Искусство не молчит

Это одна их тех выставок, когда количество людей, посетивших её открытие, говорит само за себя. Можно было встретить ожидающие взгляды нескольких десятков зрителей, собравшихся у входа в 101 Dump Gallery. Первой работой, встретившей их, стал перформанс «Длинная память» казахстанского художника Асхата Ахмедьярова. Следовавшая за перформансом его персональная выставка «JAD» посвящена памяти погибших в январе 2022 года. Выставка организована правозащитницей Бахытжан Торегожиной с целью привлечь внимание власти к вопросам, так и оставшимся без ответа.

Во время перформанса «Длинная память» художник прополз пару десятков метров в узнаваемом чёрном костюме силовика с привязанными к ногам на длинной верёвке костями. Как отмечает сам автор, длинные верёвки обозначают бесконечность – долгую-долгую нить памяти, которую будет хранить народ. Символизмом пропитаны все представленные работы Асхата Ахмедьярова. Кости как знак смерти, в данном случае подразумевается несправедливое неестественное окончание жизни, являются частью инсталляции «Тайна» 2024 г. Вывалившаяся из металлического шкафа, обычно используемого для хранения документов, груда костей обнажила спрятанный «скелет». Через всю выставку проходит несколько ключевых идей, которые в разной степени отражаются в той или иной работе. В аннотациях несколько раз отмечается, что официальные заявления не вызывают доверия у общественности. В «Тайне» художник ещё раз подчёркивает, что пора дать комментарии, кости уже снаружи, увиденное обратно не спрячешь.

Тёмное пространство галереи преобразилось, разделившись на две части. Внутри предвкушающие взгляды заменили производящее наибольшее впечатление взаимные понимающие взгляды без слов. Включающая несколько инсталляций, фотоработы и полотна, обожжённые порохом, экспозиция была дополнена тематическим материалом различного формата: книги, сборник аналитических документов, докладами, а также фотоматериалом событий января 2022 года.

Сакральное значение приобрела закрытая чёрным занавесом часть экспозиции с фотографиями погибших «256» (2024 г.). Более 200 фотографий заняли своё место на стене, десятки так и не найдены. Последним также отдана честь в виде безызвестных силуэтных портретов, аккуратно выложенных на полу. Получившийся мемориал стал местом скорби. Немало слёз встретили эти фотографии.

Как уже говорилось выше, каждая работа Асхата Ахмедьярова наполнена символами, но не сложными аллегориями и многозначительными символами вроде креста, зеркала, яблока. Образы Асхата современные и более ясные в контексте выставки. Произошедшее само создало их. В инсталляции «Хлеб и молоко» (2024 г.), изображающей три уровня мишени с жителями и улицами, как раз отражены такие символы.

Асхат Ахмедьяров не первый раз обращается к теме Қаңтара в своём творчестве. В персональной выставке «ҮМІТ» 2022 года в Aspan gallery он представил серию «Квадратное солнце», часть портретов из которой были посвящены жертвам январских событий. Работы «Степь через отверстия щитов» и «Легенда» относятся к серии 2022–2023 гг. В той же технике выполнены «Люди в тумане» (2023 г.) и другие.

Необычен процесс создания этих серий. Художник на готовый рисунок разбрасывает в определенные места порох и обдаёт огнём. Получается многоточечный эффект взрыва. По-разному это происходит на бумаге (серия «Квадратное солнце») и на ткани, где художник оставил различного диаметра дыры. Пусть название подсказывает, что виднеющиеся сквозь обожжённые отверстия кусочки ситца с национальным орнаментом – это символ степи, их красный цвет, выделяющийся из монохромного рисунка, говорит о кровоточащих ранах. Эти образы имеют широкий диапазон трактовок: от лежащего на поверхности образа выстрелов, метафорических ранах общества до любви (красный можно трактовать и как цвет любви) к родной культуре, ценностям и земле. В основе этой серии лежит противопоставление образов, коллажное доведение смыслов до конфликта, подчёркиваемое контрастным цветовым решением.

В этой статье не будет выводов и заключения. Крик и молчание – два громких полюса. Молчанием почитают память ушедших, и в этом молчании гораздо больше силы, чем в самом оглушительном крике. Но искусство не умеет молчать. Выставка «JAD» – не протест, не провокация, но диалог, диалог с сердцем, совестью, знаниями. На выставке «JAD» говорило искусство.

 

Благодарим Асхата Ахмедьярова за предоставленные фотографии.
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски