Пластик как материал актуального искусства. Персональная выставка Гузель Закир «HAVA ANA»

Гузель Закир, казахстанская художница уйгурского происхождения, живёт и работает в Алматы с 2020 года. За это время она успела полюбиться зрителю своими красными женщинами. Причин на то можно выделить множество. Образ пылкой, изящной, загадочной и сильной девушки соотносится с актуальными темами современного казахстанского искусства, среди которых положение женщины в обществе, гендерное насилие, национальная идентичность. Однако Закир выходит за рамки исключительно казахстанского контекста, поднимая социальные и гендерные проблемы, характерные и для других стран (например, Иран).

Новая выставка «HAVA ANA» Гузель Закир заняла пространство небольшого кафе Flask. Художница обратилась к новой для неё экологической теме. По рассказам авторки, её выбор был осознанный и далеко не спонтанный. Исследование экологического вопроса Центральной Азии привело Гузель к следующей концепции: использование пластикового мусора в качестве материала для её работ, — это одна из множества мыслей, которую художница хочет донести до зрителя.

Для художницы был важен именно процесс и полное участие. Поэтому только подготовка к выставке, включающая сбор материала, заняла семь месяцев. К сбору пластика Гузель агитировала своих близких, которые в свою очередь, вовлекли в процесс своих знакомых. Казалось бы, такое лёгкое действие, как сбор пластиковых отходов, не должно вызывать противодействие. К сожалению, зачастую, в реальности разговоры об ухудшении экологии остаются разговорами, и не соотносятся с действиями жителей.

Своим проектом Гузель Закир демонстрирует именно действие, и её посыл состоит также в том, что судьба нашей планеты в руках каждого человека, независимо от рода деятельности, места проживания, возраста. Художница искренне верит в воспитание бережного отношения к природе. Именно поэтому она обратилась к своему самому сильному образу — красной женщине.

Помимо тематики, изменилась и форма подачи образов. Они оторвались от поверхности холста, но не приобрели ещё полноценный объём. Получилась плоская форма из переработанного пластика — своего рода пластиковая живопись (или графика). Изображения Закир более графичны, нежели живописны. Графичность передаётся твёрдой линией силуэтов и чёрных контуров. Такая манера прослеживалась у художницы и при работе с маслом. С другой стороны, получившаяся текстура поверхности неоднородна, имеет живописные переходы красно-оранжевых оттенков.

В экспозиции можно выделить несколько серий: красные фигуры девушек и два орнаментальных ряда из красных и чёрных голов. Первая серия включает три небольших силуэта игривых и, как всегда, интригующих женщин. Их история началась с серии «Дапчи қизлар» — композиции из семь девушек с народным ударным инструментом дап. В представленных на выставке пластиковых фигурах цвет инструмента изменился на красный, и в руках совершающих обряд женщин смотрится диском — прообразом солнца, символизирующим единение с природой. Однако, у Гузель солнце, символ света и жизни, выглядит насыщенным, будто способным испепелить всё живое.

Художница отмечает, что красный цвет в новом экологическом контексте обретает новое семиотическое прочтение. Так, ритуальные танцы женщин становятся предупреждающим знаком. При этом выставка «HAVA ANA» о силе женского начала, о его чуткой природной гармонии и, как следствие, возможности совладать с энергией Земли.

Оставшиеся монохромные серии представляют собой композиции из монотонных и свободных ритмов женских голов, в основе которых лежат изображения девушек с предыдущих полотен Закир. Гузель сохранила те же ракурсы: в профиль, анфас и ¾. Неизменной осталась и линеарная манера. Некоторые очертания приобрели стилизованность. В обновлённых образах художница исследует эмоциональную сторону своих «красных женщин», игриво комбинируя их то в ряд, то переворачивая, то образуя хоровод.

Интересно отметить, что пластиковые работы Закир потеряли фон. В живописи художница принципиально использовала негрунтованный холст, в последних формах — фоном выступает пустота, за исключением двух работ, характеризующихся особо строгой орнаментальностью. Каждую из этих композиции можно рассматривать как своего рода паттерн, полный национальных и стилистических особенностей.

В завершение разговора о камерной выставке хочется ещё раз отметить актуальность поднятой художницей темы. Используя наработанные художественные приёмы и образы, авторка через новый материал и технику выразила свою активную позицию по экологическому вопросу. «HAVA ANA» — не теоретические размышления, это начало реализации проекта, призывающего к осознанным действиям от сортировки мусора до бережного отношения к природе и разумному потреблению её ресурсов. Справедливости ради, необходимо сказать, что Гузель Закир не первая художница, которая самобытно использует пластик как материал для своих работ. Уже несколько лет Сауле Сулейменова создаёт живописные работы из пластиковых пакетов, и, безусловно, список этот можно продолжить. О чём это говорит? Пластик, в первозданном или переработанном виде, уже стал распространённым материалом для современного художника, и о чём бы ни была художественная работа из пластика, сам материал всегда будет говорить о его неотъемлемом присутствии в нашей жизни и влиянии на здоровье и экологическую среду.

 

 

Текст написан на основе беседы с художницей.
Часть фото любезно предоставлены художницей.
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
МИКСТЕЙП КУХНИ «ВСЕ ПСЫ ПОПАДАЮТ В РАЙ»: СОХРАНИТЬ ЭТО РЕАЛЬНЫМ
Культура
#музыка
МИКСТЕЙП КУХНИ «ВСЕ ПСЫ ПОПАДАЮТ В РАЙ»: СОХРАНИТЬ ЭТО РЕАЛЬНЫМ
Сумерки Зака Снайдера: боги, секс и ничего нового
Культура
#кино
Сумерки Зака Снайдера: боги, секс и ничего нового
О чём новый сингл «Phobia» певицы Asiya
Культура
#музыка
О чём новый сингл «Phobia» певицы Asiya
Берлинское техно в сердце Алматы: как прошла вечеринка ZVUK 
Город
#события
Берлинское техно в сердце Алматы: как прошла вечеринка ZVUK 
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent