Продлившаяся всего пять дней выставка «ADYR-ASPAN» стала значимым событием для художественной жизни Алматы. Экспозиция в Доме на Барибаева не повторяет выставку, прошедшую несколькими месяцами ранее в Национальном музее РК в Астане. Авторы демонстрируют различные виды современной инсталляции, включая интеграцию прямого активизма и новые медиа. Задействовав несколько залов и помещений, а также пространство на открытом воздухе, художники открыли для зрителя новые формы взаимодействия.
В инсталляции может предполагаться коллективное действие зрителей, но ADYR-ASPAN предлагают новую реальность.
В первом павильоне объединены три работы: «След» Жеңіса Молдабекова, «Легенда» Гүлмарал Татибаевой и видео-арт «Руки» Алии Канибековой – инсталляции на полу, на потолке, видеоарт со звуковым сопровождением. Зритель попадает сразу в три нарратива, и ему нужно разобраться, что вокруг происходит. Кирпичи с отпечатками ступней и простыни с женскими изображениями (подвешенные по силуэту шанырака, вписанного в квадрат) окутывают смотрящего словно лабиринт. Размышления о предках, о судьбе своего народа, параллели с образами произведений мирового искусства – авторы обращаются к вопросам идентичности, к познанию своих корней через художественные образы. Следы прошлого заставляют зрителя задуматься о будущем, они напоминают, что за спиной сложный пройденный путь, который учит и вдохновляет.
Художники исследуют древние истоки истории и через письменность. Занявшая место на улице тотальная инсталляция «Хат», созданная всеми участниками группы «ADYR-ASPAN», оказывает иное оздействие. Поэма «Кюль-тегин» в оригинале нанесена на каменный памятник, призывает к единению народа против борьбы с врагом, сохранению традиций и обычаев, рассказывает о скорби по Кюль-тегину батыру.
Огромное полотно может принимать различные формы, в зависимости от места экспонирования. Аналогичную особенность имеет работа Алии Канибековой «Белый», представляющая собой войлочное полотно длиной пять метров, подвешенное с двух сторон за короткие края. Лишённое всяких надписей, чистое белое полотно является абстрактной инсталляцией. Белый цвет здесь рассматривается с точки зрения символизма и отсылает к древним казахским традициям.
Новое название группы «ADYR-ASPAN» символично открывает новый этап в творчестве художников. Представляя собой цельное высказывание, выставка прозвучала единым антивоенным манифестом. Художники затрагивают различные темы: от самых личных потаённых переживаний до глобальных событий, происходящих в мире в настоящее время.
Искусство инсталляции с самого своего появления (1960-е годы) было во многом политизированным (Йозеф Бойс «Бюро прямой демократии», 1972, на фото 1; Феликс Гонсалес Торрес «Без названия (Плацебо)», 1991, на фото 2). Представленные работы группы ADYR-ASPAN напрямую касаются политики угнетения, диктатур и войн. Однако они не носят активистский характер, за исключением работы «410 000» Бейбіта Әсемқүл (фото 3). Авторы переосмысляют личный опыт, опыт страны и предлагают этот метод зрителю.
Побывать на месте художницы, которая в детстве застала войну, можно, забравшись в саму инсталляцию «Вторжение» Натальи Лигай. Первый ярус представляет собой деревянный куб, имитирующий подпол дома, где пряталась сама художница. Оказавшись в тесном тёмном пространстве, можно услышать детский голос, который твердит себе, что всё будет хорошо, что нужно быть послушной, и, чтобы не случилось, не нарушать обещание маме – не выходить. Второй ярус расположен прямо над ящиком – это кухня с белыми стульями и пустым, напоминающим о голодных временах столом. Завершение инсталляции – подвешенная под потолком кроватка. Матрас соткан из сложенных бумажных птичек, как символ надежды на жизнь. Крайне личная история Натальи обернулась сильнейшим художественным образом войны, наполненным страхом, смелостью и горькими воспоминаниями.
В видео-инсталляции «Храброе сердце» Алии Канибековой и графической серии портретов «Угнетённые» Бейбіта Әсемқүл политическая тема раскрывается через трагическую смерть.
Общаясь с родственниками погибших, художники проводят в своём роде исследование. Связанные с судьбами реальных людей бьющееся сердце и лица, запечатлённые углём, взятым после пожара здания администрации, стали памятниками событий Қантара.
Дань памяти павшим во время Великой Отечественной войны отдает Бейбіт Әсемқүл в работе «410 000», которая сочетает в себе инсталляцию и акционизм. 410 000 ударов по холсту камчой с белой краской планирует сделать художник за каждую жизнь, оборвавшуюся войной. Работу над произведением Бейбіт начал в 2018 году и продолжает в настоящее время. Совершить удары художник предлагает и зрителям. Во время выставки в Алматы было сделано более 70 ударов. Таким образом, акция продолжает своё существование, и, по словам самого художника, набирает актуальность.
Свои размышления и переживания все участники «ADYR-ASPAN» выразили в перформансе, который показали на открытии выставки. Символично собрав в единый ком длинные шылауыш кимешеков, они похоронили всё зло, которое происходило по вине диктаторов и которое происходит сейчас.
События последних лет сплотили многие народности. На выставках мы наблюдаем всё больше исследований художников, основанных на глубоком интересе к своим корням и традициям. Будто бы мы стали свидетелями начала процесса, противоположного культурной глобализации. В период крупных войн, пожалуй, это нормальная реакция общества. Сосредоточение на культуре своей страны придаёт силы, чтобы пережить происходящие события.