В июле в 101 Dump Gallery прошла персональная выставка «Человек в товарном вагоне» Владислава Андреева. Владислав Андреев – мультидисциплинарный художник и графический дизайнер, окончил Свободные мастерские Московского музея современного искусства. В настоящее время живёт и работает в Грузии. В Казахстане, возможно, его имя не очень известно, но историей и культурой страны художник интересуется не первый год. Его выставочный проект посвящён теме массовых депортаций в Казахстан в 1930-х–1950-х годах.
Экспозиция включает пять проектов, выполненных в разных медиа, и начинается с работы «1916» (2022–2023 гг.), состоящую из двух фотографий. Дополнением к ним служит одеяние, в котором и были сделаны фото. Специально сшитое и покрытое текстом указа императора Николая II о мобилизации более 600 тысяч человек из Туркестанского края, Степного края, а также из Семиреченской области в период Первой мировой войны, одеяние с длинными рукавами и в пол само по себе является актом переосмысления художником тех событий. Вышеупомянутый указ стал поводом для череды крупных восстаний, завершившихся сотнями тысяч убитых, приговорённых к смертной казни, тюремному заключению и каторжным работам.
По настроению фотографии Владислава напоминают образы фильмов Андрея Тарковского. Природа в работах молодого художника имеет не только эстетическое значение, но и играет ориентирующую роль. Местом съёмки Андреев выбрал именно ту территорию, где проходило восстание в Семиречье. Бескрайние безмятежные просторы её современных видов в чёрно-белых снимках обретают экзистенциальных характер, отражающий метафизичность бытия. В «1916» считывается бескомпромиссный вопрос: свобода действия или смирение с судьбой? Образы казахстанских ландшафтов оборачиваются размышлениями о природе человека, понятии «гуманности» через его поведение и категории сознания.
Работы «Человек в товарном вагоне» (2023 г.) и «Жаңа Жол» (2024 г.) посвящены теме колонизации. Силой сопереживания и попыткой транслировать чувства депортируемых отличается видео-арт «Человек в товарном вагоне». Монотонностью железнодорожного стука колёс характеризуется почти неменяющаяся сцена: лишь мерцание звёзд и их поспешные следы на степной поверхности. Под шум поезда звучат стихи Владислава Андреева на русском и казахском языках.
В пути несколько дней, месяцев, лет.
С собой почти ничего, только мысли…
Белый ветер сдул всё живое,
Остались руины
И шум поездов»…
Как и «Человек в товарном вагоне» проект «Жаңа Жол» основан на исследовании архивов записей выживших после многочисленных депортаций в Центральную Азию. Работа включает фотографии местности, взрослые и детские воспоминания, представленные цитатами.
Ссылка шла в этих телятниках, ужасно, долго, никто ничего не знал»
Мама рассказывала, что все голодные, холодные, туалета не было, поезд не останавливали, прямо туда ходили. По дороге много умерло. Открывали двери вагона и на снег видали умерших людей»
Отличительной особенностью работ выставки «Человек в товарном вагоне» являются элементы документалистики, интегрированные по большей части текстом. Это могут быть не только цитаты, но и числа. Например, в одной из работ серии «Зима длинною в век» (2023–2024 гг.) белой краской написано: «527/285», что отсылает к номеру указа, после которого появился Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь), ставший в один ряд с крупнейшими лагерями системы ГУЛАГ НКВД СССР.
Дотошное внимание художника к деталям соотносится с осторожностью, с которой жили люди в период репрессий. Владислав Андреев избегает перегруженности, лишних ненужных образов, аллегорий. Даже в колорите он остановился на монохромной гамме, не зависимо от техники и материалов. «Человек в товарном вагоне» – выставка о боли, пережитой народами и несколькими поколениями. Художественные высказывания о колонизации, вскрывающие болевые точки, о которых принято умалчивать, являются частью дискурса актуального мирового искусства.