Исследование границ. Перформанс «Decontrol». Выставка «Intersection Intizor»

Исследование границ. Перформанс «Decontrol». Выставка «Intersection Intizor»

В рамках персональной выставки «Intersection Intizor» Интизор Отаниёзовой прошёл перформанс «Decontrol» команды «MaQaN productions» (Олег Жевлаков, Марк Куклин и Лаура Макан). Сама художница также приняла в нём участие.

Поскольку перформанс был индивидуализированный, расскажу какие вопросы задавали именно мне и свою внутреннюю реакцию на них. В подготовленное пространство зрителей впускала по одному довольно строгая девушка в форме. Первые вопросы от неё были универсальные при прохождении государственной границы: есть ли у меня какие-либо запрещённые вещества или предметы? Интонация вопроса повергла меня в ступор, я на автомате сказала: «Нет», но волнение, которое я ощутила в тот момент, было очень настоящим. В голове всплыли образы таможенников на российской границе. К реальности не помогли вернуться даже погоны в виде листиков. Затем она, словно сканером, теннисной ракеткой проводила вокруг тела и сумочки. На уровне головы ракетка запищала сильнее, от «таможенницы» прозвучала предсказуемая фраза: «Вы слишком много думаете». На фоне медленно отпускающего триггера промелькнула мысль «полиция мыслей».

В реальность меня вернула просьба поднять ногу, тут я рассмеялась и погрузилась в комфортную игру. Заполнив выданный мне паспорт, я направилась ко второму пункту, где сделали искажённое смешное фото. Детская игра была грамотно интегрирована в каждый шаг и образы перформеров: вышеупомянутые листики или веточки (у каждого разные), серьёзность, с которой в детстве относятся к примеряемой роли (играя в дочки-матери или персонажей из Сейлор Мун), написанные небрежно и с невинными ошибками слова, добрые лёгкие улыбки, которые семантически говорили – это игра.

Второй пункт был пройден быстро, в конце я услышала вопросы насчёт багажа в виде эмоциональных детских травм, государственных, политических и т. д. Мой ответ был резко положительный, с благодарностью за понимание. В этот момент вся жизнь пронеслась перед глазами.

Третий пункт – «самый строгий дядька» – задавал несколько вопросов. К нему даже была небольшая очередь, видимо, как доказательство его серьёзности. Внимательно смотрит паспорт. Спросил: «Почему любимый мульт Саус Парк?». Старается задать неудобные вопросы: воровала ли я в детстве и врала ли родителям – о чём? Честно?

За проход на выставку, а в контексте перформанса будто бы в мир детства, отвечала сама художница. Оказавшись в зале, зритель всё обводит взглядом: аннотация, разобранные кусочки лего, обруч, зависшие прыгалки. В этот момент он начинает слышать свой голос – это те ответы, которые получил строгий дядька. Художники воплотили телепортацию речи (звуков) из одной точки в другую. Перформеры дали возможность посмотреть на образы игрушек под свои детские воспоминания, с другой стороны, личные ответы были слышны всем в «песочнице». Личные границы были стёрты.

Перформанс настолько гармонично срезонировал с выставкой, что некоторые объекты приобрели усиленный смысл. Например, инсталляция «Statelessness game» (2024 г.) в виде шалаша. Несмотря на крайне положительное впечатление от перформанса, первый экспонат, к которому я направилась, был именно шалаш. Инсталляция, посвящённая уединению, сработала на все 100. Какое-то время я просидела там, находясь на выставке среди людей, в то же время в индивидуальном домике, где мне было невероятно комфортно и спокойно. После я готова была к восприятию оставшейся выставки.

Для кого-то перформанс может показаться инфантильным, слишком детским, скучным и неинтересным, но в этом и заключается его суть.«MaQaN productions» предложили зрителю побыть детьми, вернуться в невинное ребячество, где важны одинаковые листики на твоих плечах. Перформанс одновременно показал (думаю, многие со мной согласятся) как взрослому сложно избавиться, пусть даже в формате игры, от своих психологических травм, триггеров, проблем и тревог.

Перформанс затрагивал и тему границ: физических и эмоциональных. Насколько зритель был откровенен в своих ответах, настолько он отодвинул свои личные границы. Интересно наблюдать, как при попадании на выставку смещался акцент с перформеров на посетителей. Оказалось, что легко увлечься игрой и начать самому разрушать границы. Зрители брали экспонаты, наполненные глубоким политическим смыслом, и использовали их по прямому назначению: играли в мяч, крутили обруч.

Психология поведения зрителя отдалённо напомнила перформанс Марины Абрамович, где она разложила на столе различные предметы, в том числе лезвия, молоток, револьвер, и между художником и зрителем не было никаких преград. Все границы существовали только в голове зрителя. Спустя всего два-три часа, посетители стали причинять физический вред художнице (не говоря уже о моральном). На выставке «Intersection Intizor» пройдя некий путь испытаний и получив заветный проход на выставку, заходя за красную ленточку, зритель чувствовал некую свободу действий.

Здесь стоит отметить, что сама выставка представляет собой своеобразный эксперимент. Большинство работ выполнено в технике реди-мейд. Зрителя могут поразить сами предметы и их новое применение в жизни – скакалки, повисшие в воздухе, слинки, торчащие из стены. Зрителя захлёстывают эмоции. Оказывается, что всё это ещё и о геополитике, геноциде, насилии.

Выставка построена на символах и широких границах их ассоциативности, во многом зависящей от опыта зрителя. По словам художницы, в работе «Посмотри на горы» (2024 г.) потоки десятков пружинок символизируют физическое преодоление государственных границ, что возможно не для каждого человека в отличие от товара. Для кого-то горы означают не только границу между странами, но и физически непреодолимые препятствия, может, потому что этот кто-то боится летать на самолёте. Являющиеся основой инсталляции, горы выкрашены в белый и на фоне белой стены под определённым углом символически теряют свои грани. В сознании человека всегда присутствуют рамки и пределы, но он не думает обо всех сразу, некоторые проявляются лишь в критические моменты.

Своими работами художница дала много поводов вспомнить и поразмышлять о границах в широком спектре значения этого понятия.

Выставкой «Intersection Intizor» Интизор Отаниёзова сделала будто бы невозможное: поместила в настолько обыденные предметы широкие смысловые образы, затрагивающие серьёзные актуальные вопросы о дискриминации, геноцидах, политических преследованиях, о понятии дома в широком и узком смыслах. Это те вопросы, которыми в настоящее время живёт человечество.

 

За предоставленные фото благодарим Egin Art Space и фотографа Жанар Шакиеву

Читайте интервью с Интизор Отаниёзовой – «Я делаю объекты из игрушек и говорю людям, что это про геноцид».
Сегодня в 19:00 пройдёт лекция историка Жар Зардыхана о значении границ в человеческих обществах.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски