«Попытка невозможного»: о выставке Саяна Байгалиева

Встречаются художники, которые своим творчеством составляют ребус для исследователей искусства, вызывая несдерживаемую потребность размотать этот художественный клубок мыслей и форм. Казахстанский художник Саян Байгалиев. На выставке «Matte(r)reality» Саяна Байгалиева, проходящей в стенах музея искусств имени А. Кастеева, попробуем разобраться, насколько живописна его скульптура, где проходит грань между двумерным пространством холста и реальностью и существует ли она вообще?

Выставка продлится до 27 декабря. Куратор — Владислав Слудский. 

Нам, искусствоведам, лишь бы всё классифицировать. Вопрос — делаем ли мы это для себя, для зрителя или для художника? Кажется, что художнику это навязывание ярлыков нужно меньше всего. Особенно молодому художнику. Потому что он и так хрупко нащупывает свой путь, а тут абсолютно незнакомые люди помещают его в рамки определённого жанра или направления. Так незримые условные границы для молодого художника могут вырасти в бесконечно высокие стены, которые он не сможет преступить.

Работы Саяна Байгалиева, живопись и скульптура, связаны с реальностью. На протяжение мировой истории искусства прослеживаются определённые периоды развития реалистического изображения пространства. После реализма XIX века (в котором, собственно, была решена задача нарисовать реалистично) художники разнообразили отражение реальности: поделили её на куски (кубизм), придали ей динамики (футуризм), усилили цвет (постимпрессионизм, фовизм) или вообще лишили фигуративности (абстрактное искусство). По сути, направление реализм, к которому веками стремились художники, очень быстро себя изжило. Во многом этому поспособствовало появление примерно в это же время фотографии, и живопись вынуждена была двигаться дальше.

Художники — это искатели, вы даже не представляете, насколько они тщательные искатели. Они ткут полотно искусства на мировой карте времени, и каждая ниточка имеет связь с предыдущим участком. Да, живопись Байгалиева в основе своей консервативна, но оригинальна в восприятии пространства. Тематическим источником вдохновения служит личная (семейная) жизнь художника, его связь с родиной, но чаще героями его полотен становятся интерьеры и предметы натюрморта. Художник использует резкие ракурсы с высокой точки и гранёную, сжатую панорамность. Применение подобных видов достаточно оригинально, хотя вполне неудивительно. Человечество уже пару десятилетий проживает свою жизнь, дублируя её: первая — истинная, вторая — записанная в виртуальный мир видеокамер смартфонов, камер наблюдения на улицах, в общественных зданиях и т.д. Саяну Байгалиеву не нужно было изобретать этот ракурс, потому что он уже давно является частью нашей жизни.

Конечно, конструкция пространства его живописных интерьеров намного сложнее, чем просто вид через камеру в углу комнаты. Нарушая законы физики, он стремится изобразить существование в разных местах одновременно — отсюда многочисленные открытые двери, зеркала («Ожидание Жана», 2020; «Один в комнате», 2023), наклонные стены. Порой, танец из нескольких комнат напоминает детские книжки с хитро раскрывающимися страницами, которые превращаются в дополнительные изображения, выходящие за пределы плоскости листа. Также и Байгалиеву стало мало плоскости холста. Его максимально открытые композиции перешагнули грань, физически разделяющую полотно и окружающее объёмное пространство («Из комнаты», 2022).

На самом деле Саян Байгалиев продолжает дело, начатое Рене Магриттом в 1928 году в «Попытке невозможного». Известный бельгийский сюрреалист переосмыслил древнегреческий миф о Пигмалионе, создавшем скульптуру девушки, которая в последствии ожила. Магритт заменил скульптуру живописью и нарисовал свою жену, но сразу в объёме. Вот-вот, последний мазок кисти — и она заговорит. Байгалиев же в буквальном смысле перевёл живопись в скульптуру. Предметы, существующие на плоскости холста, частично или полностью обретают форму в трёхмерном пространстве. Масштабным результатом мышления художника стала тотальная инсталляция «Внутри пространства, в котором я живу» 2023 года. «Живописная инсталляция» — пожалуй, наиболее подходящий термин для подобных работ Саяна Байгалиева.

Характерной особенностью его художественного метода является работа с одним медиумом — маслом, даже в скульптуре. Масло визуально объединяет композицию инсталляций и приводит зрителя в некое недоумение: «А что, так можно?». Именно цельность и физическое единство 2D с трёхмерной формой позволяют задуматься над вопросами, обозначенными куратором выставки Владиславом Слудским, о реальности существования.

Где же истинная реальность: в предметах, которые мы можем потрогать? Но масло делает их будто бы несуществующими. Сложно вновь не вспомнить Магритта и его игру смыслов в серии «Вероломство образов». «Это не трубка» — гласит известная надпись на картине, объясняемая автором тем, что если бы это была реальная трубка, то он мог бы взять её в руку, забить табак и покурить, нет, это всего лишь изображение трубки. Аналогично можно порассуждать, например, с бокалом красного вина у Байгалиева. Бокал в руку мы взять можем (миф о Пигмалионе), но нарисованное вино выпить не удастся. Этот факт ставит под сомнение реальность трёхмерного изображения. Получается, что объём не даёт гарантий реалистичности. А вот изображённые комнаты квартиры художника в этой же инсталляции больше приближают нас к действительности. Изображения на холсте дают нам больше информации, они и не обманывают зрителя. Он понимает, что комната или коридор нарисованы, он не пытается в них зайти.

В экспозиции представлено более 24 живописных композиций, заставляющих задуматься о реальном и виртуальном, физическом и тем, что существует в нашем воображении или воспоминаниях. А закончить наши размышления хочется цитатой из текста к каталогу выставки куратора Владислава Слудского:

Велик соблазн допустить спекулятивную мысль о том, что мир, изобретённый художником, не менее реальный, чем мир, в котором висят его работы — с точки зрения квантовой физики, теорий мультивселенных и симуляций, если и не доказать, то опровергнуть это невозможно или почти невозможно».

 

 

Источники фото: фото редакции, Egin Art Space, artchive.ru
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл Nomad Party “Qara Tun”
Город
#события
Как прошёл Nomad Party “Qara Tun”
Самые ожидаемые фильмы 2025
Культура
#кино
Самые ожидаемые фильмы 2025
Стали известны имена лауреатов премии «Золотой Глобус» 2025
Культура
#кино
Стали известны имена лауреатов премии «Золотой Глобус» 2025
Второй сезон «Игры в кальмара»: мрачнее, длиннее и скучнее
Культура
#кино
Второй сезон «Игры в кальмара»: мрачнее, длиннее и скучнее
«Кадет» Адильхан Ержанов: призрак коммунизма в Каратасе
Культура
#кино
«Кадет» Адильхан Ержанов: призрак коммунизма в Каратасе