Нематериальное в материальном. О коллективной выставке «Полотно»

Есть выставки с ярко выраженной концептуальной идеей или визуальной линией. Есть выставки персональные и коллективные. Последние, к слову, сложнее упаковать куратору в силу разнообразия художественных высказываний. Есть выставки, после которых остаётся чувство загадочности, которое долго не отпускает, пока ты не раскроешь ту самую тайну. Мне кажется, одну из таких тайн оставила выставка современных художниц «Полотно». Поговорим о послевкусии небольшой уютной экспозиции в 101Dump Gallery.

В выставке приняли участие пять художниц: Айзуура Бакалова, Аружан Жумабек, Меруерт Кунакова, Шефа Наби и Kokonja — имена, уже несколько лет знакомые зрителю Алматы и далеко за его пределами. Первой работой, встречавшей посетителей, стала «Эне Суту» (2024), созданная Айзуурой Бакаловой. В воздухе были подвешены плотные округлые формы из войлока. Художница вложила в этот образ не только физическую связь с предками по материнской линии через традиционный материал — войлок — и технику работы с ним, но и создала космическую, вневременную композицию. Через эти точечные объекты, способные менять положение в пространстве, Айзуура Бакалова представила аллегорию материнства и грудного вскармливания. В последние годы художницы всё чаще обращаются к образу женской груди как символу объективизации и потребления. Этот посыл прослеживается и в работе «Эне Суту».

Продолжая движение по экспозиции, оказываешься среди разнообразия цвета, фактур и даже форм текстильных произведений, которые уверенно дополнила керамика Шефы Наби. В основе её работы «Бесiк 2» (2024) лежит образ фасоли, к которому художница пришла относительно недавно, но который, по её словам, сгармонизировал с её внутренним мироощущением. Она видит в нём значимую связь с родными, совершенство формы и художественный потенциал. Три фасолины, покрытые орнаментами, образуют кольцо — нечто статичное устойчивое. Работа носит более личностный характер, не претендуя на широкое общественное высказывание, но именно этим и привлекательна.

Яркостью и нетрадиционностью орнаментов отличаются две представленные работы из войлока художницы Kokonja. «Shelter for Sholpan Enberkqyzy» (2024) напоминают фрагменты фирменных юрт авторки. Орнаментальные мотивы отличает музыкальная ритмичность, насыщенный колорит, обобщённость и стилизация форм. «Psychodelic Tekemet 2» (2023) представляет собой более законченную, но также экспериментальную композицию. Основная сцена сделала из войлока и помещена на мелкоорнаментальное текстильное полотно, созданное в технике лоскутного шитья. Среди сюрреалистического сочетания природных элементов можно заметить чёрные капли — образ, характерный для творчества Аружан Жумабек, чья работа «Атаусыз» (2025) вполне ожидаемо расположилась на полу. Новое черве- или жукообразное создание без начала и конца покрыто ритуально размещёнными узорами, окружающими изображение тела младенца. Здесь мы видим и круговорот жизни, и метафорическую связь с землёй и плодородием. Образы Аружан Жумабек продолжают поражать своей дуальностью: потустороннего и реального, живого и мёртвого, бесконечного и сиюминутного.

Тема сакральности продолжается в абстрактных полотнах «Атаусыз» (оба 2025) Меруерт Кунаковой. В своих новых работах художница обратилась к технике вышивки. Если в первой из них читается нечто более декоративное и символическое, то во второй она явно исследует поведение ткани. Художница наблюдает, как нежная поверхность искажается под суровым воздействием острых стежков. Непредсказуемые линии рисуют образы — местами узнаваемые (змея, городской силуэт), местами абстрактные. Насильно созданные швы образовали дополнительный рельеф, словно мазки на текстильном холсте. Мерцание атласной ткани, по-видимому, заворожило художницу: каждый новый стежок наполнял полотно экспрессивной глубиной. Эта работа раскрывает новый потенциал текстиля — медиума, с которым крайне комфортно работать казахстанским и центральноазиатским художницам в силу местных национальных традиций.

Таким образом, мы наблюдаем современные тенденции, которые часто окрашивают художественные выставки в Алматы. В их основе лежит использование различных видов материала и адаптация народных техник (создание ковров, работа с войлоком, вышивка, аппликация, лоскутное шитьё), столетиями передающихся из поколения в поколение.

Сама же выставка «Полотно» напоминает отчётную выставку, в которой представлены работы, отражающие определённый этап в творчестве художниц. В то же время экспозиция в прямом смысле подобно полотну может не завершаться, а экспонаты её сменять друг друга. На концепции это не отразится. Потому что сама концепция и заключается в процессе. Работа с нитями, войлоком, тканями предполагает длительный, почти медитативный труд.

У каждой из авторок в недавнем прошлом уже были персональные выставки — и все они отличались цельностью, индивидуальным ритмом и силой самовыражения. В «Полотне» их пути пересеклись. И это сильно чувствовалось: находясь в зале, ощущались разномасштабные волны ритмического воздействия и эмоционального состояния.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Что смотреть в апреле
Культура
#кино
Что смотреть в апреле
Спектакль «Животное»: как театр сбрасывает зрителя до базовых настроек
Город
#события
Спектакль «Животное»: как театр сбрасывает зрителя до базовых настроек
«Питер Пэн: Кошмар в Нетландии» — Marvel от мира трэш-хоррора
Культура
#кино
«Питер Пэн: Кошмар в Нетландии» — Marvel от мира трэш-хоррора
«Охота за книгами — часть работы»: история трёх уникальных букинистических Алматы
Ликбез
#истории
«Охота за книгами — часть работы»: история трёх уникальных букинистических Алматы
Как «Поднятие уровня в одиночку» изменило аниме
Культура
#кино
Как «Поднятие уровня в одиночку» изменило аниме