Почему я не пойду на спектакль «Подпольные девочки» во второй раз  

Почему я не пойду на спектакль «Подпольные девочки» во второй раз  

Потрясающий спектакль, который попытался дать голоса тем, чьи крики мы пока не хотим слышать. Или не можем. 

Этой осенью ташкентский театр «Ильхом» при партнёрстве со Stages привёз в Алматы две постановки: «Тартюф» и «Подпольные девочки». Делимся своими впечатлениями после просмотра последней.

«Мне очень понравился спектакль, но я бы вряд ли пошла на него во второй раз: не хочу снова переживать эти эмоции», — с такими словами вышла из зала моя подруга, с которой мы смотрели постановку «Подпольные девочки». Изредка вытирая слёзы, мы зашагали в сторону выхода. Правда, я не плакала, но разбитость и раздавленность скрежетали внутри, как и у моей подруги. Спектакль ташкентского театра «Ильхом» оставил заметный след, который я ещё долго разглядывала и пыталась понять, какие именно чувства у меня после него остались. И сейчас, наконец, я готова поделиться своими мыслями. 

Это не первый приезд «Ильхома» в Алматы и даже не первый показ «Подпольных девочек». Весной этого года он с размахом прошёл в театре Лермонтова, вызвав длинные трогательные отзывы и рекомендации увидеть его. Тогда его посетила наша авторка Дәрия Темірхан, её рецензию на казахском языке можно прочитать здесь. Во второй раз «Подпольных девочек» показали в прошлую пятницу в том же театре Лермонтова, зал был полным, а я таяла от ожидания чего-то захватывающего. 

Я знала, что перед самой премьерой в Ташкенте в 2022 году показывать спектакль «Ильхому» запретил Союз театральных деятелей Узбекистана, но, тем не менее, он всё-таки состоялся и вызвал закономерный резонанс. «Подпольные девочки» — это исследование свободы и угнетения, как говорят сами его создатели. Режиссёром-постановщиком выступил Якуб Скрживанек из Польши, а сценарий написала британская перформансистка и драматургиня Эмили Рейли, адаптировавшая его по книге шведской журналистки и писательницы Дженни Нордберг «Подпольные девочки Кабула. История афганок, которые живут в мужском обличье». 

 

Речь идёт о бача-пош — явлении, которое распространено в патриархальных Афганистане и Пакистане. С персидского языка бача-пош переводится «одетая как мальчик», так называют девочек, которые вынуждены жить под личиной сыновей до наступления полового созревания. Рождение сына в Афганистане подчёркивает значимость и социальное положение семьи, его воспринимают как наследника и продолжателя рода. Поэтому в семьях, которым «не повезло» с рождением дочери, её переодевают в традиционный мужской наряд, стригут волосы и дают мужское имя. Теперь бача-пош может пользоваться всеми правами и привилегиями, которыми наделены мужчины. Они помогают отцу, могут не заниматься домашними делами, сопровождают сестёр и мать на улице. Но длится это подобие некой свободы недолго, и бача-пош снова становятся девушками, которым нельзя даже выходить на улицу без сопровождения мужчин.

С беззаветного желания центральноазиатских матерей рожать мальчиков и начинается спектакль. Театр превращается в подобие телевизионной передачи о здоровье, которые часто транслировались в нулевые. Некая учёная в исполнении Ольги Володиной представляет свои последние исследования и учит рожать исключительно сыновей. В этом деле важно всё: и то, какой температуры пить чай, и то, в какой именно позе заниматься сексом. Сквозь муки кричите «Я хочу сына», и он — долгожданный и уже любимый — обязательно появится на свет. Но иногда, конечно, случаются осечки: смерти матерей при родах или что ещё хуже — рождённая девочка, которая точно принесёт несчастья. В какой-то момент одна из трёх рожениц действительно умирает и, словно безвольная кукла, оседает наземь, никем так и не замеченная, кроме зрителя. А у двух других на свет появляются дети не того пола. 

Они весёлые и любопытные, допытываются до мира за стенами дома, готовые влезть в любую шкуру, чтобы увидеть небо не через стекло окон. Одна из матерей рассказывает, как им придётся жить. Мне особенно запомнились реплики о свекровях, которые никогда не полюбят своих невесток: во мне особенным образом откликнулась обида за свою маму, которая, как и тысячи других, прошла свою маленькую войну. Но действие на сцене всё ещё сатирическое, вызывающее смех из-за метаироний.

