Исследование границ. Перформанс «Decontrol». Выставка «Intersection Intizor»

Исследование границ. Перформанс «Decontrol». Выставка «Intersection Intizor»

В рамках персональной выставки «Intersection Intizor» Интизор Отаниёзовой прошёл перформанс «Decontrol» команды «MaQaN productions» (Олег Жевлаков, Марк Куклин и Лаура Макан). Сама художница также приняла в нём участие.

Поскольку перформанс был индивидуализированный, расскажу какие вопросы задавали именно мне и свою внутреннюю реакцию на них. В подготовленное пространство зрителей впускала по одному довольно строгая девушка в форме. Первые вопросы от неё были универсальные при прохождении государственной границы: есть ли у меня какие-либо запрещённые вещества или предметы? Интонация вопроса повергла меня в ступор, я на автомате сказала: «Нет», но волнение, которое я ощутила в тот момент, было очень настоящим. В голове всплыли образы таможенников на российской границе. К реальности не помогли вернуться даже погоны в виде листиков. Затем она, словно сканером, теннисной ракеткой проводила вокруг тела и сумочки. На уровне головы ракетка запищала сильнее, от «таможенницы» прозвучала предсказуемая фраза: «Вы слишком много думаете». На фоне медленно отпускающего триггера промелькнула мысль «полиция мыслей».

В реальность меня вернула просьба поднять ногу, тут я рассмеялась и погрузилась в комфортную игру. Заполнив выданный мне паспорт, я направилась ко второму пункту, где сделали искажённое смешное фото. Детская игра была грамотно интегрирована в каждый шаг и образы перформеров: вышеупомянутые листики или веточки (у каждого разные), серьёзность, с которой в детстве относятся к примеряемой роли (играя в дочки-матери или персонажей из Сейлор Мун), написанные небрежно и с невинными ошибками слова, добрые лёгкие улыбки, которые семантически говорили – это игра.

Второй пункт был пройден быстро, в конце я услышала вопросы насчёт багажа в виде эмоциональных детских травм, государственных, политических и т. д. Мой ответ был резко положительный, с благодарностью за понимание. В этот момент вся жизнь пронеслась перед глазами.

Третий пункт – «самый строгий дядька» – задавал несколько вопросов. К нему даже была небольшая очередь, видимо, как доказательство его серьёзности. Внимательно смотрит паспорт. Спросил: «Почему любимый мульт Саус Парк?». Старается задать неудобные вопросы: воровала ли я в детстве и врала ли родителям – о чём? Честно?

За проход на выставку, а в контексте перформанса будто бы в мир детства, отвечала сама художница. Оказавшись в зале, зритель всё обводит взглядом: аннотация, разобранные кусочки лего, обруч, зависшие прыгалки. В этот момент он начинает слышать свой голос – это те ответы, которые получил строгий дядька. Художники воплотили телепортацию речи (звуков) из одной точки в другую. Перформеры дали возможность посмотреть на образы игрушек под свои детские воспоминания, с другой стороны, личные ответы были слышны всем в «песочнице». Личные границы были стёрты.

Перформанс настолько гармонично срезонировал с выставкой, что некоторые объекты приобрели усиленный смысл. Например, инсталляция «Statelessness game» (2024 г.) в виде шалаша. Несмотря на крайне положительное впечатление от перформанса, первый экспонат, к которому я направилась, был именно шалаш. Инсталляция, посвящённая уединению, сработала на все 100. Какое-то время я просидела там, находясь на выставке среди людей, в то же время в индивидуальном домике, где мне было невероятно комфортно и спокойно. После я готова была к восприятию оставшейся выставки.

Для кого-то перформанс может показаться инфантильным, слишком детским, скучным и неинтересным, но в этом и заключается его суть.«MaQaN productions» предложили зрителю побыть детьми, вернуться в невинное ребячество, где важны одинаковые листики на твоих плечах. Перформанс одновременно показал (думаю, многие со мной согласятся) как взрослому сложно избавиться, пусть даже в формате игры, от своих психологических травм, триггеров, проблем и тревог.

Перформанс затрагивал и тему границ: физических и эмоциональных. Насколько зритель был откровенен в своих ответах, настолько он отодвинул свои личные границы. Интересно наблюдать, как при попадании на выставку смещался акцент с перформеров на посетителей. Оказалось, что легко увлечься игрой и начать самому разрушать границы. Зрители брали экспонаты, наполненные глубоким политическим смыслом, и использовали их по прямому назначению: играли в мяч, крутили обруч.

Психология поведения зрителя отдалённо напомнила перформанс Марины Абрамович, где она разложила на столе различные предметы, в том числе лезвия, молоток, револьвер, и между художником и зрителем не было никаких преград. Все границы существовали только в голове зрителя. Спустя всего два-три часа, посетители стали причинять физический вред художнице (не говоря уже о моральном). На выставке «Intersection Intizor» пройдя некий путь испытаний и получив заветный проход на выставку, заходя за красную ленточку, зритель чувствовал некую свободу действий.

Здесь стоит отметить, что сама выставка представляет собой своеобразный эксперимент. Большинство работ выполнено в технике реди-мейд. Зрителя могут поразить сами предметы и их новое применение в жизни – скакалки, повисшие в воздухе, слинки, торчащие из стены. Зрителя захлёстывают эмоции. Оказывается, что всё это ещё и о геополитике, геноциде, насилии.

Выставка построена на символах и широких границах их ассоциативности, во многом зависящей от опыта зрителя. По словам художницы, в работе «Посмотри на горы» (2024 г.) потоки десятков пружинок символизируют физическое преодоление государственных границ, что возможно не для каждого человека в отличие от товара. Для кого-то горы означают не только границу между странами, но и физически непреодолимые препятствия, может, потому что этот кто-то боится летать на самолёте. Являющиеся основой инсталляции, горы выкрашены в белый и на фоне белой стены под определённым углом символически теряют свои грани. В сознании человека всегда присутствуют рамки и пределы, но он не думает обо всех сразу, некоторые проявляются лишь в критические моменты.

Своими работами художница дала много поводов вспомнить и поразмышлять о границах в широком спектре значения этого понятия.

Выставкой «Intersection Intizor» Интизор Отаниёзова сделала будто бы невозможное: поместила в настолько обыденные предметы широкие смысловые образы, затрагивающие серьёзные актуальные вопросы о дискриминации, геноцидах, политических преследованиях, о понятии дома в широком и узком смыслах. Это те вопросы, которыми в настоящее время живёт человечество.

 

За предоставленные фото благодарим Egin Art Space и фотографа Жанар Шакиеву

Читайте интервью с Интизор Отаниёзовой – «Я делаю объекты из игрушек и говорю людям, что это про геноцид».
Сегодня в 19:00 пройдёт лекция историка Жар Зардыхана о значении границ в человеческих обществах.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Какие вечеринки на Хэллоуин пройдут в Алматы
Город
#события
Какие вечеринки на Хэллоуин пройдут в Алматы
Эволюция образа вампиров в кино: от монстра до гуманиста 
Стиль
#красота
Эволюция образа вампиров в кино: от монстра до гуманиста 
AIREA – крупнейший фестиваль EDM состоится в Алматы
Город
#события
AIREA – крупнейший фестиваль EDM состоится в Алматы
Искусство ужаса: как художники воплощали страх на холсте
Культура
Искусство ужаса: как художники воплощали страх на холсте
Фильм Мирлана Абдыкалыкова «Похищение невесты» теперь можно посмотреть онлайн
Культура
#кино
Фильм Мирлана Абдыкалыкова «Похищение невесты» теперь можно посмотреть онлайн