Выставка «Наедине со всеми» недавних выпускников КазНАИ имени Т. К. Жургенова и Института художественного образования КазНПУ имени Абая, прошедшая в декабре, показывает, насколько тяжёл путь художника-живописца. Стараясь опираться на внутренний голос, авторы все еще находятся в поиске. Они делятся личными историями, много экспериментируют с техникой.
Махаббат Сагындык представила серии портретов и натюрмортов, созданных в период обучения в студии Георгия Халанского. Наибольший интерес вызывает графика, выполненная в смешанной технике, из цикла «Ожидание». Загадочные, в какой-то степени меланхоличные, мечтательные девушки – собирательный привлекательный во все времена романтический образ, помещенный в декоративное окружение: золотистый, синий или серо-коричневый фактурный фон. Предмет в руках девушек наделяет их личной историей. Декоративная подача портретов вызывает симпатию, но доминирует над глубиной образов.
Среди живописных портретов Махаббат Сагындык сложно пройти мимо «Алисы. Прибывшая к нам из страны чудес», оказавшаяся на фоне летающих белых кроликов, что вполне может оказаться принтом на обоях, с лучистыми рыжими волосами довольно отстраненно смотрит на нас Алиса. В ней нет абсолютно ничего, связанного с её приключениями. Неохотно рассматривая зрителя через лорнет, Алиса погружена в свои мысли. Какие, догадаться сложно. Авторка не оставила подсказок. Зато её образ понятен современному зрителю. Алиса выглядит так, будто её отвлекли и заставили с посмотреть в камеру, чтобы сфотографироваться, а опущенной рукой она наверняка держит смартфон. Иллюстративная, фрагментарно плоскостная манера совсем не мешает прочтению образа. Скорее наоборот, помогает вступить в зрительный диалог с Алисой и почувствовать себя неловко за то, что помешали ей.
Натюрморты Махаббат Сагындык наполнены символизмом, раскрывающимся через названия («12», «Семья»), но не вызывают сильного интереса ввиду стилистической обыденности. БОльшая индивидуальность проявляется в сюрреалистических работах художницы, хотя все еще характеризующихся аллегорическим мышлением. В «Портрете №3» она создала мир художницы, которая может путешествовать во времени, примеряя разные платья.
В творчестве Махаббат Сагындык можно отметить чуткое внимание к образу девушки. В женских портретах авторка не поднимает острых актуальных вопросов, она сосредоточена на духовности, сказочности, игривости. Её героини лиричны и загадочны, словно феи, они готовы делать мир светлее и наполнять его чудесами.
Работы, выполненные мазками, выглядят колкими и распадающимися («Жена», «Невеста», «Безбашенные», все 2021 года). Опираясь на творчество неоимпрессионистов, которые писали точками, а точнее ими разделяли (Поль Синьяк, 1899), молодой художник хотел добиться какого-то временнОго эффекта, возможно, мимолетности видения. Неоимпрессионизм (точнее пуантилизм) основывается на теории цвета и оптике, имея научную основу. Живописные искания Бахтияра Смагула оставляют много вопросов. Какой оптический эффект производят крупные пастозные мазки, нанесенные поверх существующего красочного слоя? Какой принцип лежит в основе живописного решения? Как соотносятся между собой точечная живописная манера и напряженная тема сложных взаимоотношений между мужчиной и женщиной?
Вопрос семейного счастья стал лейтмотивом представленных на выставке работ Бахтияра Смагула как живописных, так и графических, отличающихся цельностью художественного образа. Романтические отношения художник рассматривает в непривычно напряженном тоне. Даже когда влюбленные заключены в объятия друг друга, взгляды их направлены в разные стороны («Счастье», «Прилетели», обе 2021 г.), что явно говорит о разладе. Угрюмое выражение лица мужчин вызывает чувство дискомфорта и тревогу не меньше, чем детская тема в графике «Бремя» и «Неизбежное счастье», обе 2021 г., где ребенок изображен то в виде пугающей куклы, то верхом на родителях.
Одинокие персонажи листов «Плохо» и «11 друзей» также не выглядят счастливыми: мужчина, обнимающий свои колени и держа в руках хрупкий зонтик, грозно косящийся на птичку на его плече, и смотрящая исподлобья обиженно-горделивая девушка, окруженная черными котами, до которых ей нет дела. Мужской депрессивный недоверчивый взгляд, женское кокетство, отведенные глаза, опущенные руки, закрытые позы – несчастный исход любого романа. Очевидно, тема близких отношений неравнодушно переосмысляется автором.
Поиск стиля характерен и для живописных работ Евгении Кулагиной. Гармоничным колоритом обладает ее ранняя работа «Пока шумит дождь» 2015 г., выполненная в смешанной технике. Более поздние колористические искания художницы неоднозначны. Как и предыдущие авторы, она опирается на аллегорические образы, стараясь заинтересовать зрителя таинственностью, порой мистикой или сюрреалистичностью. Следуя своему чутью и фантазии в изображении ирреального, художница недостаточно внимания уделяет цвету. Использование чистого цвета должно быть оправданно. В живописи Евгении Кулагиной он проигрывает сложным колористическим отношениям работ 2015-2016 гг.
Технические манипуляции, осваиваемые в процессе обучения – это первая ступень на сложном пути. Художник раскрывается через свой внутренний мир; его работы – отражение времени, быта, его мировоззрения и позиции. Общаясь со зрителем через свои произведения (будь то живопись, скульптура, инсталляция или видеоарт), художник возлагает на себя огромную ответственность, не стоит забывать об этом.