В арт-пространстве ArtLab 1 и 2 мая впервые будет поставлен спектакль «Туареги» по пьесе Светланы Петрийчук, в последние годы ставшей одной из самых значительных представительниц театрального искусства.
Мы пообщались с командой спектакля о том, как они видят постановку, что хотят в ней пережить и чего ожидают от зрителя.
Контекст
«Туареги» — это пьеса Светланы Петрийчук. Сама Светлана лишена возможности поставить спектакль: на сегодняшний день она находится в российской колонии, её осудили за профессиональную деятельность. С точки зрения российских властей, спектакль Петрийчук «Финист Ясный Сокол» якобы оправдывает терроризм. В нём рассказывалось о женщинах, которые уезжают в Сирию и выходят замуж за представителей террористических организаций, а в основу легли материалы реальных уголовных дел, допросов и приговоров.
К сожалению, терапевтический характер постановки, престижные награды и даже положительный отзыв от органов российской пенитенциарной системы за вклад в профилактику экстремизма не спасли Светлану от политически мотивированного давления со стороны государства. «Туареги» — это текст, опубликованный уже после попадания Светланы Петрийчук в тюремное заключение. Он вышел в сборнике летом 2023 года. Спектакль по тексту будет поставлен впервые.
О чём пьеса?
В спектакле будет показано, как женщины поднимают бунт против патриархальных устоев в некотором селе. Первым их требованием становится запрет на продажу водки в местном магазине, но очень быстро одно требование перерастает в создание некоего «женсовета», захватывающего власть. Название пьесы, «Туареги», тоже сразу наводит на мысль о структуре власти и неких фундаментальных изменениях. Туареги — редкие племена, у которых на протяжении веков сохраняется уклад, близкий к матриархальному.
В текст пьесы замешаны и мифология племён, и вообще значительный элемент сказки — этот фон потусторонней реальности помогает разбавить жёсткий социальный контекст, и, возможно, посмотреть на людей без него. История начинается с женского бунта, но она совершенно не про войну полов. Команда спектакля рассказала, что одна из их основных задач состоит в том, чтобы показать людей друг другу без оппозиции мужчина-женщина, ребёнок-взрослый и всего прочего, что скрывает возможность коммуницировать за грузными масками стереотипов.
В то же время текст произведения будто полностью лишён морализаторства и каких-то однозначных выводов — изначально вынужденный бунт героинь против алкоголизма и насилия оказывается тяжёлым, трагичным и бессмысленным, потому что не приводит маленькое общество к значительным изменениям. Власть оказывается властью даже тогда, когда её структура полностью поменялась, и из этого циклического равновесия выйти не удаётся. Угнетённый становится угнетателем, жертва тирана выстраивает собственную тиранию — правда, это лишь одна из интерпретаций, поскольку финал остаётся открытым.
Почему всё это важно?
У пьесы много контекстов, которые тесно в ней переплетаются. Структура власти, осмысленность бунта, борьба с личными утратами, одиночество в социуме, насилие физическое и насилие психологическое и даже любовь без доступа к объекту любви Последнее, кстати, одна из любимых тем авторки оригинального произведения — она затрагивает её по касательной и в «Туарегах», и в «ЗАОчницах», и в пьесе «Финист Ясный Сокол». А ещё — контекст Казахстана, в котором Петрийчук долгие годы работала телевизионным сценаристом и в котором всё ещё сохраняется патриархальный уклад. При сохранении оригинального текста без изменений, часть его была переведена на казахский для лучшей локальной адаптации.
С Казахстаном спектакль связан во многом и потому, что туареги — это тоже кочевой народ. Одна из актрис будущего спектакля рассказала о том, что ей интересно, как абсолютно русский текст пьесы будет откликаться в ней во время игры. Она же отметила важность использования этнической музыки в постановке. Режиссёрка и художница-постановщица спектакля поделилась другими ожиданиями — спектакль может дать зрителю возможность посмотреть на людей вокруг себя без социальных масок, быть рядом и не рушить друг друга, а учиться слушать.
Для кого?
Пьеса «Туареги» даже в виде текста однозначно один из лучших опытов для всех тех, кто хочет не только быть открытым, но и открывать для себя других. Например, через взаимодействие с нестандартными для себя нарративами — спектакль умело смешивает почти программный феминистский мотив свержения патриархата вместе с демонстрацией того, что насилие исходит не от власти конкретных групп, а от власти как таковой. За последнюю мысль пьеса сталкивалась с критикой за провокационный характер и недостаточность социального посыла, но в этом и состоит её главная положительная черта — сложность и многослойность.
Разнообразие интерпретаций, сложность для восприятия из-за многих уровней повествования, смешение гиперреалистской социальной критики с мифологическими и почти магическими и разговор на табуированные темы — всё это в тексте «Туарегов», которые первого и второго мая будут впервые поставлены в ArtLab коллективом Ös Acting Collective.
Фото: Ирина Дмитровская и Тео Фрост.