ОТ НЕОКЛАССИКИ ДО САУНДТРЕКОВ: ИНТЕРВЬЮ С ОСНОВАТЕЛЕМ TYNDA MUSIC

ОТ НЕОКЛАССИКИ ДО САУНДТРЕКОВ: ИНТЕРВЬЮ С ОСНОВАТЕЛЕМ TYNDA MUSIC

Tynda Music — это оркестровый музыкальный проект, который играет и классическую музыку, и саундтреки, и рок-концерты. Проект не ограничивает себя рамками — ни географически, ни музыкально. За два года существования Tynda провёл более 400 концертов во всех регионах Казахстана и шести странах за рубежом — Грузии, Азербайджане, Кыргызстане, Узбекистане, ОАЭ и Таджикистане.

Мы поговорили с основателем проекта Tynda Music Айдосом Мендалиевым об истории и планах проекта, о первом туре по Казахстану и первом концерте на 5000 человек. А ещё мы узнали, отдаст ли Айдос своего сына в музыкалку, слышал ли он альбом «brat» Charli XCX и кого послушать на YouTube, чтобы лучше понимать музыку. 

Айдос Мендалиев — дирижёр, а также предприниматель и основатель Tynda Music. Музыкой он начал заниматься в 5 лет, когда родители по совету родственницы отдали его в музыкальную школу. Шутливо он уточнил, что «в музыку приходят не по выбору — туда родители отправляют». При этом в семье он первый музыкант. На вопрос, отдаст ли своего пока что годовалого сына в музыкалку, Айдос задумчиво покачал головой и объяснил: «Мы с женой современные родители, хотя она тоже музыкант, но настаивать не будем: куда захочет ребёнок пойти, туда и пойдёт».

Дирижированием Айдос начал увлекаться в 10 классе, когда появился факультативный урок в музыкальной школе. Следующие два года он параллельно вёл оркестры и получил диплом по специальности «Дирижёр оркестра». В шутку он сравнивает дирижёра с сотрудником ГАИ: «Машем палочкой, но держим всё в балансе, чтобы музыканты оркестра звучали созвучно». Другой задачей дирижёра является контроль, чтобы оркестр передал зрителю максимум и в эмоциональном плане, и в звуковом. Сам Айдос дирижирует редко, в это году всего три раза — в команде Tynda есть ещё три дирижёра.

Для тех, кто только начинает изучать академическую музыку, он советует слушать Чайковского и лекции Анны Виленской. 

— А что вы сами слушаете в наушниках? Слышали ли вы про альбом brat?
— «Альбом «brat»? — переспрашивает Айдос, — не слышал. Но из казахстанских музыкантов люблю талантливого ARO — он офигенный! Из российских мне нравится группа Therr Maitz, а из зарубежного современное не слушаю, больше увлекаюсь эпохой Стиви Уандера, Брайана Макнайта, Boyz II Men».  

История проекта Tynda

История Tynda Music началась во время пандемии — именно тогда он задумался о создании универсального музыкального проекта, который будет исполнять и классическую музыку, и саундтреки, и неоклассику. Айдос хотел, чтобы проект позиционировал себя не только как оркестр, но и ансамбль, и рок-бэнд: «Чтобы могли выступать без дирижёров, играть разноформатную музыку». По его словам, основная миссия проекта — донести до большего числа людей красоту и силу симфонической музыки.

«Мы стали первым коммерческим проектом, который решил организовывать гастрольные выступления по регионам. Понимая разнообразие аудитории, мы стремились охватить разные музыкальные жанры. Наша цель — чтобы жители всех городов ежемесячно имели возможность посещать такие культурные мероприятия, обогащая свой досуг и наполняя его новыми впечатлениями», — говорит Айдос.

Однако раньше 2022 года запуститься не удавалось, так как ограничения по заполняемости залов действовали ещё долгое время после начала пандемии.

«В марте 2022 года мы узнали, что ограничения полностью снимут к Наурызу и начали готовиться к первым концертам, которые прошли уже в мае. Тогда мы попробовали сделать концерты в Алматы, Астане и Караганде в тестовом формате. А в июле уже устроили первый тур по 15 городам Казахстана, начиная с Павлодара, — вспоминает Айдос. — Нам говорили: “В июле делать концерты невозможно, все уезжают отдыхать, это очень опасно, а все залы и филармонии уходят в отпуск и не работают. Было сложно, приходилось договариваться, чтобы нам открыли двери”».

