Новый абстрактный экспрессионизм. Выставка Гульнур Мукажановой в Aspan gallery

Новый абстрактный экспрессионизм. Выставка Гульнур Мукажановой в Aspan gallery

Персональная выставка «Үміт шуағы» Гульнур Мукажановой проходит в Aspan gallery до 22 сентября. Художница родилась в 1984 году в Семипалатинске. В настоящее время живёт и работает в Берлине. Гульнур Мукажанова — участница многих международных проектов, среди которых Power and Ornament — Roving Central Asia в CHAT в Гонконге (2023 г.), Racing the Galaxy, Post Nomadic Mind в Wapping Project в Лондоне (2018 г.), Павильон Центральной Азии на 52-й Венецианской биеннале (2007 г.).

Персональная выставка в Казахстане включает крупнейшее произведение «Тени надежды: Вчерашнее прошлое, сегодняшнее настоящее» и новые работы авторки, а также представляет собой важный этап на её творческом пути.

Фото 1. Lusher Photography _ Mill6CHAT _ The Shadows of Hope Installation
Фото 2. Вид экспозиции «Үміт шуағы». Предоставлено Aspan gallery

Пространство Aspan gallery заполнил яркий цвет. Цвет настолько насыщенный, что хочется в нём утонуть. Сложно поверить, что полотна Гульнур Мукажановой выполнены из войлока. С данным материалом художница работает давно, известны произведения такие, как «Трансформация традиционных ценностей во время Глобализации» (2014 г.), «Постномадическая реальность #14» (2016 г.) и др. Уже в них явно прослеживается ключевая тема творчества художницы, а именно рефлексия на современное общество, в том числе казахстанское, на исторические процессы. В своих работах Гульнур Мукажанова подчёркивает связь с традициями и культурой родной страны. Это отчасти оправдывает и выбор материала.

Фото 3. Трансформация традиционных ценностей во время Глобализации. 2014. Предоставлено Aspan gallery
Фото 4. Постномадическая реальность #14. 2016. Предоставлено Aspan gallery

Несмотря на материальность и осязаемость войлока, а также смыслы, вкладываемые художницей, работы «Үміт шуағы» абсолютно абстрактны. Все ассоциации вызваны цветом и его отношениями. В контексте всепоглощающего трансцендентного цвета, где сам цвет служит материей, сложно не вспомнить представителя абстрактного экспрессионизма Марка Ротко. Однако Ротко здесь стоит упоминания для того, чтобы зритель сориентировался и вспомнил о силе цвета, в остальном художники не схожи. Художественный метод Гульнур Мукажановой связан и с другой техникой абстрактного экспрессионизма 50-х годов прошлого века. При создании работ из войлока ей удалось объединить две техники: живопись действия и живопись цветового поля. Как отмечает сама художница, для неё процесс важен не менее, чем результат.

Сам процесс работы и раскладывания шерсти очень тихий. Я люблю слушать звук волокон. Когда раскладываешь материал, проводишь по нему руками, будто слышишь звук степи. Именно этот процесс даёт мне контакт, пробуждает связь с предками», – отмечает Гульнур Мукажанова в интервью для Comode.

Фото 5. Тени надежды #12. Фрагмент. 2024
Фото 6. Тени надежды #9. Фрагмент. 2024

 

Процесс работы с войлоком кропотливый, эмоционально наполняющий полотно. От зрителя скрыт данный этап, но перед ним является итоговая работа, главным средством выразительности которой служит цвет.

Гульнур Мукажанова рассматривает созданную ею бесконечность горизонтального пространства как аналогию казахстанской степи. Вкладывая в работу размышления об исторических событиях и казахской культуре, художница превращает свои произведения в своего рода личный дневник. Не зря она называет представленную серию «Үміт шуағы» линией горизонта. Потому что для неё это единый рассказ, это её жизнь, включающая опыт прошлого её родины, настоящее, которое авторка проживает здесь и сейчас, и будущее, о котором она задумывается для себя, своей семьи и казахской культуры. Поэтому вполне логичным кажется её желание продолжить работу с данной серией. Войлок в её творчестве стал не только средством, но и символом. С Казахстаном она чувствует сильную связь через материал и именно через его свойства она хочет говорить со зрителем.

