Почему пугающие образы Аружан Жумабек притягательны?

Почему пугающие образы Аружан Жумабек притягательны?

Выставка «USH TAMSHY» Аружан Жумабек, открывшаяся в 101Dump Gallery в начале декабря, стала в какой-то степени подведением итогов уходящего астрономического года, объединив несколько актуальных тем современного казахстанского искусства.

В представленных работах риторика вопросов материнства и гендерного неравенства переплетается с национальными мотивами и социально-политическими проблемами, но при этом художница осталась верна глубоким экзистенциальным вопросам, мистическим аллегориям и инверсионному воспроизведению пространства.

Вторая выставка уже кажется родной и более понятной, благодаря знакомым образам. И всё же, по сравнению с предыдущей экспозицией, в новых работах Аружан Жумабек больше чувствуется связь её потустороннего мира именно с человеческим телом или с его фрагментами. В прочтении образов сохраняется неформальная вольная трактовка, однако тема материнства считывается довольно свободно.

Инсталляция с низким круглым столом и графическая роспись полотна, включающие изображения женской груди и пиал, отсылают к идее потребительского отношения к женскому телу. Капли молока превращаются в тёмные капли крови и последние капли терпения. Одна пиала или шесть пиал пугающе демонстрируют ненасытность и безразличие, сквозь которые считывается феминная выносливость.

Через антропоморфные образы Аружан Жумабек обращает внимание на болевые точки общества, иногда отмечая их красных маркером. Но даже в таких, неожиданно очевидных метафорах, можно заметить, что все создания, формы и элементы полотен являются частью одной вселенной, хорошо знакомой только авторке. Она лишь фрагментарно разрешает зрителю заглянуть в этот потусторонний мир. Напомним, что в нём действуют слаженные закономерности, основанные на поддержании жизнеобеспечения — настолько сильно отражение человека как биологического вида в работах Жумабек. Медицинская отточенность и скрупулёзность у неё совмещаются с глубокими переживаниями личных и общественных вопросов.

Искажения и деформации реалистичных форм являются отражением современности. Художница словно предлагает зрителю заглянуть в кривое зеркало. Осмелится ли зритель принять увиденное? Некоторые работы сильно давят на чувственное восприятие. Художница вскрывает вышеупомянутые болевые точки, и будто ждёт реакции, как далеко ей можно зайти в эмоциональное состояние зрителя.

Строгую призрачную колористическую монотонность работ Аружан Жумабек нарушают красные нити, нарисованные и трёхмерные, пронизывающие как ткань, так и бумагу. В большинстве случаев, включая раннюю графику художницы, нити, напоминающие кровеносные сосуды, сигнализирующие о присутствии жизни, служат также связующим звеном между изображённым сюрреалистическим миром и реальностью. Нити можно рассматривать и как смысловой соединительный материал. К ним же здесь относится образ вытянутых отверстий. Таким образом, работы Жумабек характеризуются не только индивидуальной узнаваемой манерой, но и повторяющимися образами. Не покидают в новой экспозиции её полотна и мухи. Привнося баланс, они неожиданно возникают в пространстве полотна как олицетворение эстетики безобразного.

При всём многообразии трансцендентного мира удивительно, насколько метафизически обездвижено изображаемое пространство. Композиции напоминают постановочные фотографии. Такое же ложное ощущение движения можно почувствовать в тотальной инсталляции, где монохромное восприятие мира, представленное в графических полотнах, нашло воплощение в объёмном чёрном многощупальцевом монстре, затаившемся в белой комнате.

У Жумабек в зависимости от контекста восприятия образы почти всегда неоднозначные, и это одна из сильных сторон её творчества. Тот же самый монстр кому-то может показаться устрашающим, кому-то привлекательным. Его удалённость вглубь пространства намекает на внутреннего монстра, щупальцы которого периодически выбираются наружу. Это может быть воплощением наших страхов, кошмаров, обид, плохих мыслей, которые мы старательно прячем в уголки бессознательного.

В другом прочтении можно увидеть распятие. Этим объясняются безжизненные поникшие нижние конечности, напоминающие корни. Отсюда вытекает ещё одна ассоциация — с перевёрнутым деревом. Мотив ветвей/корней мы часто встречаем в других работах Жумабек; где-то они служат опорой, где-то схожи с кровеносной системой. В любом случае, всепоглощающий чёрный цвет плоти манит, и чем ближе к монстру, тем сильнее чувство страха и притяжения.

В завершение обзора персональной выставки Аружан Жумабек хочется ещё раз отметить индивидуальность её художественной манеры, которая в наибольшей степени позволяет раскрыть поднятые темы, чья актуальность граничит с вневременными вопросами бытия, эстетики, национальных традиций. Через колористический минимализм она приоткрывает занавес в параллельный мир, с одной стороны, полный невиданных сюрреалистических существ, с другой — знакомый, пусть и искажённый. Все видимые и невидимые аллегорические связи персонажей и элементов магически конструируют и держат неосязаемое мистическое пространство работ Жумабек.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Перчатки для ног и архивная мода: какие кроссовки мы будем носить в 2025 году
Стиль
#мода
Перчатки для ног и архивная мода: какие кроссовки мы будем носить в 2025 году
Куда сходить в Алматы: New Year edition
Город
#события
Куда сходить в Алматы: New Year edition
Чем запомнился 2024 год: Сериалы
Культура
#кино
Чем запомнился 2024 год: Сериалы
Чем запомнился 2024 год: Кино
Культура
#кино
Чем запомнился 2024 год: Кино
Пантенол, мочевина и чепчик для головы: как защитить кожу от зимних холодов
Стиль
#красота
Пантенол, мочевина и чепчик для головы: как защитить кожу от зимних холодов