В ноябре в Алматы прошли сразу две выставки Асель Кенжетаевой: персональная в 101 Dump gallery и совместная с Санжаром Досмагамбетовым в ARTMEKEN gallery, куратором которой выступила Валерия Ибраева. Обе экспозиции объединяет тема женщин в современном мире: в первой – художница осмысляет положение женщины в патриархальном обществе, вторая посвящена проблеме гендерного насилия.
На выставке «Golyy zhenshchina pokazyvayu» через обнажение художница пытается разрушить привычные рамки восприятия женского тела, не акцентируя внимание на его эстетике. Через насыщенный колорит и экспрессию она передаёт внутреннее состояние модели, её характер. Хаотичная экспозиция погружает в мир женственности. Возможно, авторка хотела добиться эффекта неожиданности и насыщенности. Один яркий образ резко сменяет другой, каждый из которых несет различные эмоциональные оттенки.
Среди портретов выделяется работа с двумя краснофигурными девушками на таком же красном фоне с добавлением салатово-зеленого пятна. Построенная на цветовом контрасте «красный-зеленый», живопись выглядит свежей благодаря голубой фрагментарной обводке силуэтов. Национальные украшения, как и в остальных работах, дополняют образ обнаженных. Работа отличается минимализмом деталей, уверенным рисунком, цельностью композиции.
Часть живописных работ на «Golyy zhenshchina pokazyvayu» имеет графическое изображение портретов. Чёрной краской художница экспрессивно обозначает силуэт девушек, оставляя их фигуры прозрачными. Фон состоит из насыщенных локальных цветовых пятен, нанесённых широкой кистью, иногда покрытых сетью орнаментов.
Поддавшись влиянию фовизма и экспрессионизма XX столетия, Асель Кенжетаева экспериментирует с цветом – не всегда удачно, но таких работ крайне мало. Колористические исследования дали яркий смелый результат в серии работ «Пылающая невестка. Приданое». Отказавшись от эскизной незаконченности, Асель детально прописывает детали и контуры, заполняя их красочными сочетаниями. Не теряя яркости, цветовая палитра становится более сложной и отражает самобытность видения автора.
Грамотностью кураторских решений отличается выставка «Опасные связи». Серия «Пылающая невестка. Приданое» (2020) Асель Кенжетаевой из семи живописных полотен сопровождается серией «7УЯТOFF» (2021–2023) ярких пластиковых скульптур Санжара Досмагамбетова. Куратор Валерия Ибраева отмечает импрессионистический язык скульптурной пластики. Подвешенные веревками в японской технике шибари фигуры полны динамики, экспрессии и внутреннего напряжения. Художник лишил скульптуры не только индивидуальных портретных черт, но и детализации. Всю эмоциональность Санжар Досмагамбетов передаёт через язык тела.
Внешняя декоративная обманчивость, скрывающая истинный посыл автора, стала ключевой идеей серии «Пылающая невестка. Приданое». Пылающие девушки словно средневековые соборы пламенеющей готики перегружены декоративностью.
Как и традиционные украшения в творчестве Асель Кенжетаевой, выступающие символом ограничения (ограничения свободы от обязанностей, ярлыков, архаизмов мышления), техника шибари за своей эстетикой скрывает насильственный посыл в той или иной степени.
Супруги Асель Кенжетаева и Санжар Досмагамбетов не единственные, кто в своём творчестве обратились к теме насилия, включая гендерное неравенство. В 2020 году период карантина вскрыл многие больные точки общества. После снятия ограничительных мер, по стране прокатилась волна выставок, призывающая обратить внимание на проблему домашнего насилия (проект «Шаш» Меруерт Кунаковой, 2020; групповая выставка «Ол Кыз», 2022; групповая выставка «За дверью», 2022). Внимание к этому вопросу не угасает и в настоящее время. Актуальное искусство позволяет говорить с обществом о волнующих его проблемах.