Благодаря грамотному городскому планированию, вы не опаздываете по утрам на работу из-за пробок и не ломаете голову в каком магазине у дома купить продукты. Но иногда некачественное благоустройство добавляет только больше проблем.
Некоторые такие проблемы заметил урбанист Роман Барабанов в проекте по строительству пешеходного проспекта в Атырау, а мы на его примере решили спросить, как так получается, что акиматы не могут построить комфортные города и почему все делают вид, будто им не плевать на Vision Zero.
Зачем городу пешеходные зоны
Совсем недавно в Атырау представили проект по благоустройству одного из центральных проспектов города – проспекта имени Сатпаева. Это важная артерия Атырау: здесь расположены органы государственного управления, офис крупной нефтегазовой компании, торгово-развлекательный центр, мечеть и главная городская площадь имени Исатая и Махамбета.
Бесспорно, инициатива отличная: пешеходная улица – это не только +1 комфортное пространство для горожан, но и золотая жила (не считая нефти) для экономики Атырау. Сюда придут люди, бизнес, и место превратится в торгово-общественный центр. Звучит просто отлично, но не всё так просто.
Атырауский проект благоустройства представлен с приставкой Vision Zero. В основе этой концепции лежат принципы, которые предусматривают проектирование дорог с точки зрения безопасности и «нулевой терпимости» к авариям. Кроме того, концепция возлагает ответственность за дорожную безопасность в первую очередь на проектировщиков и строителей. В Алматы, например, одну из функций этой концепции выполняют «всеми любимые» камеры Sergek.
Так и в Атырау, новая пешеходная зона должна ставить во главу угла безопасность и комфорт. Но несмотря на то, что в акиматах работают целые управления городского планирования и урбанистики, контролировать проекты, построенные вопреки общепринятым нормам, получается слабо.
Атырау не стал исключением: в проекте существуют очевидные недочёты, которые заметил урбанист, специалист по транспорту Роман Барабанов:
В рендерах надземный переход не продублирован регулируемым наземным переходом, а это не соответствует требованиям инклюзивности и может привести к ДТП.
Велодорожки на заездах и выездах оборудованы пандусом, а не продолжаются на том же уровне (как приподнятый пешеходный переход).
Деревья посажены слишком близко к выезду и не обеспечивают достаточный обзор для всех.
Нет освещения и полос для общественного транспорта.
Фото: atpress.kz
«Во-первых, нужно понимать, что акимы городов, в основном, до сих пор не установили для себя цели по снижению смертности в ДТП к определённому сроку, и, насколько я знаю, Атырау – не исключение.
Во-вторых, реальные меры по БДД и снижению скорости – непопулярны, но результативны. Зачастую у акимов и руководящего состава мало понимания того, как в развитых городах работает транспорт и обеспечение безопасности дорожного движения, из-за этого они принимают очевидные, но зачастую неправильные и недальновидные решения», – говорит Роман.«Кроме того, свою роль играет «текучка» акимов и кадров в профильных управлениях, уровень заработной платы и нагрузка на персонал. Очень часто работа в акиматах крайне непривлекательна для хороших специалистов, а количество сотрудников там почему-то определяется не потребностями и задачами города, а правительством. Соответственно, за два года может появиться один более-менее нормальный проект, после чего человек уходит и продолжать его дальше просто некому»
Тем не менее, проект благоустройства атырауского проспекта Сатпаева пока официально не принят в работу. Это значит, что проектировщики ещё могут совершенствовать его по части транспорта и безопасности дорожного движения, и, возможно, уже в ближайшее время атыраусцы получат красивую, комфортную и, главное, безопасную пешеходную улицу.
А какие в Казахстане есть удачные примеры строительства пешеходных зон по рекомендации урбаниста Романа Барабанова можно узнать в нашем телеграм-канале. Переходите по ссылке в шапке профиля или ищите нас по названию – ‘98mag.