Фото 7. Тени надежды: Вчерашнее прошлое, сегодняшнее настоящее. 2022

Первым было создано самое большое полотно «Тени надежды: Вчерашнее прошлое, сегодняшнее настоящее» (2022 г.), длиной 16 метров. В этом году художница создала концептуальное продолжение серию «Тени надежды» (#1–#15; все 2024 г.), состоящую из 15 полотен. Мы уже провели аналогию с личным дневником, и при внимательном рассмотрении, ассоциация только усиливается. Все работы одной высоты, но различной ширины, словно записи: каждый день, каждая история неповторима. Авторка также отмечает значимость расстояний между полотнами. Все эти неравномерные ритмы, паузы или их отсутствие всё как в жизни: где-то молчание, где-то отдых, где-то неудержимая гонка событий.

Самый большой разрыв наблюдается между последними двумя работами «Тени надежды #14» и «Тени надежды #15». В последней несложно заметить преобладание чёрного цвета. По словам художницы, чёрный цвет это страхи, травмы исторические, психологические. Эмоционально напряжённое полотно требует будто большей подготовки для восприятия.

Фото 8. Тени надежды #15. 2024. Предоставлено Aspan gallery
Фото 9. Тени надежды #14. 2024. Предоставлено Aspan gallery

 

Неравномерные ритмы лежат в основе и цветовых сочетаний. Пёстрые, довольно крупные мазки сменяются акварельными полупрозрачными переходами. Контрасты также сменяют друг друга, периодически теряясь в тёплых и холодных нюансах («Тени надежды #2, #3») или исчезая в тотальном цвете («Тени надежды #1»). Войлок в последние годы занимает иные позиции в творчестве современных художников. В серии «Тени надежды» он обладает абсолютной живописностью.

Фото 10. Вид экспозиции «Үміт шуағы». Предоставлено Aspan gallery

 

Все полотна серии «Тени надежды» настолько завладели пространством, что данный цикл можно отнести к тотальной инсталляции. И не только из-за размера. Монументальность полотнам придаёт именно цвет. Несмотря на расположение полотен в экспозиции в непривычном направлении против хода стрелки часов зритель, окружённый войлочной «дикой» (как фовизм) живописью, выходит за рамки линейного времени.

Рассматривая «Тени надежды: Вчерашнее прошлое, сегодняшнее настоящее», он физически вынужден перемещаться и на эмоциональном уровне ощущать изображённое время. Находясь в центре зала, зритель может сразу посмотреть на отражение нескольких событий из прошлого, настоящего и будущего одновременно, тем самым перемещаясь или существуя внутри временного пространства. Таких эффектов позволяет добиться именно абстракция, в сочетании с концепцией художницы и её эмфатическим видением.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Qazaqstan Coffee Festival пройдёт впервые в Алматы
Город
#события
Qazaqstan Coffee Festival пройдёт впервые в Алматы
Первый в ЦА фестиваль театра «Место — действие» пройдёт в Бишкеке
Город
#события
Первый в ЦА фестиваль театра «Место — действие» пройдёт в Бишкеке
Кто представит Казахстан в финале танцевального соревнования в Мумбае?
Ликбез
#общество
Кто представит Казахстан в финале танцевального соревнования в Мумбае?
КАОС — безумное переосмысление древних мифов
Культура
#кино
КАОС — безумное переосмысление древних мифов
Wukong: о лоре первоисточника, ставшем поп-культурным феноменом
Ликбез
#истории
Wukong: о лоре первоисточника, ставшем поп-культурным феноменом