Сауле Сулейменова уже десять лет известна зрителю, как художник, работающий с необычным материалом — пластиковыми пакетами. За это время её пластиковая живопись трансформировать, художница находила новые приёмы в совершенстве своей техники. Поэтому так привлекательно посмотреть обособленно на работы не совсем раннего, но предшествующего периода.
На протяжение нескольких лет Сауле работала над серией «Казахская хроника», которая экспонировалась в галерее «Тенгри-Умай» (Алматы) и на выставке «Kazakh: Paintings by Saule Suleimenova» (Townsend Center, Berkeley University, USA). Художница родилась и живёт в Алматы, она превосходно знает и чувствует этот город. Она наблюдает его изнутри и может подмечать те неуловимые моменты, способные отметить только глаз художника, но цепляющие душу зрителя.
На художественном видении пространства и деталей сказывается архитектурное образование Сауле Сулейменовой, которое позволяет ей выстраивать невидимые коммуникационные связи как архитектонические, так и общественно-социальные. Не безынтересные у художницы отношения с фотографией. Она использовала фотографию в своих живописных работах, исследовала влияние фотографии на творчество импрессионистов, сейчас она обращается к фотографии как к отправной точке для своих живописных целлофановых работ («Три невесты», несколько вариантов). Сауле важна историческая память, которую хрупко хранят старые чёрно-белые снимки. В контексте её современных художественных исследований, по большей части сосредоточенных на деколониальном дискурсе и социально-политических мотивах, архивная фотография является существенным доказательным элементом.
В представленных на выставке работах фотография не играет ключевой роли. В первое десятилетие нынешнего столетия фотоаппарат не всегда был под рукой, и, как отмечает художница, эти графические работы были созданы на основе быстрых зарисовок с натуры. Но теперь эти же произведения в каком-то смысле сами стали архивными документами, и Сауле уже их использует для переосмысления в меняющемся культурно-историческом контексте посредством собственной техники целлофановой живописи.
Выставка «Неофициальные городские хроники» включает десять работ, выполненных в технике граттографии. Эта техника процарапывания позволяет Сауле Сулейменовой выдержать где-то колористическое напряжение, где-то колористический баланс. В целом цветом она изображает городскую гармонию: отблески фар в городских элементах, рефлексы густой зелени на фасадах, оранжево-коричневый снег от вывески магазина, отражение голубого неба в стёклах автобусов.
Персонажами её работ стали не только люди, но и здания, машины, да и вообще сама алматинская жизнь. Представленные графические листы наполнены движением, люди не позируют, они заняты своими делами, покупками, разговорами, ожиданием, куда-то идут или едут. Такой способ передачи изображения очень близок фотографии — мимолётному снимку, запечатлевшему долю секунды непрерывного физического потока.
В самом начале мы упомянули архитектурное мышление художницы, которое во многом сказывается на композиционной устойчивости и разнообразном сложном пространственном ощущении. Всего в нескольких представленных работах она использует реалистический, декоративный, коллажный, зеркальный методы. Особо привлекательно смотрится последний, воплощённый в мистическом отражении в стеклянных окнах общественного транспорта, где в лёгком освещении салона тонкие силуэты пассажиров чередуются с чёрными контурами деревьев.
Стоит отметить, что небанальное представление пространства полотна сохранилось у художницы и в последующих работах. Например, она может заменить настоящий фон другим, концептуально более подходящим. А целлофановая живопись позволяет ей использовать прозрачный фон, приобретающий символическое сакральное значение, перенося изображаемую сцену в эфемерное пространство (как, например, в своё время византийские мастера использовали золотой фон мозаик).
Немногочисленная экспозиция «Неофициальных городских хроник» представляла собой редкую возможность «лично познакомиться» с работами определённого периода Сауле Сулейменовой, который во многом является с одной стороны предысторией целлофановой живописи, с другой — завершающим этапом работы с традиционными техниками и материалами.