«… тогда ведь мы не знали, что есть даже такое Казахстан…»

«… тогда ведь мы не знали, что есть даже такое Казахстан…»

В июле в 101 Dump Gallery прошла персональная выставка «Человек в товарном вагоне» Владислава Андреева. Владислав Андреев – мультидисциплинарный художник и графический дизайнер, окончил Свободные мастерские Московского музея современного искусства. В настоящее время живёт и работает в Грузии. В Казахстане, возможно, его имя не очень известно, но историей и культурой страны художник интересуется не первый год. Его выставочный проект посвящён теме массовых депортаций в Казахстан в 1930-х–1950-х годах.

Экспозиция включает пять проектов, выполненных в разных медиа, и начинается с работы «1916» (2022–2023 гг.), состоящую из двух фотографий. Дополнением к ним служит одеяние, в котором и были сделаны фото. Специально сшитое и покрытое текстом указа императора Николая II о мобилизации более 600 тысяч человек из Туркестанского края, Степного края, а также из Семиреченской области в период Первой мировой войны, одеяние с длинными рукавами и в пол само по себе является актом переосмысления художником тех событий. Вышеупомянутый указ стал поводом для череды крупных восстаний, завершившихся сотнями тысяч убитых, приговорённых к смертной казни, тюремному заключению и каторжным работам.

По настроению фотографии Владислава напоминают образы фильмов Андрея Тарковского. Природа в работах молодого художника имеет не только эстетическое значение, но и играет ориентирующую роль. Местом съёмки Андреев выбрал именно ту территорию, где проходило восстание в Семиречье. Бескрайние безмятежные просторы её современных видов в чёрно-белых снимках обретают экзистенциальных характер, отражающий метафизичность бытия. В «1916» считывается бескомпромиссный вопрос: свобода действия или смирение с судьбой? Образы казахстанских ландшафтов оборачиваются размышлениями о природе человека, понятии «гуманности» через его поведение и категории сознания.

Работы «Человек в товарном вагоне» (2023 г.) и «Жаңа Жол» (2024 г.) посвящены теме колонизации. Силой сопереживания и попыткой транслировать чувства депортируемых отличается видео-арт «Человек в товарном вагоне». Монотонностью железнодорожного стука колёс характеризуется почти неменяющаяся сцена: лишь мерцание звёзд и их поспешные следы на степной поверхности. Под шум поезда звучат стихи Владислава Андреева на русском и казахском языках.

В пути несколько дней, месяцев, лет.

С собой почти ничего, только мысли…

 

Белый ветер сдул всё живое,

Остались руины

И шум поездов»…

Как и «Человек в товарном вагоне» проект «Жаңа Жол» основан на исследовании архивов записей выживших после многочисленных депортаций в Центральную Азию. Работа включает фотографии местности, взрослые и детские воспоминания, представленные цитатами.

 

Ссылка шла в этих телятниках, ужасно, долго, никто ничего не знал»

Мама рассказывала, что все голодные, холодные, туалета не было, поезд не останавливали, прямо туда ходили. По дороге много умерло. Открывали двери вагона и на снег видали умерших людей»

Отличительной особенностью работ выставки «Человек в товарном вагоне» являются элементы документалистики, интегрированные по большей части текстом. Это могут быть не только цитаты, но и числа. Например, в одной из работ серии «Зима длинною в век» (2023–2024 гг.) белой краской написано: «527/285», что отсылает к номеру указа, после которого появился Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь), ставший в один ряд с крупнейшими лагерями системы ГУЛАГ НКВД СССР.

Дотошное внимание художника к деталям соотносится с осторожностью, с которой жили люди в период репрессий. Владислав Андреев избегает перегруженности, лишних ненужных образов, аллегорий. Даже в колорите он остановился на монохромной гамме, не зависимо от техники и материалов. «Человек в товарном вагоне» – выставка о боли, пережитой народами и несколькими поколениями. Художественные высказывания о колонизации, вскрывающие болевые точки, о которых принято умалчивать, являются частью дискурса актуального мирового искусства.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Парадокс Родри: как незаметный герой завоевал «Золотой мяч»
Культура
Парадокс Родри: как незаметный герой завоевал «Золотой мяч»
Увлекающий, убивающий, утомляющий «Ужасающий»
Культура
#кино
Увлекающий, убивающий, утомляющий «Ужасающий»
«Спираль»: неудачная экранизация хоррор-манги Дзюндзи Ито
Культура
#кино
«Спираль»: неудачная экранизация хоррор-манги Дзюндзи Ито
«Казахстан стал для меня открытием»: интервью с фотографом Кэлли Эх
Бизнес
#люди
«Казахстан стал для меня открытием»: интервью с фотографом Кэлли Эх
Почему все смотрят «Ван-Пис» 25 лет спустя
Культура
#кино
Почему все смотрят «Ван-Пис» 25 лет спустя