Подсмотрено в Алматы. «Неофициальные городские хроники» Сауле Сулейменовой

В рамках работы новой школы дизайна Almaty City Design School на территории института «Алматыгенплан» прошла персональная выставка «Неофициальные городские хроники» Сауле Сулейменовой. Выставка камерного формата включала десять тщательно отобранных куратором Аэлитой Жумаевой графических произведений периода 2004–2014 гг.

Сауле Сулейменова уже десять лет известна зрителю, как художник, работающий с необычным материалом — пластиковыми пакетами. За это время её пластиковая живопись трансформировать, художница находила новые приёмы в совершенстве своей техники. Поэтому так привлекательно посмотреть обособленно на работы не совсем раннего, но предшествующего периода.

На протяжение нескольких лет Сауле работала над серией «Казахская хроника», которая экспонировалась в галерее «Тенгри-Умай» (Алматы) и на выставке «Kazakh: Paintings by Saule Suleimenova» (Townsend Center, Berkeley University, USA). Художница родилась и живёт в Алматы, она превосходно знает и чувствует этот город. Она наблюдает его изнутри и может подмечать те неуловимые моменты, способные отметить только глаз художника, но цепляющие душу зрителя.

На художественном видении пространства и деталей сказывается архитектурное образование Сауле Сулейменовой, которое позволяет ей выстраивать невидимые коммуникационные связи как архитектонические, так и общественно-социальные. Не безынтересные у художницы отношения с фотографией. Она использовала фотографию в своих живописных работах, исследовала влияние фотографии на творчество импрессионистов, сейчас она обращается к фотографии как к отправной точке для своих живописных целлофановых работ («Три невесты», несколько вариантов). Сауле важна историческая память, которую хрупко хранят старые чёрно-белые снимки. В контексте её современных художественных исследований, по большей части сосредоточенных на деколониальном дискурсе и социально-политических мотивах, архивная фотография является существенным доказательным элементом.

В представленных на выставке работах фотография не играет ключевой роли. В первое десятилетие нынешнего столетия фотоаппарат не всегда был под рукой, и, как отмечает художница, эти графические работы были созданы на основе быстрых зарисовок с натуры. Но теперь эти же произведения в каком-то смысле сами стали архивными документами, и Сауле уже их использует для переосмысления в меняющемся культурно-историческом контексте посредством собственной техники целлофановой живописи.

Выставка «Неофициальные городские хроники» включает десять работ, выполненных в технике граттографии. Эта техника процарапывания позволяет Сауле Сулейменовой выдержать где-то колористическое напряжение, где-то колористический баланс. В целом цветом она изображает городскую гармонию: отблески фар в городских элементах, рефлексы густой зелени на фасадах, оранжево-коричневый снег от вывески магазина, отражение голубого неба в стёклах автобусов.

Персонажами её работ стали не только люди, но и здания, машины, да и вообще сама алматинская жизнь. Представленные графические листы наполнены движением, люди не позируют, они заняты своими делами, покупками, разговорами, ожиданием, куда-то идут или едут. Такой способ передачи изображения очень близок фотографии — мимолётному снимку, запечатлевшему долю секунды непрерывного физического потока.

В самом начале мы упомянули архитектурное мышление художницы, которое во многом сказывается на композиционной устойчивости и разнообразном сложном пространственном ощущении. Всего в нескольких представленных работах она использует реалистический, декоративный, коллажный, зеркальный методы. Особо привлекательно смотрится последний, воплощённый в мистическом отражении в стеклянных окнах общественного транспорта, где в лёгком освещении салона тонкие силуэты пассажиров чередуются с чёрными контурами деревьев.

Стоит отметить, что небанальное представление пространства полотна сохранилось у художницы и в последующих работах. Например, она может заменить настоящий фон другим, концептуально более подходящим. А целлофановая живопись позволяет ей использовать прозрачный фон, приобретающий символическое сакральное значение, перенося изображаемую сцену в эфемерное пространство (как, например, в своё время византийские мастера использовали золотой фон мозаик).

Немногочисленная экспозиция «Неофициальных городских хроник» представляла собой редкую возможность «лично познакомиться» с работами определённого периода Сауле Сулейменовой, который во многом является с одной стороны предысторией целлофановой живописи, с другой — завершающим этапом работы с традиционными техниками и материалами.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Властелин колец: Война рохирримов»: никому ненужная аниме-экранизация
Культура
#кино
«Властелин колец: Война рохирримов»: никому ненужная аниме-экранизация
Как прошёл дневной рейв в Алматы — фоторепортаж
Город
#события
Как прошёл дневной рейв в Алматы — фоторепортаж
НАШ ХОККЕЙ: ТРУДНОСТИ «БАРЫСА», ПЕРЕСТРОЙКА PHL И УСПЕХИ СБОРНОЙ
Ликбез
НАШ ХОККЕЙ: ТРУДНОСТИ «БАРЫСА», ПЕРЕСТРОЙКА PHL И УСПЕХИ СБОРНОЙ
Жараның бетін тырнайтын «Жауап бер» фильмі
Культура
#кино
Жараның бетін тырнайтын «Жауап бер» фильмі
Перформанс QYSTAU: новые коллекции алматинской четвёрки на сцене ARTиШОК
Стиль
#мода
Перформанс QYSTAU: новые коллекции алматинской четвёрки на сцене ARTиШОК