О выставке Ancient Futures: исследуя наследие, ремёсла и экологию

О выставке Ancient Futures: исследуя наследие, ремёсла и экологию

Проект Ancient Futures, поддержанный British Council Kazakhstan, объединяет выставки в Алматы и Ташкенте. В нём представлены работы художников из Казахстана, Узбекистана, Испании, Германии и Великобритании. «Цель Ancient Futures — объединить индигенное знание с биотехнологиями для восстановления экосистем, переосмысляя традиции в борьбе с изменением климата».

Экспозиция «Ancient Futures: исследуя наследие, ремёсла и экологию» в Egin Art Space занимает два зала и тематически разделена на три блока: Степь, Пустыня и Лес. Чётких границ между ними нет — некоторые работы и вовсе выходят за пределы выставочного пространства. Выставку невозможно воспринимать вне исследовательского контекста — Ancient Futures удалось объединить в себе традиционные, эстетические, практические и инновационные аспекты. Учитывая это, мы предлагаем рассмотреть проект в несколько ином тематическом ключе.

В городской среде

Две работы проекта Ancient Futures представлены на территории Ботанического сада. Работа AraGrow (2025) Даны Молжигит, Асель Есжановой и Ханы Цвелбар установлена под открытым небом с практической целью. Художницы исследуют, как разработанная ими технология привлечёт внимание одиноких пчёл, которые теряют естественную среду обитания. Конструкция представляет собой два основных элемента: стенку из блоков с мелкими отверстиями и карбонизированное дерево. Фрагментарно «AraGrow» представлена и в Egin Art Space, демонстрируя великолепные фактуры выбранных материалов.

Вторая инсталляция также гармонично вписалась в природно-городской ландшафт Ботанического сада. «Дыхание углерода» (2025) Мигеля Сбастиды представляет собой стеклянную конструкцию с металлическим каркасом в виде узкого небольшого тоннеля с открытым верхом, заполненного углём. Высота конструкции составляет около двух метров, а зигзагообразная форма придаёт ей ещё более естественный, органичный облик.

На стеклянные панели нанесены изображения природных элементов: силуэтов и текстур деревьев, камня и других ископаемых, выполненные белой краской. В силу того, что коридорообразное пространство между стеклом заполнено углём примерно наполовину, который убывает к его краям, получившийся тёмный силуэт имитирует образ горы, что роднит его с окружающими видами. С одной точки просмотра инсталляции фоном выступает горный массив. С другой — группа тесно расположенных деревьев, и в зависимости от времени суток и освещения инсталляция меняет свои цветовые качества (прозрачность, отбрасывание теней). Но в любом случае она находится в резонансе с окружением.

Традиции и инновации

Выставка «Ancient Futures: исследуя наследие, ремёсла и экологию» затрагивает глубокие и многослойные связи между природой и симуляцией, предлагая решения на пересечении ремесла и технологий. Представленные работы позволяют наглядно убедиться в реальных возможностях смещения акцента в сторону восстановления или сохранения баланса между природой и человеком в контексте климатического кризиса. Художники и исследователи предлагают альтернативные материалы для строительства или дизайна, руководствуясь не только практическими соображениями, но и духовно-эстетическим подходом.

Концепция деятельности Ancient Futures основана на идее применения навыков прошлых поколений, чей образ жизни был связан с философией кочевничества, а именно адаптацией к природе, а не её разрушением или подчинением. Вместе с этой способностью жить в гармонии с окружающей средой на протяжении веков складывались культура и традиции различных регионов Центральной Азии.

В экспозиции раздел Степь в большей степени связан с культурными и бытовыми обычаями и устоями. Несколько работ посвящены образу юрты (Асель Есжанова, Айсе Есин Дурмаз, Дана Молжигит «Юрта», 2025; Дана Молжигит «Киіз үй 1: Климатический Номадизм», 2025; Айсе Есин Дурмаз, Асель Есжанова «Юрта 2: Обнимающий Дом», 2025; Асель Есжанова «Юрта 3: Прибытие-3», 2025), а в инсталляции «Курт» (2025) художниц и исследовательниц Алии Болатхан, Мадины Жолдыбек, Алтын Мустафиной и Шекер Шакир (при участии Бауыржана Бисмильдина и Олега Эхо) отразили историю курта — от первых упоминаний до современных рецептов приготовления в разных регионах, переосмыслив его форму и значение.

Таким образом, инсталляция представляет собой многослойный нарратив о курте, включающий фотографии, текстиль, шанырак, предметы быта, обереги, видеопроект и сам курт разнообразной формы и цвета. Художники смело предлагают использовать курт в области биодизайна и даже архитектуры. Благодаря своим свойствам он может быть полезным материалом, например, во временных экологических конструкциях. Подобные исследования и гипотезы радикально переворачивают отношение к древнему символу степных народов. Практические применения влекут за собой и смысловые, что может укрепить ценность и расширить прочтение курта в качестве символа.