Такой темп сопровождается, когда появившиеся ростовые куклы разыгрывают сценку из «Титаника», как недосягаемого идеала большой и красивой истории любви, но и её разрушает персонаж Каледона Хокли, который не признаёт независимых, талантливых и умных женщин. И даже сценка заканчивается трагедией запертой в клетке Роуз. Ощущение клетки хорошо передавали декорации — надувная конструкция, которая по мере событий спектакля сдувалась и надувалась, реагируя на степень напряжения. 

Оторвать взгляд от сцены я не могла и в момент, когда актрисы театра, облачённые в свадебную фату, пели пронзительную песню на узбекском языке и покорно шли к сцене — то ли чтобы выйти замуж, то ли покончить с жизнью. Песня, жгучая и проницательная, лилась единым ручейком по всему залу и заставляла наблюдать за происходящим: как свет проходил сквозь тонкую ткань фаты, как низко были опущены головы, как невыносимо тоскливо их ход закруглялся, будто выхода из этого круговорота действительности нет и никогда не будет. 

Они встали, и каждая рассказывала почему она будет идеальной женой. Одна умеет вовремя закрывать рот, другая никогда не повысит свой голос, третья стерпит все удары и ничего не скажет в ответ. Но пока очередь шла, одна за другой невесты показывали свой характер: вот она не будет терпеть твои бессмысленные упрёки, она получит образование, как того и желает, она будет работать. Выбор большой, но какой толк, если ни одна не выживет? Одну всё-таки забьют до смерти, другая умрёт во время родов, третья сожжёт себя от бессилия. 

В какой-то момент они выходят в никабе, иронично разрисованных логотипами люксовых брендов. Они рассказывают историю студентки из страны-которую-не-называют (но всем понятно, что это Афганистан), которая встречает переворот и захват власти талибами в «слишком» коротком платье. И пока нахлынувшее бедствие растекается по улицам столицы, всё, что она думает, — это короткое платье, которое стало преступлением. Они рассказывают, как героиня становится свидетельницей гибели людей, сорвавшихся с крыльев устремляющегося ввысь самолёта в попытке сбежать из родной страны. «Бум!» повторяют актрисы и спрашивают:«А вы знаете с каким звуком падают тела с такой высоты и на такой скорости?».

После августа 2021 года забыть этот звук героиня больше не в силах, как и понять — почему общество предпочитает мужчин и всё ещё держит в тисках женщин. Это непонимание мы отчётливо видим в диалоге между женщиной Запада и женщиной Востока, которую не хотят принимать, впускать в свой мир и которую боятся. Что скрывается за их никабом? Что скрывается в тоскливых уставших глазах, которые мы видим в прорези их одеяния?

«Мне очень понравился спектакль, но я бы вряд ли пошла на него во второй раз: не хочу снова переживать эти эмоции». Переживать эти эмоции во второй раз — действительно страшно, наверное, и я бы не хотела. Выходить из зала, пока трясутся руки, а сердце обливается кровью за всех женщин, которые остаются в клетке безнадёжности, — страшно. Но если у вас появится возможность прийти в «Ильхом» и увидеть невероятную работу «подпольных девочек», обязательно идите. Как бы ни было страшно. 

 

Фотографии: Дмитрий Поваляев
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
То, что внутри: убийство идеальных незнакомцев в Восточном экспрессе
Без рубрики
#кино
То, что внутри: убийство идеальных незнакомцев в Восточном экспрессе
Итоги Gorilla Style Wars 2024: Брейкинг вновь на вершине!
Город
#события
Итоги Gorilla Style Wars 2024: Брейкинг вновь на вершине!
Ел тарихын таспалаған «Ағайынды»
Культура
#кино
Ел тарихын таспалаған «Ағайынды»
Как прошёл юбилейный Х сезон Visa Fashion Week Almaty
Стиль
#мода
Как прошёл юбилейный Х сезон Visa Fashion Week Almaty
Созерцательная декоративность: откровения выставки «Русла моих рек»
Город
#события
Созерцательная декоративность: откровения выставки «Русла моих рек»