spring CA, Рубинштейна 21а)
Вход: платный по предварительной регистрации, 1 500 тенге
Регистрация на показ по ссылке.
● 2 марта (суббота), 19:00. Показ фильма Криса Маркера «Без солнца» + обсуждение (Место: Spring CA, Рубинштейна 21а)
Вход: платный по предварительной регистрации, 1 500 тенге
Регистрация на показ по ссылке.
● 6 марта (среда), 19:00. Лекция о связи текста и видео от художницы Алтаны Аюшиевой + Показ фильма Чинь Т. Минь Ха «Забывая Вьетнам» (Место: Spring CA, Рубинштейна 21а)
Вход: платный по предварительной регистрации, 1 500 тенге
Регистрация на показ по ссылке.
● 7 марта (четверг), 19:00. Показ фильма Паял Кападия «Ночь незнания» + обсуждение (Место: Spring CA, Рубинштейна 21а)
Вход: платный по предварительной регистрации, 1 500 тенге
Регистрация на показ по ссылке.
● 14 марта (четверг), 19:00. Лекция о трансформации видеоэссеистики вмцифровую эпоху от Арсения Аксенова + Показ короткометражных фильмов
(Место: Spring CA, Рубинштейна 21а)
Вход: платный по предварительной регистрации, 1 500 тенге
Регистрация на показ по ссылке.
● 16 марта (среда), 19:00. Показ фильма Поля Пресьядо «Орландо, моя политическая биография» + обсуждение (Место: Spring CA, Рубинштейна 21а)
Вход: свободный по предварительной регистрации
Регистрация на показ по ссылке.
О фильмах
Письмо из Сибири. 1957, Крис Маркер
Документальные зарисовки о «далёкой местности» — Сибири. Маркер, будучи активным участником левого движения во Франции, не романтизирует СССР, а предлагает сложный взгляд, включая размышления об урбанизации, суровом климате и вырубке лесов. Несмотря на серьёность тем, вокруг которых строит свой нарратив режиссёр, эссе можно назвать очень смешным и весёлым — с вкраплением анимаций под песни и точечных ироничных отступлений.
Без солнца. 1983, Крис Маркер
Экспериментально смонтированный травелог, куда вошли кадры из Токио, Гвинеи-Биссау, Исландии, Кабо-Верде и Сан-Франциско. Закадровый женский голос озвучивает фрагменты писем, написанных вымышленным кинооператором Сандором Красна. Многими критиками и практиками кино оценивается как главная работа Маркера и важнейший фильм-эссе, когда либо созданный.
Фильмы Харуна Фароки:
Неугасимый огонь. 1969
Ранняя телевизионная работа Фароки, посвящённая войне во Вьетнаме, в которой он смешивает перформанс, агитпроп и репортажную документалистику, исследуя связь между войной, медиа и индустриальным производством.
Жесты рук. 1997
В этом эссе Фароки исследует крупные планы человеческих рук в разных фильмах, находя разные способы применения такого приёма.
Интерфейс. 1995
Двухканальное видео Фароки о его работе и взаимоотношениях между человеком, компьютером и пространством внутри последнего.
Картины мира и подписи войны. 1989
В своей самой известной работе Фароки документирует, как анализируется визуальная информация и как на это влияет роль памяти и современной мысли, которые в конечном итоге приводят к (не)способности отличать сам объект от его визуального изображения. Нам показывают, как в апреле 1944 года военные аналитики союзных войск изучили серию аэрофотоснимков Освенцима.
Забывая Вьетнам. 2016, Чинь Т. Минь Ха
Один из мифов, связанных с созданием Вьетнама, повествует о битве между двумя драконами, чьи переплетенные тела упали в Южно-Китайское море и образовали изогнутую S-образную береговую линию Вьетнама. Лирический фильм-эссе, посвященный 40-й годовщине окончания войны, черпает вдохновение из древней легенды и воды как силы, проявляющейся во всех аспектах вьетнамской культуры. Фрагменты текста и песни вызывают отголоски и следы травмы международного масштаба. Встреча древнего, связанного с твердостью земли, и нового, связанного с подвижными изменениями во времена стремительной глобализации, создает третье пространство исторической и культурной памяти — то, что местные жители, мигранты и ветераны помнят о прошлом, чтобы описать настоящее.
Ночь незнания. 2021, Паял Кападия
Л, студентка университета в Индии, пишет письма своему бывшему возлюбленному, пока он в отъезде. Благодаря этим письмам мы получаем представление о кардинальных переменах, происходящих вокруг нее. Объединяя реальность с вымыслом, мечтами, воспоминаниями, фантазиями и тревогами, архивные кадры с видео со студенческих протестов, разворачивается нелинейное повествование.
Мун О. 2022, Максим Жан-Баптист
Режиссёр внимательно всматривается в фрагмент фильма «Жан Гальмо, авантюрист», где его отец сыграл одну из ролей, и размышляет о колониальной
преемственности. Постоянное перематывание и замедленное воспроизведение одного и того же фрагмента намекает на непрерывность колониального процесса, которому не видно конца.
Орландо, моя политическая биография. 2023, Поль Б. Пресьядо
«Орландо» Вирджинии Вулф рассказывает историю молодого человека, который становится 36-летней женщиной. Почти через столетие после публикации Поль Б. Пресьядо беседует с Вирджинией Вульф, чтобы сказать ей, что ее вымышленный персонаж стал реальностью. Переход тела Орландо теперь лежит в основе всех небинарнах тел, и Орландо есть по всему миру. Благодаря подлинным голосам других молодых людей, претерпевающих метаморфозы, Пресьядо прослеживает этапы своей личной трансформации в поэтическом путешествии, в котором жизнь, литература, теория и изображение свободно сливаются в поисках истины.
Золотой юбилей. 2021, Сунейл Санзгири
Фильм берет за отправную точку сцены, в которых отец режиссера путешествует по виртуальному рендерингу дома их предков в Гоа, созданному с использованием тех же технологий наблюдения, которые горнодобывающие компании используют для составления карт местонахождения железной руды в регионе. Сочетание плёночных кадров, 3D-рендеров, анимации и десктоп-эстетики подкрепляют вопросы и высказывания о наследии, культуре и истории.
Пустынные сны. 2023, Халик-Абдул Азиз
Фильм является частью продолжающегося проекта, который прослеживает трудовую миграцию на Ближний Восток и последствия глобальных мировых сдвигов, таких как неолиберализация экономики в 1970-х годах, гражданская война, начавшаяся в 1980-х годах, и последующие послевоенные преобразования в Шри-Ланке. Эссе бросает вызов монолитным повествованиям о личной истории и мусульманском воспитании в семье среднего класса с помощью анекдотических и интимных воспоминаний. Уникальная форма фильмы сочетает в себе скринкаст-элементы с выделением силуэта человека в графическом редакторе и музыкальный клип на песню из известной тамильской киноклассики.
Песни в бутылках 1-2. 2019, Хлои Галибер-Лене и Кевин Б. Ли
Дуэт видеоэссеистов начинает каждоё своё десктоп-эссе с самих себя — так получаются эссе, которые размышляют о самой природе эссе, изображения, поиске информации. В серии короткометражных видео «Песни в бутылках» они выстраивают эссе как серию переписок друг с другом, исследуя современную пропаганду терроризма, которая находится в свободном доступе.