На вопрос почему именно Караганда стала первым региональным городом, где они решили выступить, Айдос отмечает два фактора. Во-первых, это логистика, близость к Астане облегчила перевозку команды и оборудования. Во-вторых, карагандинская публика всегда отличается лояльностью и интересом к музыке различных жанров и, по словам Айдоса, здесь действительно ценят живые концерты.

Не все музыканты оркестра разделяют мнение Айдоса. Скрипачка Саша и виолончелист Диас отмечают высокую вовлеченность и в других городах, например в Актау. Александра вспоминает, как во время тура с аниме-программой в Актау одна из зрительниц нарисовала музыкантов в стиле аниме и после концерта подарила рисунок, попросив автограф. Тем не менее, Саша подчёркивает, что в каждом городе зрители встречают их тепло: «Иногда слышим, как кричат: “Tynda Music, мы вас любим!” или “Мы так вас ждали, приезжайте еще!”. Люди подходят сфотографироваться, а некоторые делятся, что специально приехали на концерт из другого города — это очень трогательно».

Скрипачка Камила в ответ на вопрос о любимом городе вспомнила забавную историю с февральского тура с программой Ханса Циммера:

В этом туре с нами каждый день происходило что-то необычное. В первый день выяснилось, что билеты на наш вагон недействительны, и нас распределили по другим. Во второй день наша солистка забыла чемодан на вокзале в предыдущем городе. На третий день трассу Астана–Павлодар закрыли, и оборудование не смогло добраться до нас вовремя. Таксисты, которые должны были отвезти нас из Павлодара в Усть-Каменогорск, приехали на день раньше из-за путаницы с датами. На следующий день наш поезд опоздал на пять часов. В другой день один из музыкантов потерял сыбызгы. Затем на трассе Уральск–Атырау наша машина дважды заглохла. В тот же день мы потеряли партитуру дирижёра. Потом один из музыкантов отравился, а у солистки Боты перепутали инструмент: вместо электрогитары взяли акустическую. В довершение ко всему, мы перепутали автобусы. Было сложно, но теперь мы вспоминаем эти приключения со смехом».

Что для тебя проект Tynda Music?
— Мы тут — большая семья. Tynda music — самый любимый из проектов, в которых я участвовала. В такой большой и дружной команде я никогда не волнуюсь перед концертом. Саша, скрипка.  

О самых запоминающихся концертах

В топ Айдоса входит концерт во Дворце спорта имени Балуан Шолака — самый масштабный концерт за всю историю проекта. Это был их второй концерт в Алматы. Первый прошел в Каспийском университете, где они трижды заполнили зал на 900 мест, собрав в общей сложности около 2500 человек. Но второй концерт стал настоящим испытанием, ведь зал рассчитан на 5000 зрителей. Это было дорого, непривычно и очень сложно, особенно учитывая, что в команде было всего три человека. Риски были колоссальные: никакого бюджета, расчётов — только энтузиазм и желание сделать что-то грандиозное.

Изначально они планировали выступить во Дворце Республики, но подходящих дат не оказалось. Тогда Айдос решил не мелочиться и выбрал более крупную площадку. Теперь, оглядываясь назад, он признаётся, что не уверен, решился бы на такой шаг сегодня. Однако, несмотря на все трудности, им удалось провести концерт и даже выйти в плюс. «Я рад, что мы смогли это сделать», — говорит он с гордостью, вспоминая те напряжённые дни.

Другим значимым концертом стал приезд обладателя «Грэмми» и одного из величайших скрипачей мира — Максима Венгерова.
«Он входит в топ-3 скрипачей мира, где первые два уже не в живых. Всем, кто не знает Максима Венгеров, я объясняю, что это Месси среди скрипачей, — объясняет Айдос значимость музыканта. Этот концерт стал важным событием не только для них как для организаторов, но и для самих музыкантов, которые росли, слушая записи Венгерова. Он был популярен в том числе благодаря тому, что записывал практически всё необходимое в эпоху, когда только начали появляться доступные записи.

