Выставка «USH TAMSHY» Аружан Жумабек, открывшаяся в 101Dump Gallery в начале декабря, стала в какой-то степени подведением итогов уходящего астрономического года, объединив несколько актуальных тем современного казахстанского искусства.
В представленных работах риторика вопросов материнства и гендерного неравенства переплетается с национальными мотивами и социально-политическими проблемами, но при этом художница осталась верна глубоким экзистенциальным вопросам, мистическим аллегориям и инверсионному воспроизведению пространства.
Вторая выставка уже кажется родной и более понятной, благодаря знакомым образам. И всё же, по сравнению с предыдущей экспозицией, в новых работах Аружан Жумабек больше чувствуется связь её потустороннего мира именно с человеческим телом или с его фрагментами. В прочтении образов сохраняется неформальная вольная трактовка, однако тема материнства считывается довольно свободно.
Инсталляция с низким круглым столом и графическая роспись полотна, включающие изображения женской груди и пиал, отсылают к идее потребительского отношения к женскому телу. Капли молока превращаются в тёмные капли крови и последние капли терпения. Одна пиала или шесть пиал пугающе демонстрируют ненасытность и безразличие, сквозь которые считывается феминная выносливость.
Через антропоморфные образы Аружан Жумабек обращает внимание на болевые точки общества, иногда отмечая их красных маркером. Но даже в таких, неожиданно очевидных метафорах, можно заметить, что все создания, формы и элементы полотен являются частью одной вселенной, хорошо знакомой только авторке. Она лишь фрагментарно разрешает зрителю заглянуть в этот потусторонний мир. Напомним, что в нём действуют слаженные закономерности, основанные на поддержании жизнеобеспечения — настолько сильно отражение человека как биологического вида в работах Жумабек. Медицинская отточенность и скрупулёзность у неё совмещаются с глубокими переживаниями личных и общественных вопросов.
Искажения и деформации реалистичных форм являются отражением современности. Художница словно предлагает зрителю заглянуть в кривое зеркало. Осмелится ли зритель принять увиденное? Некоторые работы сильно давят на чувственное восприятие. Художница вскрывает вышеупомянутые болевые точки, и будто ждёт реакции, как далеко ей можно зайти в эмоциональное состояние зрителя.
Строгую призрачную колористическую монотонность работ Аружан Жумабек нарушают красные нити, нарисованные и трёхмерные, пронизывающие как ткань, так и бумагу. В большинстве случаев, включая раннюю графику художницы, нити, напоминающие кровеносные сосуды, сигнализирующие о присутствии жизни, служат также связующим звеном между изображённым сюрреалистическим миром и реальностью. Нити можно рассматривать и как смысловой соединительный материал. К ним же здесь относится образ вытянутых отверстий. Таким образом, работы Жумабек характеризуются не только индивидуальной узнаваемой манерой, но и повторяющимися образами. Не покидают в новой экспозиции её полотна и мухи. Привнося баланс, они неожиданно возникают в пространстве полотна как олицетворение эстетики безобразного.
При всём многообразии трансцендентного мира удивительно, насколько метафизически обездвижено изображаемое пространство. Композиции напоминают постановочные фотографии. Такое же ложное ощущение движения можно почувствовать в тотальной инсталляции, где монохромное восприятие мира, представленное в графических полотнах, нашло воплощение в объёмном чёрном многощупальцевом монстре, затаившемся в белой комнате.
У Жумабек в зависимости от контекста восприятия образы почти всегда неоднозначные, и это одна из сильных сторон её творчества. Тот же самый монстр кому-то может показаться устрашающим, кому-то привлекательным. Его удалённость вглубь пространства намекает на внутреннего монстра, щупальцы которого периодически выбираются наружу. Это может быть воплощением наших страхов, кошмаров, обид, плохих мыслей, которые мы старательно прячем в уголки бессознательного.
В другом прочтении можно увидеть распятие. Этим объясняются безжизненные поникшие нижние конечности, напоминающие корни. Отсюда вытекает ещё одна ассоциация — с перевёрнутым деревом. Мотив ветвей/корней мы часто встречаем в других работах Жумабек; где-то они служат опорой, где-то схожи с кровеносной системой. В любом случае, всепоглощающий чёрный цвет плоти манит, и чем ближе к монстру, тем сильнее чувство страха и притяжения.
В завершение обзора персональной выставки Аружан Жумабек хочется ещё раз отметить индивидуальность её художественной манеры, которая в наибольшей степени позволяет раскрыть поднятые темы, чья актуальность граничит с вневременными вопросами бытия, эстетики, национальных традиций. Через колористический минимализм она приоткрывает занавес в параллельный мир, с одной стороны, полный невиданных сюрреалистических существ, с другой — знакомый, пусть и искажённый. Все видимые и невидимые аллегорические связи персонажей и элементов магически конструируют и держат неосязаемое мистическое пространство работ Жумабек.