Почему стоит сходить на выставку Катерины Никаноровой?

Почему стоит сходить на выставку Катерины Никаноровой?

«Одно основание мира» — персональная выставка алматинской художницы Катерины Никаноровой. Красивое название с фундаментальным смыслом, графические работы, объекты и видео-арт, однако всё не так просто и однозначно. Экспозиция в Esentai Gallery — лишь приглашение к истинному высказыванию автора.

Фото 1. Вид экспозиции
Фото 2. В царских садах. 2018. след. Prima materia. 2018

 

Для начала следует отметить, что в творчестве Никаноровой есть центральный художественный образ — Катипа Апай, являющийся альтер эго художницы. На самой выставке она аккуратно знакомит зрителя с Катипой через видео-арт, где она предстаёт в белом одеянии богини — перерождённой Великой матери. Согласно мифу о Катипе Апай (из манифеста художницы «Катипаапизм. Методическое пособие по модернизации сознания»), она представляет собой мать всего. Нежные мягкие движения и манящий голос в видео-работе вторят этому материнскому образу, обещающему заботу и порядок вокруг. Более подробное познание вам откроется при личной встрече с художницей на её экскурсиях и практиках, связанных с «суеверованием» — ещё одним аспектом её художественного высказывания. (см. манифест «Катипаапизм. Методическое пособие по модернизации сознания»).

Фото 3. Суперконтиненты. 2018

 

И всё же выставка в первую очередь подразумевает диалог зрителя и произведений без физического вмешательства автора. Сложно не отметить, комфортную экспозицию, которая демонстрирует, как галерея освоила новое пространство после переезда. Куратором выступила сама хозяйка галереи Тогжан Сакбаева. Ей удалось создать ненавязчивый нарратив, распределив идеи художницы, словно нанося их на карту, различными интерпретациями которой покрыты стены и столы.

Фото 4. Мегалитическая Мария. 2012
Фото 5. Ганда прекрасная. 2017. Фрагмент

Гармония тихого движения и спокойствия, исходящая от манипуляций рук Катипы Апай, распространяется и на остальные работы. Сочетающие в тебе графику и технику коллажа, представленные произведения пронизаны малоамплитудными, оттого и неспешными ритмами («Митохондриальная Ева», 2011; «Страшный суд», 2016; «Prima materia», «В царских садах», обе 2018). Помимо непрекращающейся гармонии, перетекающей из работы в работу, считывается архитектурное образование художницы, передающееся через конструктивность композиций. И тут будет уместно добавить, что при всей неординарности и упорядоченной связи с миром, Катерина обращается к вполне классическим символам («Behind the Fence», 2024), орнаментам («Три музы Абая», 2018) и архетипам («Мегалитическая Мария», 2012; «Рай», 2016). Под каждой работой художница оставила собственные пояснения, как изображённое коррелируется с катипаапизмом.

Фото 6. Три музы Абая. 2018

 

Образ «самопровозглашённой центральноазиатской Б-ни» (см. манифест «Катипаапизм. Методическое пособие по модернизации сознания») легко подвергнуть критике в силу его монументальности и насыщенности легенды. Являясь отражением современных проблем общества и некоей версией мироздания, он берёт истоки в многочисленных известных религиях и мифологиях. В контексте современного искусства Катипа Апай представляет собой некую художественную симуляцию параллельной жизни авторки. В давно концептуальном пост-постмодернистском мире, где нормализован образ героя, ведущего двойную жизнь, Б-ня также возлагает на себя миссию спасения. Насколько зритель позволит себя «спасать», решение остаётся только за ним. Но подобное самоощущение и художественное высказывание Катерины Никаноровой однозначно относит её к числу актуальных художников с сильной позицией и альтернативным миропониманием.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Eve — главный строитель современной японской поп-музыки
Культура
#музыка
Eve — главный строитель современной японской поп-музыки
Злые женщины против системы: как злодейки захватывают исэкаи
Культура
#кино
Злые женщины против системы: как злодейки захватывают исэкаи
ГРУМИНГ: ЧТО ВЫ ОБЯЗАНЫ ЗНАТЬ?
Ликбез
#общество
ГРУМИНГ: ЧТО ВЫ ОБЯЗАНЫ ЗНАТЬ?
Искусство Алматы: что посмотреть в марте
Город
#события
Искусство Алматы: что посмотреть в марте
Образ женщины в казахстанском кино: от «Амангельды» до «Дәстүр»
Культура
#кино
Образ женщины в казахстанском кино: от «Амангельды» до «Дәстүр»