Проект «Пана» (2025) Сауле Сулейменовой также можно рассмотреть в первую очередь в контексте традиций. Сила созданных ею образов поражает. Художница не первый раз работает с монументальными полотнами (в её случае полностью созданными из целлофановых пакетов), но подобного впечатления ранее, пожалуй, не встречалось. Дело в том, что зритель находится в тесном окружении пластиковых материй, хоть и прозрачных. Прозрачность эта замутнённая, подобна туманности воспоминаний. И в ней проявляются насыщенные женские образы нескольких поколений. Из-за высокого расположения фигуры воспринимаются как нечто сакральное, словно духи-хранители многочисленных женских поколений, стоящие за спинами современных девушек. Вот только сейчас они явились нам лицом к лицу. Образуя круг, они имитируют отдалённый прообраз юрты, то есть домашнего очага.

В проекте «Пана» Сулейменова бросает вызов всему физическому. Работа напрямую связана с темпоральностью, при чём не только в духовном смысле. Художница использовала биопластик — недолговечный материал, способный потерять свою структуру за несколько месяцев. Этот выбор усиливает прочтение образов в контексте непрочности памяти, исчезновения, мимолётности. Работа Сулейменовой располагается при входе во второй зал и её можно отнести и к Степи из-за отсылки к традициям, и к Пустыне из-за конечности бытия и в то же время бесконечности праха. Именно поэтому она так хорошо гармонирует с работой «Сүйек» (2025) Аружан Жумабек, включающей кости животного, что позволяет нам перейти к следующей теме.

Исследование формы и смыслов

В произведении «Сүйек» Аружан Жумабек наделяет кости животного новыми смыслами, разместив их на чёрной көрпе. Очевидно, что художница экспериментирует с образами. Если рассматривать собранный ею некий контур скелета, получившийся силуэт напоминает сидящего в профиль частично антропоморфного монстра, повернувшего голову в сторону зрителя. Так Жумабек создаёт аллегорию человеческого вмешательства в экосистему. Но в её творчестве никогда не было однозначных символов — напротив, она создаёт сложные образы с открытой интерпретацией, позволяя изображённым персонажам путешествовать между мирами.

Творчество Жумабек, как и Диляры Каиповой, основано на работе с тканями и другими материалами. Хочется отметить в положительном ключе, что на выставке представлено немного текстильных работ (Диляра Каипова «Перевязанные облака», 2025; Дани Кассел «Subsellia», 2025; Хана Цвелбар, Асель Есжанова, Дана Молжигит, Алтын Мустафина серия «Loops», 2024–2025). Использование текстиля было вполне ожидаемо с учётом обращения исследователей к культурным обычаям Центральной Азии.

Однако, художники ушли намного дальше в переосмыслении традиционных образов и не только трансформировали укоренившиеся орнаменты, но и перевели их в другой медиум. Например, Молдир Карубайкызы увековечила в скульптурном рельефе из акрила и текстурной пасты «канонные» изображения, включая придуманный ею узор, соответственно несущий и новые смыслы.

Выставка цепляет естественностью и осязательностью материалов. Особенно выразительно это проявляется в проекте «Эхо исчезнувшего моря» (2025) Даны Молжигит, Чингиза Айтжанова, Ханы Цвелбар и Анели Адлет. Формообразование в их работах вдохновлено природой и микробиологическими структурами. Анель Адлет открывает для зрителя макроформы микромира в композиции «Микроскопические изображения» (2025). Она предлагает своего рода художественный букварь элементов, которые можно применять в искусстве, дизайне, архитектуре. Работы «Craspedodiscus», «Radiolarius» (обе 2025) Саскии Хайнцель, «Myco-Craft: Переосмысление Керамических Традиций через Дизайн на Основе Мицелия» (2024) bioMATTERS уже демонстрируют подобные образы.

Бионические формы пришли в архитектуру давно, и в наивысшей степени, пожалуй, их увековечила Заха Хадид (1950–2016). Участники проекта Ancient Futures продолжают двигаться в этом направлении, расширяя его: к формальному заимствованию природных структур они добавляют комплексный аналитический подход, связывая биодизайн с локальным культурным наследием, коллективной памятью и поиском решений экологических проблем.

Дизайн

Дизайн, каким мы знаем его сейчас, зарождался в несколько этапов. Уже в эпоху модернизма он был про функциональность и форму. Затем темпы потребления продолжали развиваться с неуправляемой скоростью, что привело к невероятному разнообразию. На выставках начали демонстрироваться предметы искусства, часто вызывающие недоумение и постепенно расширяющие понятие самого «искусства», а также подсознательно провоцирующие на обладание этими предметами посредством тиражирования, как принципа существования. В этом кратком описании мы постарались отразить сразу несколько процессов, охвативших десятилетия XX века, поэтому следует отметить, что каждые 10–20 лет имели свои особенности в искусстве, дизайне и их переплетениях. Но есть одна черта, которая не приживалась почти до конца века — сочетание дизайна с природными формами (органическое искусство) и технологичностью.Попытки двигаться в этом направлении предпринимались, но они не имели дальнейшего продолжения в силу своей коммерческой неспособности.

