Если и делать вывод из итогов 2024 года в электронной музыке и смежных жанрах, то он такой — одиночек, царящих на Олимпе, в индустрии не видно.
За хитовым альбомом brat от Чарли XCX стояли не менее талантливые продюсеры, а еще ей удалось вывести гиперпоп из жанровой ниши для мейнстрим-аудитории. Находящемуся в бесконечном туре Fred again.. пару в соцсетях составил Skrillex — результат их сотрудничества до сих пор рвёт танцполы. Довести до конца первый альбом Пегги Гу помог легендарный лейбл XL Recordings и ряд талантливых коллабораторов, украсивших релиз. Возвращение Justice с новым альбомом и сетом в рамках Олимпиады в Париже стало ярким событием года для слушателей дуэта.
Cегодня рассуждаем, о том как комьюнити становится главным двигателем в мире электронной музыки. Кстати, прочувствовать силу сообщества вы можете 15 ноября на коллаборации ZVUK x Mala Junta.
Фото: @julientell
У всех артистов жанра, известных и не очень, есть история работы с комьюнити — сообществом слушателей и музыкантов, взаимно поддерживающих друг друга. Так горизонтальные связи помогают не только хорошо провести время в субботу вечером, но и расцветать новым именам. Как в электронной музыке работает концепт комьюнити? Это объединение на любом возможном уровне. Даже если на старте всё равно приходится работать в одиночку.
Недавний пример из «онлайна». Взлет к «Грэмми» казахстанца Иманбека Зейкенова с ремиксом на песню «Roses» исполнителя SAINt JHN начался с 10 лайков на посте «ВКонтакте». Молодой диджей не ставил на этот неофициальный ремикс, продолжая делать новую музыку на своей странице. Российский лейбл Effective Records обратил внимание на вирусное распространение трека в сообществах и предложил официальный выпуск новой версии песни. Дальнейшая история всем известна — популярность «Roses» по всему миру, номинация и победа на «Грэмми»: первый приз в категории неклассической музыки для музыканта из СНГ. Так казахстанец стал частью мирового комьюнити: сейчас он продюсирует треки как для Aarne, так и для Басты Раймса с Ритой Орой.
Другим «социальным клеем» становятся музыкальные магазины, где продают виниловые пластинки различных жанров. Эти места притяжения — от Берлина до Мехико, от Лондона до Детройта. Отмечайте в календарях 12 апреля 2025 года: это следующая дата Record Store Day — ежегодного события, которое объединяет независимые музыкальные магазины и авторов-исполнителей. Часто к этой дате локальные точки продаж виниловых пластинок по всему миру проводят специальные акции и встречи с музыкантами.
Чаще всего такие магазины — ещё и слепок истории. Берлинская «музыкальная Мекка», магазин Hardwax, в прошлом году переехавшая на новое место, как раз может похвастаться таким досье. Точка была открыта в 1989 году, незадолго до падения Берлинской стены. Изначально в этом месте продавались записи в стилях соул, фанк и регги, но позже Hardwax стал фактическим местом продаж хауса и техно в Берлине — стилях, ставшими визитной карточкой города. Подтверждая эту позицию, берлинское техно в 2024 году внесли в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Это касается не только музыки, но и клубной культуры, образовавшейся в столице Германии. Флагманские места, которые прославились далеко за пределами континента — клубы Berghain и Tresor. Новый статус теперь делает их культурными достопримечательностями.
Фото: Christian Werner
Другим неофициальным жемчужинам мировой клубной культуры BBC посвящает выпуск подкаста — речь о тбилисском клубе Bassiani. Место объединяет слушателей и диджеев не только на музыкальном поле, но и по теме активизма. Резиденты клуба провели митинг у здания парламента Грузии в знак протеста против результатов недавних выборов в стране.
Однако привязывать эмоции от хорошего диджейского сета к месту в одном городе — тактика не для всех, и она точно не подойдет гостям Берлина или Детройта. В таких случаях люди ищут группы диджеев, которые ездят с вечеринками по клубным столицам, от Польши до Мексики. И это тоже комьюнити.
Фото: Dina Oganova
К числу вечеринок, которые продолжают ждать, относятся события группы Mala Junta, о которой стоит поговорить отдельно. Комьюнити — не только место, а глобальная связь между людьми, которые скрепляет музыка. Это может быть не только техно: на вечеринках Mala Junta (исп. Плохая компания) помимо «клубной классики» одинаково хорошо принимают R&B и хип-хоп.
«Помимо вечеринки, мы коллектив», — объясняет француз Найме Хассани из Mala Junta в материале для Mixmag. В другом интервью он сравнивает Берлин с раскраской, за рамки которой Mala Junta планируют выйти. Еще в состав группы входят венесуэлка Ана Лаура Ринкон (Hyperaktivist) и датчанин Йоаким Палтсби (DJ TOOL). «В этом понятии коллектива мы понимаем и пытаемся поддерживать идею коллективного общего опыта, который мы взращиваем вместе: диджеи, команда и публика», — добавляет Найме.
Конечно же, активистский месседж в выступлениях команды тоже есть. У Mala Junta — чёткий политический подход к созданию безопасного пространства для всех гостей. Клубную культуру можно понимать как историю построения сообщества, основанного на принятии Другого, отмечает в интервью Hyperaktivist.
Раскованность команды — яркий знак, который отмечают гости вечеринок Mala Junta. В многотысячных рейвах команда пока не заинтересована, главное, чтобы там были друзья и друзья друзей. Там могут раздавать приглашения парни в масках из фильма «Белые чики» или «раздавать» стиль так долго, что люди успевают получить травму на танцах, пойти в больницу, и вернуться к концу сета. «Там было грязно и потно», — рассказывает Найме о самой первой вечеринке в берлинском клубе Diskotek Melancholie 2, где вход был через дверь холодильника. «Туалет постоянно затапливало… Но каким-то образом это было так сексуально».
Кстати, коллектив Mala Junta приезжает в Алматы — 15 ноября на Qazaqfilm пройдёт вечеринка ZVUK. Алматинцев ждут сеты от двух резидентов берлинской сцены — Yazzus и DJ Tool. DJ Tool сочетает элементы транса, датского техно и психоделики, а в сетах Yazzus ярко слышны олдскульные рейвы 90-х.
Фото слева: Yazzus, фотограф @zeezout_nl
Фото справа: DJ Tool, фотограф @crylicliu
Сила комьюнити не в привязке к явлениям, тенденциям или местам. Перечисленные примеры показывают, что объединяться можно вокруг разных аспектов электронной музыки. Главное — найти своих, с кем можно разделить моменты безрассудной радости от качественного сета. Или самому его исполнить.