В выставке приняли участие пять художниц: Айзуура Бакалова, Аружан Жумабек, Меруерт Кунакова, Шефа Наби и Kokonja — имена, уже несколько лет знакомые зрителю Алматы и далеко за его пределами. Первой работой, встречавшей посетителей, стала «Эне Суту» (2024), созданная Айзуурой Бакаловой. В воздухе были подвешены плотные округлые формы из войлока. Художница вложила в этот образ не только физическую связь с предками по материнской линии через традиционный материал — войлок — и технику работы с ним, но и создала космическую, вневременную композицию. Через эти точечные объекты, способные менять положение в пространстве, Айзуура Бакалова представила аллегорию материнства и грудного вскармливания. В последние годы художницы всё чаще обращаются к образу женской груди как символу объективизации и потребления. Этот посыл прослеживается и в работе «Эне Суту».
Продолжая движение по экспозиции, оказываешься среди разнообразия цвета, фактур и даже форм текстильных произведений, которые уверенно дополнила керамика Шефы Наби. В основе её работы «Бесiк 2» (2024) лежит образ фасоли, к которому художница пришла относительно недавно, но который, по её словам, сгармонизировал с её внутренним мироощущением. Она видит в нём значимую связь с родными, совершенство формы и художественный потенциал. Три фасолины, покрытые орнаментами, образуют кольцо — нечто статичное устойчивое. Работа носит более личностный характер, не претендуя на широкое общественное высказывание, но именно этим и привлекательна.
Яркостью и нетрадиционностью орнаментов отличаются две представленные работы из войлока художницы Kokonja. «Shelter for Sholpan Enberkqyzy» (2024) напоминают фрагменты фирменных юрт авторки. Орнаментальные мотивы отличает музыкальная ритмичность, насыщенный колорит, обобщённость и стилизация форм. «Psychodelic Tekemet 2» (2023) представляет собой более законченную, но также экспериментальную композицию. Основная сцена сделала из войлока и помещена на мелкоорнаментальное текстильное полотно, созданное в технике лоскутного шитья. Среди сюрреалистического сочетания природных элементов можно заметить чёрные капли — образ, характерный для творчества Аружан Жумабек, чья работа «Атаусыз» (2025) вполне ожидаемо расположилась на полу. Новое черве- или жукообразное создание без начала и конца покрыто ритуально размещёнными узорами, окружающими изображение тела младенца. Здесь мы видим и круговорот жизни, и метафорическую связь с землёй и плодородием. Образы Аружан Жумабек продолжают поражать своей дуальностью: потустороннего и реального, живого и мёртвого, бесконечного и сиюминутного.
Тема сакральности продолжается в абстрактных полотнах «Атаусыз» (оба 2025) Меруерт Кунаковой. В своих новых работах художница обратилась к технике вышивки. Если в первой из них читается нечто более декоративное и символическое, то во второй она явно исследует поведение ткани. Художница наблюдает, как нежная поверхность искажается под суровым воздействием острых стежков. Непредсказуемые линии рисуют образы — местами узнаваемые (змея, городской силуэт), местами абстрактные. Насильно созданные швы образовали дополнительный рельеф, словно мазки на текстильном холсте. Мерцание атласной ткани, по-видимому, заворожило художницу: каждый новый стежок наполнял полотно экспрессивной глубиной. Эта работа раскрывает новый потенциал текстиля — медиума, с которым крайне комфортно работать казахстанским и центральноазиатским художницам в силу местных национальных традиций.
Таким образом, мы наблюдаем современные тенденции, которые часто окрашивают художественные выставки в Алматы. В их основе лежит использование различных видов материала и адаптация народных техник (создание ковров, работа с войлоком, вышивка, аппликация, лоскутное шитьё), столетиями передающихся из поколения в поколение.
Сама же выставка «Полотно» напоминает отчётную выставку, в которой представлены работы, отражающие определённый этап в творчестве художниц. В то же время экспозиция в прямом смысле подобно полотну может не завершаться, а экспонаты её сменять друг друга. На концепции это не отразится. Потому что сама концепция и заключается в процессе. Работа с нитями, войлоком, тканями предполагает длительный, почти медитативный труд.
У каждой из авторок в недавнем прошлом уже были персональные выставки — и все они отличались цельностью, индивидуальным ритмом и силой самовыражения. В «Полотне» их пути пересеклись. И это сильно чувствовалось: находясь в зале, ощущались разномасштабные волны ритмического воздействия и эмоционального состояния.