В настоящее же время базовых качеств дизайна недостаточно. Специалисты, обеспокоенные экологичностью, выбирают безопасные материалы и технологии не только для потребителя, но, что особенно важно, для самой природы. Именно эту сторону дизайна будущего раскрывает Ancient Futures. Проекты «Nafas» (2025) Заза Захидова, «nur ertagi» (2025) Зи Кахрамоновой, «Subsellia» Дани Кассел демонстрируют не только эстетическую и концептуальную выразительность, но и практическое назначение.

Science Art

Авторы представленных на выставке проектов прибегают к новейшим технологиям и научным методам, особенно в области микробиологии, что позволяет отнести их работы к science art. Искусство всегда стремилось к инновациям: открытие масляных красок перевернуло живопись, применение стекла и металла в архитектуре ускорило развитие городов, появление интернета кардинально изменило не только образ жизни каждого человека, но и само искусство. В этом контексте естественно, что художники XXI столетии не могут оставаться вне научных достижений и не пытаться использовать их в своих работах. Так мы встречаем на выставках колбы, пробирки и чашки Петри.

Коллектив Ancient Futures совместно с Center ROG работал над проектом «Живые Материалы» (2024), который предлагает познакомиться с инновациями в материалах. Целью проекта служит разработка более благоприятных материалов, способных к естественному и безвредному саморазложению. Авторы делают акцент на уникальности каждого образца, включая текстуры, цвет и даже запах. Да, именно science art позволяет в современном искусстве рассматривать запах как медиум.

 

Необычный и в прямом смысле живой проект представила Хана Цвелбар. «Дождь и Почва» (2025) — это инсталляция из небольшого белого полотна, которое стало новым пристанищем для почвенной бактерии Streptomyces coelicolor, и чашки Петри с манящим синим, неоднородным раствором. В своей работе художница поднимает вопрос контроля в созидании, предоставляя «творческую» свободу живому организму.

Условное экспозиционное и наше аналитическое разделение работ на блоки лишь подчеркнуло главный нарратив выставки и в целом проекта Ancient Futures — в мире, во вселенной, во времени всё взаимосвязано. Осушая моря, человек оставляет последствия для экологии и будущих поколений; строя новые города, добывая ископаемые, он разрушает экосистемы.

Рассматривая фотографии своих прабабушек, легко вспомнить всё хорошее и важное, чему они мудро ежедневно нас учили. Эта память всплывёт спустя столетия, если бережно её передавать через рассказы, реликвии, запахи; даже самое хрупкое можно пронести сквозь века. Выставка Ancient Futures не о магии, конечно. Она в первую очередь о человеке: духовном, исследующем, бережливом, смелом. Все участники проекта, переплетая глубокие традиции с новаторскими решениями, не только в экзистенциальном смысле деформируют временное пространство, они надеются на благоприятное развитие их исследований, которое принесёт пользу последующим поколениям.

Кураторы: Дана Молжигит, Хана Цвелбар, Владислав Слудский, Асель Есжанова.
Участники: Анель Адлет, Чингиз Айтжанов, Бауржан Бисмилдин, Алия Болатхан, Айсе Есин Дурмаз, Асель Есжанова, Мадина Жолдыбек, Аружан Жумабек, Заза Захидов, Диляра Каипова, Молдир Карубайкызы, Дани Кассел, Зи Кахрамонова, Ниса Кинжалина, Джош Макгиннис, Мухиддин Махмуджон угли, Дана Молжигит, Алтын Мустафина, Муххидин Рискиев, Мигель Сбастида, Сауле Сулейменова, Саския Хайнцель, Хана Цвелбар, Шекер Шакир, Паритет Бюро, bioMATTERS, Center ROG, Josh McGinnis.
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
ENHYPEN — та самая группа, взорвавшая Coachella
Культура
#музыка
ENHYPEN — та самая группа, взорвавшая Coachella
Казахстанское агентство GForce забрало главные награды премии Spikes Asia
Бизнес
Казахстанское агентство GForce забрало главные награды премии Spikes Asia
Дунхуа: как китайцы делают аниме
Культура
#кино
Дунхуа: как китайцы делают аниме
Park Live Almaty объявил хедлайнеров
Город
#события
Park Live Almaty объявил хедлайнеров
В Казахстане представлен первый в мире прозрачный и беспроводной телевизор LG OLED T
Бизнес
#технологии
В Казахстане представлен первый в мире прозрачный и беспроводной телевизор LG OLED T