Впоследствии они пригласили в Казахстан и другого выдающегося скрипача — Арсениса Селалмазидиса из Германии, ученика и ассистента одного из лучших преподавателей по скрипке. Он тоже оставил яркое впечатление. Айдос говорит, что команда планирует продолжать привозить таких артистов, но сейчас они ищут более эффективные модели сотрудничества. Он осознаёт, что каждый привоз зарубежного артиста — это своего рода лотерея: даже при известности музыканта успех мероприятия не всегда предсказуем. Тем не менее, они считают такой опыт важным и надеются в ближайшем будущем продолжить развивать это направление.

Что для тебя проект Tynda Music?
Проект для меня, в первую очередь, — друзья, тёплые моменты, когда каждый тур запоминается чем-то особенным, дружная семейная обстановка. Диас, виолончель.

— Проект для меня, в первую очередь, означает развитие живой оркестровой музыки в нашей стране. Кайсар, клавишные.

О репертуаре

Как отмечает Айдос, сейчас они уже собрали несколько программ и могут планировать свои выступления на год, чтобы из месяца в месяц представлять разный репертуар для разной аудитории. «Условно, если в сентябре мы приезжаем с программой Ханса Циммера, то в октябре — это саундтреки о любви, а в следующем месяце играем Вивальди», — объясняет он. Однако раньше было не так: отсутствие ресурсов не позволяло реализовывать всё, что хотелось, элементарно не успевали писать ноты. Из-за этого порой играли программы, которые не были близки команде или не были коммерчески успешными.

О том, что именно саундтреки могут объединять и собирать залы, понимают наверняка многие. Как говорит Айдос, они задумывались об этом ещё школьниками, так как кино смотрят все, а прослушивание музыки из любимого фильма всегда сопровождается чувством ностальгии.

На вопрос о том, как обстоят дела с авторским правом, Айдос объяснил, что в Казахстане есть авторские общества, которые связываются с обладателями прав на музыку. В мире есть три компании, которые контролируют значительную часть музыкальных прав и каталогов по всему миру (Universal Music Group, Sony Music Entertainment, Warner Music Group —  прим. ред.). Через авторские сообщества Tynda Music и другие организации подают запросы на исполнение саундтреков.

Айдос отмечает, что несмотря на исполнение зарубежной музыки, в половине репертуара используются казахские народные инструменты. Они даже запускали проект, посвящённый казахской народной музыке, но он не оправдал ожиданий с коммерческой точки зрения. Однако Айдос объясняет, что дело не в отсутствии спроса, а в том, что они выбрали не совсем правильный подход. Сейчас у команды есть новые идеи, как сделать такой проект более успешным. Понимая, что аудитория, интересующаяся казахской музыкой, велика, они планируют продолжать эксперименты и надеются, что в будущем смогут точно угадать с форматом и подачей.

Что для тебя проект Tynda Music?
Проект Tynda Music для меня — это веселье, атмосфера дружбы, смеха, музыка, которая нравится и нам самим, и зрителям. Люблю вдохновляться нашими зрителями, обмениваться энергией с ними. Камила, скрипка.

О коммерческом успехе

В среднем Tynda Music делает 20-25 концертов в месяц. «В самом начале, конечно, концертов было существенно меньше», — добавляет Айдос. В 2022 году электронная коммерция достигла высокого уровня, когда большинство казахстанцев привыкли покупать билеты онлайн. Именно тогда Айдосу удалось собрать команду из старых знакомых, окончивших Консерваторию. В тот момент случился постпандемийный «эффект пружины» — люди соскучились по всему, что было запретным, в том числе офлайн-мероприятиям.

#партнёрский
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Фильм «Белек»: как не случилось принятие себя через чувство вины 
Культура
#кино
Фильм «Белек»: как не случилось принятие себя через чувство вины 
В Алматы состоится лекторий от «Book Культура»
Город
#события
В Алматы состоится лекторий от «Book Культура»
Велошах: Sen özingdi aldaisyn
Культура
#кино
Велошах: Sen özingdi aldaisyn
Отказаться от хитов и остаться собой: дебютный альбом Tommy Richman «COYOTE»
Без рубрики
#музыка
Отказаться от хитов и остаться собой: дебютный альбом Tommy Richman «COYOTE»
Эта осень в цвете бордо
Стиль
#красота
Эта осень в цвете бордо